Труд
25 ноября 2016, 07:33
Несбитый летчик
Герой России, герой неба, герой "Труда"... Рубен Есаян - личность выдающаяся, при жизни окружена легендами
Полет поручили экипажу, уже имевшему за плечами блестящую операцию по доставке с заброшенного таежного аэродрома Ижма в Ухту аварийного Ту-154. Как и тогда в тайге, за командирский штурвал сел Рубен Есаян - пилот, имеющий допуск к выполнению самых уникальных перелетов. После снайперски точного приземления лайнера специалисты назвали это мировым рекордом: "тушка" пробежала по полосе всего 700 метров. Касание произвели на 50-м метре от начала полосы. Это был заключительный полет летчика милостью божьей Рубена Есаяна за штурвалом. Что делать, рано или поздно каждому пилоту приходится уступать место в кабине молодым...
Сколько подобных испытаний приготовила Рубену Есаяну судьба - не сосчитать! В начале 80-х он летал на Як-40 в Африке личным пилотом министра обороны Анголы. Там шла нескончаемая гражданская война. Партизаны буквально охотились за самолетом министра. В тот день в район города Лубанга он доставил ангольскую делегацию, а оттуда забирал 15 военспецов-кубинцев. Сразу после взлета на высоте 50 метров снаряд, выпущенный из джунглей, угодил в двигатель. Вспыхнуло пламя, шансов на спасение не было. Но... Есаян , заложив крутой вираж, с ходу посадил самолет. Ни одна инструкция не предусматривает "разворот вокруг хвоста" и посадку с полными баками и горящим двигателем. Это было чудо, но чудо рукотворное.
Кстати, через несколько дней Рубен поднял поврежденный "Як" на двух уцелевших двигателях и перегнал его в столицу Луанду. Бросать самолеты, даже аварийные - ему как нож в сердце. Но упаси бог вас увидеть в Есаяне отчаюгу-парня, всегда готового сыграть с судьбой в рулетку. Это уж точно не про него. Мастерство, опыт и точный расчет - вот из чего складывались посадки, которые потом попадали в учебники и летные наставления. Вот и в случае с перегоном подбитого "Яка" пилот так точно рассчитал вес самолета, что пришлось из салона убрать кресла. Но получилось же!
По испытанным им машинам (Ту-154, Ту-334, Ил-76МФ, Ил-96, Ил-114, амфибия Бе-200) можно проследить за историей отечественной авиации. К слову, Бе-200 Рубен умудрился посадить на водную гладь озера Севан, что тоже рекорд: ни одна амфибия не приводнялась на высоте 1930 метров над уровнем моря. Из 47 лет своего летного стажа 30 Есаян провел в качестве летчика-испытателя. Эти три десятилетия, как он сам считает, были самыми интересными по масштабу и сложности профессиональных задач.
Особая статья в его биографии - полеты на Ил-76ТД в Антарктиду в начале 2000-х. Всего их было 80, и каждый из них - сродни подвигу. После 10-летнего перерыва Рубену приходилось чуть ли не на ощупь налаживать сообщение со станциями на полюсе. Без наземного навигационного оборудования, локаторов, разметки и световой сигнализации Есаян со товарищи завозили на Новолазаревскую продукты, топливо, почту, медикаменты. В 2007-м его экипаж выполнил уникальную операцию по десантированию на полярную станцию Восток 28 платформ с дизельным топливом. К десантированию готовились долго и тщательно, провели тренировки на испытательном полигоне в Киржаче Владимирской области. В качестве инструктора Есаян обучал полетам в Антарктиду летчиков, но даже из первоклассных пилотов допуск получил только каждый второй...
А вот чему Есаян так и не научился за свою долгую летную жизнь, так это равнодушию. Взять хотя бы ту же Антарктиду, где у нас уже давно нет своей, о-течественной авиации. Лет восемь назад высокая правительственная делегация, прилетев на полюс холода, провела там совещание. Речь шла о создании летного Центра Арктики и Антарктики, флот которого составили бы два Ил-76 и три Ил-114 на лыжах. Но все утонуло в бесконечных согласованиях. Есаян бьется за этот проект, ибо верит в него, и веру свою он выносил не в кабинетах, а во льдах. Вместе с другими известными пилотами выступает против засилья в нашей гражданской авиации иностранной техники. В статье по этому поводу в "Труде" он отмечал: "Западные машины, которые мы усердно покупаем, рассчитаны на ровненькие европейские аэродромы. А наш Ил-114 неприхотлив, он создавался под северные раздолбанные полосы, грунтовые и даже арктические. Непонятно, почему у узбеков эти машины летают, а у нас нет..."
Его твердость родом из детства. Сын фронтовика, попавшего в плен и за это репрессированного (отца и мать Рубена выслали из Армении в Сибирь), он воспитывался в семье человека, ставшего ему дедом, - Николая Петровича Есаяна. От него-то ему досталась фамилия, а отчество сохранил отцовское: Татевосович.
В те далекие годы сосед, летавший на Ил-14, взял мальчишку с собой в рейс и даже разрешил ему посидеть в кресле второго пилота. Тот полет и решил судьбу Рубена - о другой профессии уже и речи не было. В 15 лет парень записался в аэроклуб, в 16 полетел. С тех пор в небе прошла целая жизнь.
Рубен Татевосович - родоначальник авиадинастии. Старший сын, летающий командиром Boeing-737 в "Аэрофлоте", приветствуя пассажиров, представляется так: "Рубен Есаян - младший". Еще один сын, Николай, тоже авиатор.
Свой юбилей Есаян встречает в кругу друзей, уважающих его за преданность родному делу, за оптимизм и редкое обаяние. Конечно, перестав летать, он скучает по небу. Утешает, что летают сыновья. А там, глядишь, и до внуков-пилотов дело дойдет.
Голос
Анатолий Круглов, инженер-испытатель (более сотни типов самолетов и вертолетов), друг юбиляра
- Рубен Есаян - летчик от бога. Это раз. Я с ним неоднократно летал в качестве бортового инженера-испытателя и всегда уважительно называю его командиром. Никакого намека на воздушное ухарство за ним не наблюдал, а вот высочайшая ответственность ему присуща. Когда он как летчик-испытатель ставил оценку тому или иному летающему аппарату, в его точности и скрупулезности сомнений не было. Чувство юмора блестящее - это два. Армянское радио рядом с ним отдыхает. И глубокая человеческая порядочность - это три. Вот такие штрихи к портрету......
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 28, 2024
СМИ: в США двое военнослужащих пострадали в результате крушения ударного вертолета
Март 28, 2024
В Румынию прибыли шесть британских истребителей Eurofighter Typhoon для патрулирования
Март 28, 2024
Аэропорту в Абхазии не хватает выделенной территории
Март 28, 2024
Аэропорт в Хайкоу отметил рост числа отправляемых международными рейсами посылок