О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиаторы рассказали о том, как посадили самолет Минск - Берлин с двумя отказавшими двигателями

В четверг в Национальный аэропорт "Минск" съехались ветераны советской и белорусской авиации - не только пилоты, но и техники, бортпроводники, инженеры

В четверг в Национальный аэропорт "Минск" съехались ветераны советской и белорусской авиации - не только пилоты, но и техники, бортпроводники, инженеры. Большинство из них работали на земле и в небе не один десяток лет. Поводом для встречи стали своеобразные проводы на покой: уходит в историю один из самых любимых самолетов гражданских летчиков - Ту-154.

"На ходу" в Беларуси осталось всего три таких самолета. Два из них в последнее время выполняют регулярные рейсы в Москву и Питер, а также возят гомельских нефтяников на вахту в Сибирь. Еще один самолет иногда обслуживает чиновников - например, два месяца назад, вместе с президентским "бортом №1", Ту-154 возил белорусскую делегацию в Китай. Кстати, Россия "списала" эту модель еще в 2008-2009 годах. Сейчас на регулярных рейсах там осталось только две таких машины - они летают в Якутии. Еще около 15 таких самолетов используют российские ВВС и МВД.

Свой первый полет Ту-154 совершил без малого полсотни лет назад - в 1968 году. А в 1983 году его начали эксплуатировать и минские авиаторы. Для своего времени самолет был очень актуальным - и стал самым популярным в СССР. Правда, были у него и недостатки. Большой расход топлива не способствовал удешевлению билетов, и из-за высокой шумности двигателей некоторое время назад таким самолетам даже запретили полеты в страны Европы. Кроме этого, есть особенность конструкции: все три двигателя размещены в задней части - это сделано для снижения вероятности попадания в двигатели мусора с земли и птиц при взлете. Из-за особенностей "развесовки" самолет требовал огромной квалификации летного состава. Из-за этого Ту-154 чаще других импортных аналогов попадали в авиационные инциденты и катастрофы. Из 1026 выпущенных машин в результате различных инцидентов потеряно 72 самолета, а это значит, что трагический финал настиг каждый тринадцатый Ту-154.

Тем не менее, собравшиеся авиаторы сегодня с теплотой вспоминают работу на "большой тушке", отзываясь об этом самолете самыми добрыми словами.

- Мы приехали сюда не проститься с самолетом, а повидаться с ним! - говорят они. Сидя в салоне на потертых креслах, они много шутят и вспоминают истории из своей летной жизни. "Комсомолка" услышала одну из них.

- Этот день я помню как сегодня - 9 июня 1989 года. В этот день я отмечаю свой второй день рождения, - рассказал Александр Пучков, который в те годы работал бортовым радистом на Ту-154. - Летели из Минска в Берлин. Загрузка полная - 160 человек. Полет проходил как обычно. Польшу прошли без замечаний, на границе Польши и Германии началась грозовая облачность - стало чуть сложнее. Но когда мы начали снижение и вышли на визуальный полет, произошел кошмарный случай, о котором вспоминать тяжело. В двигатель ударила шаровая молния! Он был полностью разрушен. Отключился и второй двигатель (всего на Ту-154 их три, прим. ред.). Когда я доложил о ситуации немецкому диспетчеру - он даже не сразу понял, как такое возможно - пришлось повторять. Но экипаж самолета совершил подвиг: мы смогли приземлиться! До этого такой трюк провернули лишь летчики-испытатели в Ташкенте. Конечно, нас на тренажерах готовили и к такому повороту событий, но одно дело - тренажер, и совсем другое - реальная ситуация. Потом техники, которые прилетели на расследование, подарили всему экипажу на память осколки двигателя.

Александр Пучков перечислил команду, которая принимала участие в посадке:

- Кроме меня в экипаже были командир корабля Николай Лешенюк, второй пилот Михаил Артеменко, штурман Александр Николаев - к сожалению, он не дожил до наших дней, бортинженер Николай Кисель и наши замечательные девчонки-бортпроводницы.

Оказалось, что они тоже присутствуют на встрече ветеранов авиации.

- Пассажиры, конечно, догадались о том, что произошло что-то не то, - вспоминает одна из стюардесс. - Когда ударила молния, и двигатели отключились, в салоне стало тихо-тихо. Даже компания молодых шумных немцев примолкла. Но никто не возмущался и не истерил. Мы успешно сели в Берлине - в салоне лишь чувствовался легкий запах гари. Один немец, спускаясь по трапу, спросил у меня: "Машина капут?" Я ответила: "Да нет же, никакой не капут!" Большое спасибо экипажу, это была моя любимая работа. Каждый раз, когда я входила в самолет, я знала, что с нашими летчиками мы прилетим домой целые, здоровые и невредимые!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка