О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ОПК: системный подход как путь к лидерству

В структурной реформе военной науки ставка делается на системный подход

К тому, что отечественная оборонная промышленность не знает равных, мы привыкли еще со времен СССР. Однако заделы советского времени предсказуемо исчерпываются. Чтобы сохранить лидерство, российская оборонка кардинально меняется, причем серьезные изменения затрагивают не только технологии, но и управленческую сферу, включая управление инновациями. Так, в структурной реформе военной науки ставка делается на системный подход.

Упорядочение терминологии

В сентябре состоялась презентация военно-технического словаря "Война и мир в терминах и определениях" под редакцией вице-премьера Дмитрия Рогозина. Это второй том справочника, первый вышел в 2011 году. В коллектив составителей вошли зампред коллегии ВПК Юрий Михайлов и президент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Василий Буренок. Над подготовкой издания работало множество ученых и экспертов, представляющих как фундаментальную (РАН), так и прикладную (организации ОПК) науку.

Казалось бы, в такой наукоемкой сфере, как ОПК, все должно быть и так максимально подробно задокументировано и описано. Однако на практике это не всегда работает: общий терминологический запас, который сформировался еще в советские времена, уже не справляется с бурно развивающимися технологиями. Появляются новые материалы и технические решения, изменяется нормативная база, перестраивается структура оборонной отрасли. При этом желательно, чтобы, как выразился Рогозин, "каждый термин имел четкую дефиницию". Те, кто производит или проектирует военную технику и вооружения, должны говорить на одном языке с теми, кто ее заказывает или эксплуатирует.

Словарь содержит около пяти сотен определений и технических терминов, а также почти двести иллюстраций, касающихся российских и зарубежных систем вооружений, военно-технического сотрудничества с различными странами, научно-технической политики России в сфере ОПК, логики формирования интегрированных структур и работы оборонных предприятий.

Конечно, реальность меняется быстрее, чем составляются и готовятся к печати подобного рода издания. Наверняка что-то из описанного в словаре уже изменилось или появились какие-то новые понятия. Тем не менее, выход подобной книги, как минимум, означает, что у руководства отечественной оборонки есть стремление систематизировать деятельность отрасли, сделать ее целостной, осмысленной и максимально эффективной.

Интеграция технологических разработок

Введением в ОПК института генеральных конструкторов, о котором на сайте profiok.com много писалось, руководство Военно-промышленной комиссии не ограничилось. За этим преобразованием последовал выбор приоритетных технологических направлений, работы по каждому из которых возглавит особый человек - генеральный технолог, научный руководитель приоритетного направления. Соответствующий указ Владимир Путин подписал летом этого года. Решение выглядит логичным: чтобы воплотить в реальность конструкторскую мысль, технологии должны развиваться даже не параллельно, а с некоторым опережением. Генеральным технологам придется не только решать, какие из существующих технологий можно применить для реализации того или иного проекта, но и разрабатывать новые технологии, которые еще никто нигде не применял. И эта работа должна быть системной и пронизывать ОПК буквально насквозь. К примеру, разработка авиационного двигателя включает в себя не только построение цифровой модели и строго математические расчеты, но и анализ термодинамических показателей, исследование поведения различных материалов при разных температурах и нагрузках и так далее. Все эти работы будет возглавлять и сводить воедино конкретный человек, отсюда и высокие требования к его профессиональной квалификации.

Подбор кандидатов на должности генеральных технологов еще не закончен. Найти нужных специалистов непросто: они должны быть не только состоявшимися учеными, но и обладать организаторскими способностями, чтобы быть в состоянии выстроить скоординированную работу по своему направлению среди множества научных институтов и лабораторий. Наконец, генеральный технолог должен быть отличным стратегом и уметь работать на перспективу.

"Опасно проспать прогресс. Мы проспали его в области беспилотных систем. А потом беспилотниками начали заниматься все и сразу, и это была вторая ошибка, - говорит Дмитрий Рогозин (большое интервью Дмитрия Рогозина под названием "Ведомый станет ведущим" опубликовано 30 октября в "Российской газете" - profiok.com). - Нам надо не только планировать, но и прогнозировать, стараться предвидеть, куда разворачивается интеллектуальная мысль. Если понимаешь стратегию и умеешь предвидеть, можно работать на опережение и где нужно - срезать углы". К направлениям, разработки по которым предстоит выстроить буквально "с нуля", можно отнести, к примеру, аддитивные технологии или цифровое производство. Конечно, "с нуля" - это преувеличение, кое-какие наработки в России в этой области есть, и даже весьма успешные. Но до сих пор нет научной организации или института, которые занимались бы этим направлением предметно и ставили перед собой конкретные цели.

Кстати, введение института генеральных технологов позволит сделать военную науку более эффективной в прямом смысле - в смысле отдачи от финансовых вложений. Сегодня нередко складывается ситуация, когда научная лаборатория или институт проводит исследование, соответствующее министерство эту работу оплачивает, а потом оказывается, что результаты некуда применить. Именно поэтому было решено, что ни одна военная научная разработка не будет проводиться без санкции генерального конструктора. Аналогичную систему планируется выстроить и в области разработки технологий.

Развитие гражданского производства

Все мы знаем о том, как проходила конверсия в позднем СССР: предприятия, до недавнего времени выпускавшие современные образцы оружия, переходили к выпуску кастрюль и сковородок, что неминуемо вело и к финансовым убыткам, и к падению авторитета бывших флагманов отечественной промышленности. Как объясняет Дмитрий Рогозин, такая ситуация сложилась из-за ошибочных действий исполнителей: "В свое время я внимательно изучал документы Совета министров СССР по конверсии военного производства. Скажу, что все было прописано очень умно и в деталях. Исполнение крайне корявое, я бы даже сказал, противоречащее этим документам".

В текущем и следующем году исполнение госзаказа достигнет пикового объема, а затем будет снижаться. Оборонным предприятиям придется переходить на выпуск гражданской продукции и продукции двойного назначения. При этом хорошо бы извлечь уроки из "советской" конверсии и избежать "корявого исполнения" задуманного.

Дмитрий Рогозин выделяет два типа предприятий ОПК: одни "стоят на двух ногах", имея и объемный госзаказ, и продукцию, пригодную для экспорта, другие никогда не выпускали продукцию гражданского назначения.

В качестве примера предприятия, уверенно стоящего на ногах, можно привести Иркутский авиационный завод. На предприятии недавно прошла выкатка нового самолета МС-21, сейчас две машины готовятся к летным испытаниям и поднимутся в воздух в начале следующего года. Как сообщил Рогозин президенту страны в минувшую пятницу, в декабре ожидается выпуск третьего самолета, а четвертый экземпляр, который появится в 2017 году, будет оснащен отечественным двигателем ПД-14. По словам Рогозина, МС-21 составит реальную конкуренцию существующим "Боингам" и "Эйрбасам". Важно, что одновременно с гражданскими самолетами Иркутский авиационный завод производит и боевую технику, то есть производство диверсифицировано.

Однако есть и другие предприятия, например, выпускающие ядерное оружие. Ни о каком "смежном" производстве, конечно, говорить не приходится. Значит, нужно в каждом конкретном случае проанализировать технологии, доступные предприятию, оценить перспективы и сформировать заказ, который, подчеркивает Рогозин, не будет противоречить логике производства. Примеры подобных производственных трансформаций есть. Скажем, на тульском НПО "Сплав", выпускающем системы залпового огня, благодаря сотрудничеству с МГУ им. М.В. Ломоносова удалось наладить производство медицинского оборудования.

Возможности для оборонных предприятий есть, запросов на производство высокотехнологичной продукции хватает. Прежде всего, это медтехника: сегодня Россия закупает практически все, причем это не только сложные аппараты для рентгена и томографии, но даже несложные хирургические инструменты вроде скальпелей. Есть возможности для развития в области энергетики или электроники.

Основная задача, как считает Дмитрий Рогозин, заключается в том, чтобы сгруппировать все подобные запросы и оценить технические характеристики предприятий. С помощью этой единой информационной базы можно будет оперативно размещать заказ на соответствующих предприятиях. По мнению Рогозина, на организацию такой работы потребуется один-два года. Разумеется, предприятиям, переходящим к гражданскому производству, потребуется "мощнейшая административная и экономическая поддержка", поскольку оно не обладает компетенциями и кадрами, готовыми обеспечить эффективный выход на гражданский рынок.

Добавим, что делаются попытки систематизации не только производства продукции предприятиями ОПК и технологических разработок, но и продаж этой продукции. Например, на встрече с Владимиром Путиным, состоявшейся 11 ноября, Дмитрий Рогозин доложил о предстоящем создании Авиационной коллегии, которая будет заниматься внедрением отечественных самолетов в авиационные компании. Необходимые документы будут представлены президенту к началу декабря. Предполагается, что коллегия будет отслеживать эксплуатацию самолетов и их жизненный цикл с тем, чтобы своевременно выпускать новые. Кроме того, комиссия по импортозамещению начнет контролировать закупки импортной авиационной техники дороже миллиарда рублей: по сути, это дальне-, средне- и ближнемагистральные самолеты, и в каждой группе у России есть своя продукция.

Подготовка кадров

"У нас два миллиона людей работают в оборонно-промышленном комплексе. Хотелось бы, чтобы они остались, но чтобы качество этих двух миллионов по возрасту, по интеллектуальной и профессиональной подготовке менялось в лучшую сторону", - сказал Дмитрий Рогозин на встрече с молодыми учеными в Томске в конце октября. Модернизация оборонно-промышленного комплекса, реформа военной науки, задачи, которые стоят перед ОПК - все это требует притока квалифицированных кадров или повышения квалификации тех, кто уже работает в отрасли.

Оборонке нужны квалифицированные рабочие и инженеры, ученые, которые будут заниматься не только "рутинными", но и перспективными исследованиями. ОПК нужны люди, готовые внедрять завершенные НИОКР, налаживать производство и осваивать новые рынки.

Ранее (Тула, сентябрь с.г. - profiok.com) Дмитрий Рогозин говорил о том, что руководители предприятий ОПК будут лично отвечать не только за своевременное и качественное исполнение гособоронзаказа, но и за укомплектованность предприятия молодыми и квалифицированными кадрами, включая управленческие позиции. Иными словами, каждый директор предприятия или КБ лично отвечает за то, чтобы подготовить себе смену. Очевидно, тот же подход распространится и на институт генеральных конструкторов и генеральных технологов. Понятно, что научные руководители такого калибра - уникальные люди, но это не значит, что целые технологические направления могут попадать в зависимость от одного человека.

Комментарий profiok.com

"В нашей стране ОПК всегда был локомотивом развития экономики и технологий. Похоже, наступает время, когда в оборонно-промышленном комплексе появятся управленческие решения, которые можно будет потом реплицировать на другие сферы, - комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. - Прежде всего, это управление инновациями. Если реформа военной науки покажет свою эффективность, а результаты, думаю, можно будет почувствовать уже через несколько лет, можно будет задуматься о том, как выстроить систему госзаказа в гражданской науке, которая сейчас практически оторвана от реального сектора экономики. Создание инжиниринговых центров при вузах - изящное решение, молодежь должна быстро освоиться с созданием и выводом на рынок новых продуктов. Однако хотелось бы, чтобы направления исследований в этих центрах хотя бы частично формировались исходя из продуманной, системной политики.

Кроме того, как ни крути, управленцам ОПК, и я сейчас говорю не только о руководителях предприятий, но и о линейных менеджерах, необходимо получать качественное бизнес-образование, наращивать компетенции в этой сфере. Понятно, что после вышеприведенных реплик Дмитрия Рогозина у предприятий есть соблазн расслабиться в расчете на смену ГОЗ гражданским госзаказом. Но ведь Рогозин не говорил, что государство берет на себя обязательства во что бы то ни стало занять чем-нибудь тысячу оборонных предприятий, разбросанных по всей России. За госзаказ придется конкурировать, а это значит, что потребуются знания в области стратегического планирования, умение выстраивать процессы и оптимизировать логистику, навыки проектного управления и управления инновациями. Производство должно быть современным, гибким, готовым подстраиваться под требования рынка и, разумеется, эффективным. При этом критерием эффективности будет выступать не только количество произведенной продукции, но и ее востребованность"....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦЭРС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка