О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАКС-2017 - победила авиация

Неистребимое желание Минобороны подмять под себя все крупные форумы, мало-мальски соприкасающиеся с военной тематикой, нетрудно понять

Неистребимое желание Минобороны подмять под себя все крупные форумы, мало-мальски соприкасающиеся с военной тематикой, нетрудно понять. Но собрать их в единственном на всю страну парке "Патриот" - задача, с одной стороны, титаническая, с другой - бесславная. Что всей остальной стране оставите, товарищ министр?

МАКС - на вылет или взлет

Читаю послание Минобороны России в ОАО "Авиасалон" (официальный устроитель МАКС) и не верю собственным глазам: "В целях качественной подготовки к проведению Международного авиационно-космического салона MAKS-2017 на базе аэродрома Кубинка прошу ваших указаний о направлении в Главное командование Воздушно-космических сил сведений по расчетным площадям…" Далее про павильоны, образцы авиационной техники, транспорт, автобусы для посетителей от станции Кубинка. И подпись: Главнокомандующий Воздушно-космическими силами В. Бондарев. Датировано 30 августа 2016 года.

Тяжело Виктору Николаевичу. Все, что в Минобороны связано с авиацией, - его епархия. Вот и достается от общественности. И за попытку взять и перевести Центральный музей ВВС из Монино в парк "Патриот", и МАКС - из Жуковского в Кубинку (читай - в тот же парк "Патриот"). С музеем вроде бы разобрались, не будут ради перемещения на новую площадку пилить и уничтожать уникальные образцы самолетов и вертолетов. С МАКСом все куда сложнее.

Для начала - МАКС за счет потрясающей в народе популярности и, конечно, арендной платы для экспонентов сам себя содержит. Раз в два года заработает, и потом хватает на зарплаты сотрудников, поддержание и развитие инфраструктуры, подготовку очередного авиакосмического салона. Ни копейки не просит у государства. 2017-й - юбилейный год, МАКС отметит четверть века. То есть появилась стабильность, салон уже оставил заметный след в истории авиации. Постепенно решили больной вопрос транспортной доступности, построено новое шоссе, наладили систему парковок, в дни проведения запускаются дополнительные автобусные маршруты и электрички. Единственная проблема - проход на территорию через системы безопасности. Тут что-то изменить сложно, безопасность требует жертв, а досмотреть за несколько часов до 300 тысяч посетителей (был такой рекорд) без очередей практически невозможно.

Статическая экспозиция и летная программа давно вызывают восторг рядовых зрителей и зависть зарубежных профессионалов. Площади, взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки ЛИИ им. М.М. Громова позволяют чувствовать себя вольготно всем. Одна из самых протяженных в мире ВПП длиной 5 тыс. 400 метров гарантирует безопасность показа авиатехники. Например, 21 августа 2011 года на разбеге у самолета ПАК ФА (Т-50) начался помпаж двигателя, летчик экстренно выпустил тормозной парашют, и экспериментальная (на то время) машина замерла в пределах взлетной полосы. Никто не пострадал, в том числе и дорогущая техника. На стандартной полосе подобная ситуация грозила выкатыванием и авиационным происшествием.

Аэродром ЛИИ им. М.М. Громова - колыбель отечественной экспериментальной авиации, и для обеспечения высочайшего уровня безопасности испытательных полетов и фиксации результатов он оборудован высокоточными средствами внешнетраекторных измерений с передачей информации в режиме реального времени на контрольно-диспетчерский пункт (КДП).

И сам город Жуковский буквально дышит авиацией, стоит просто почитать названия улиц, площадей и проспектов: Туполева, Гарнаева, Громова, Амет-Хан Султана, Чкалова, Станкявичуса, Гастелло… Национальный центр авиастроения тоже здесь. Как и знаменитый на весь мир ЦАГИ им. Жуковского.

Привет, Кубинка?

Авиабаза Кубинка, куда Минобороны мечтает заполучить МАКС, сегодня явно не готова к приему такого масштабного мероприятия. Для начала - это стандартный военный аэродром с полосой 2500 метров. Входил в систему ПВО Москвы, рассчитан на полеты истребительной авиации. Как утверждают летчики-испытатели, плохо приспособлен для приема тяжелой авиационной техники. После посадки транспортного Ил-76 с максимальным грузом требуется до 6 часов, чтобы "успокоилось" бетонное покрытие взлетно-посадочной полосы. Значит, нужно строить, строить и еще раз строить - ВПП, шале, трибуны, павильоны, площади под статическую экспозицию. То есть вбухивать многие миллиарды рублей.

Эфемерная транспортная "доступность", на что напирают сторонники переноса МАКС в Кубинку, знакома всем дачникам и жителям минско-киевского направления Подмосковья. И в обычные дни здесь тоже, как и на рязанском направлении, есть все шансы зависнуть в пробках. А от МКАД до Кубинки вдвое дальше, чем до Жуковского.

И самое главное, ни для кого не секрет, что парк "Патриот" - это в недавнем прошлом военный полигон Алабино. Авиационный демонстрационный кластер "Кубинка" - военный аэродром по соседству. Возникает устойчивая ассоциация с Вооруженными силами России. То, что хорошо для парка "Патриот", не очень здорово по меркам гражданского и международного бизнеса. Большинство российских и иностранных участников представляют разработки в области гражданской авиации и науки. Как их убедить "приземлиться" на военно-ориентированную площадку? В итоге перенос грозит репутационными и финансовыми потерями, МАКС может утратить статус "международный".

Первым в бой за авиасалон в Жуковском ринулся заслуженный летчик-испытатель, Герой России и Почетный президент МАКС Магомед Толбоев. "АН" неоднократно публиковали материалы, в том числе его обращения к главе государства. И вот результат - по поручению администрации президента РФ из Минпромторга России (это официальный организатор МАКС-2017) на адрес Магомеда Толбоева и редакции пришел однозначный ответ: "Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2015 г. № 1140-р предусмотрено проведение "МАКС-2017" в г. Жуковском Московской области. В настоящее время проводится плановая подготовка к авиасалону…" Почти как в поручении первого президента России Б. Ельцина от 21 февраля 1994 года, где четко прописано, что постоянным и единым местом проведения авиасалона устанавливается территория ЛИИ им. М.М. Громова в г. Жуковском Московской области. Остается добавить - мероприятие состоится 15-20 августа 2017 года. Министерство обороны с MAKS (так в документе. - "АН") в Кубинке явно поспешило....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы Недели». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка