О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небо, самолет, девушки

В ноябре этого года бизнесмена на борту British Airways оштрафовали на 13 фунтов за то, что тот сфотографировал короткую юбку бортпроводницы

В ноябре этого года бизнесмена на борту British Airways оштрафовали на 13 фунтов за то, что тот сфотографировал короткую юбку бортпроводницы. Сначала этот жест был расценен как сексуальное домогательство, но после проведенного расследования и представленных доказательств судье стало очевидно, что наказывать по всей строгости закона бизнесмена не стоит. Ограничились штрафом. Это не первый и, скорее всего, не последний случай, когда привлекательная внешность сотрудниц авиакомпаний становится причиной для судебных разбирательств. Но сами авиакомпании не спешат менять дресс-код бортпроводниц или ужесточать правила поведения для пассажиров, напротив, они на полную катушку используют привлекательность своих сотрудниц. Зачем авиакомпаниям это нужно и кто отвечает за то, какую форму носят на борту?

До конца 1920-х годов экипаж пассажирского самолета состоял только из пилотов. Никаких стюардесс и бортпроводниц. В 1928 году авиакомпания Deutsche Lufthansa AG ввела должность стюарда - "официанта", в обязанности которого входила в том числе чистка обуви пассажиров и даже ловля залетающих или заползающих на борт насекомых. А бортпроводницы появились еще через несколько лет. Считается, что первой стюардессой стала американка Эллен Черч. Она работала медсестрой, но мечтала стать пилотом. Авиакомпания девушке отказала, правда, потом взяла на борт - тоже медсестрой. Гражданские самолеты тогда летали низко, трясло сильно, и пассажирам часто становилось плохо. Девушки-медсестры оказались полезны и с психологической точки зрения - их присутствие в самолете успокаивало и пассажиров, и их родственников на земле. Расчет был простой: пассажиры будут меньше бояться и станут чаще пользоваться услугами авиакомпании. Так желание клиентов видеть приветливые, привлекательные лица на борту самолета определило дальнейшую судьбу профессии бортпроводника.

В конце концов прекрасные девушки стали лицом авиакомпаний - вот они идут по аэропорту, вот машут рукой с трапа, вот улыбаются с плакатов. Была придумана униформа. Сначала она была похожа на форму морских офицеров - с огромным количеством бронзовых пуговиц и других металлических элементов, а их еще нужно было чистить до блеска. Постепенно военный стиль сдал позиции: обувь на низком ходу сменилась туфлями на каблуках, нелепые головные уборы превратились в аккуратные пилотки, тяжелые двубортные куртки с медными пуговицами - в элегантные жакеты. Первопроходцем авиационной моды считается Олег Александрович Лоевский, известный миру под именем Олега Кассини,- маэстро, одевавший многих звезд Голливуда, в том числе Мэрилин Монро, Кэтрин Хепберн, а также саму Жаклин Кеннеди. Он первый разработал фирменную одежду для бортпроводниц американской компании Trans World Airlines. Униформа стюардесс стала важным элементом корпоративного стиля перевозчиков, а кого-то даже спасла от банкротства. Когда авиакомпания Southwest Airlines оказалась в сложном финансовом положении, один из маркетологов посоветовал решить проблему с помощью более сексуальной униформы для бортпроводниц - ее создал маэстро Валентино Гаравани. Стройные ножки стюардесс, облаченных в короткие облегающие шорты и высокие белые сапожки, оказались гораздо эффективнее неслыханных скидок и многочисленных рекламных акций. Объем продаж билетов авиакомпании резко увеличился, правда, девушки жаловались на чрезмерное внимание со стороны пассажиров-мужчин. С тех пор на создание идеального образа стюардессы, который вызвал бы у пассажиров ощущение надежности и безопасности, компании не жалеют ни времени, ни средств. Авиакомпании стали приглашать именитых кутюрье, они трудились над фирменной одеждой с таким вдохновением, словно речь шла об уникальных моделях для важных показов на мировых подиумах. Над униформой Air France работали Dior, Nina Ricci и Christian Lacroix. Emilio Pucci одел бортпроводниц американской компании Braniff Airways в униформу необычных психоделических расцветок. Служащие британской компании British Airways с гордостью носят форму, разработанную Джулианом Макдональдом. Итальянская авиакомпания Alitalia доверяла разработку одежды для своих стюардесс Джорджо Армани и Альберто Фабиани. В этом году Alitalia впервые за 20 лет сменила наряды стюардесс, работал над новой формой итальянский дизайнер Этторе Билотта. Он же разрабатывал форму для бортпроводниц арабских авиалиний Etihad Airways и Emirates Airlines. Строгие цвета униформы Emirates Airlines спорят с ярким макияжем стюардесс. Девушки даже могут получить выговор от начальства или вообще лишиться работы за отсутствие на губах ярко-красной помады. Одним из последних проектов Джанфранко Ферре стал дизайн формы для Korean Air. Над разработкой наряда небесных ласточек для Iberia Airlines поработал знаменитый Адольфо Домингес. Бортпроводники авиакомпании Quantas, одетые дизайнером Мартином Грантом, больше похожи на шпионов. Но основой униформы, созданной этими дизайнерами, все равно остается офицерский китель или довольно строгий костюм.

Впрочем, есть и необычные модели. Униформа для Singapore Airlines была разработана Пьером Бальменом еще в 1972 году и с тех пор не менялась. Получился весьма необычный образ, основанный на традиционном для народов Юго-Восточной Азии и Океании наряде Sarong Kebaya. Саронг - это и дань уважения традиционному перанаканскому стилю, и идеальное платье, подчеркивающее утонченную элегантность девушки. Для Singapore Airlines униформа - не просто красивая одежда, позволяющая отличить бортпроводниц от пассажиров. При устройстве на работу кандидатку первым делом просят надеть форму, а форма вся - одного размера. И если форма "сидит", то девушка проходит на следующий этап собеседования. Форма отражает и позицию, которую занимает девушка в иерархии авиакомпании. Синюю форму носят рядовые "сингапурские девушки", зеленую - старшие стюардессы, красную - шеф-стюардесса, а фиолетовая форма - у стюардессы, которая обладает правом преподавать в учебном центре "сингапурских девушек". Почти как на военной службе - знаки различия и звание. Возможно, благодаря такому серьезному отношению авиакомпании к институту бортпроводников именно Singapore Girl была увековечена в Музее восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне. Визитная карточка, лицо и гордость авиакомпании, грациозная стюардесса "Сингапурских авиалиний" в характерной синей узорчатой униформе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Приложения». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка