О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолеты застряли в снегу

Росавиация предупредила о гололедице на взлетных полосах

Из-за снегопада в московских аэропортах отменено более 70 рейсов. Однако Росавиация обеспокоена не только погодными условиями, но и некачественной уборкой взлетно-посадочных полос (ВПП). Так, только в ноябре этого года в российских аэропортах было зафиксировано шесть ЧП, которые были связаны с обледенением ВПП и едва не привели к трагическим последствиям. А сегодня ночью в аэропорту Мурманска, по данным СМИ, из-за гололедицы самолет выкатился за пределы ВПП при посадке.

В 2015 году Росавиация зафиксировала 13 инцидентов, связанных с неудовлетворительным содержанием ВПП. Причем два из них квалифицируются как серьезные, а одно привело к сильным повреждениям воздушного судна. Как следует из документа, все эти случаи были связаны с обледенением "взлеток" и рулежных дорожек.

Нынешняя зима обещает быть еще более снежной и суровой. При этом наземные службы аэропортов иногда игнорируют замечания пилотов о неудовлетворительном состоянии полосы.

Например, 25 октября 2016 года во время послеприлетного обследования у самолета B-737-800 авиакомпании "Победа", совершавшего рейс Внуково - Магас, были выявлены повреждения болтов кронштейнов тяг уборки задних внутренних закрылков.
В ходе расследования того, где самолет мог получить эти повреждения, выяснилось, что экипаж жаловался диспетчерам на плохо убранную полосу. В документе есть расшифровка записи радиообмена. Экипаж: "У вас тут полосу отвратительно почистили".

Диспетчер: "Насчет полосы какие претензии? Это все к директору. Я же вам давал информацию, что местами слякоть на полосе". Экипаж: "Да, да. Спасибо! Все соответствует! Угроза, а не слякоть!"

Впрочем, даже если полоса будет хорошо расчищена, то это не означает, что посадка пройдет безопасно. Так, 10 ноября 2016 года в аэропорту Чебоксары пассажирский самолет Boeing 737, выполнявший рейс из Москвы, не смог приземлиться в пределах взлетно-посадочной полосы. Лайнер выкатился за ее пределы на расстояние около 20 м.

В ходе расследования авиаинцидента выяснилось, что ВПП обрабатывалась антигололедным реагентом, которого нет в перечне разрешенных и который не проходил лабораторных исследований.

Возможно, что именно этот факт и поспособствовал обледенению полосы.

Между тем в документе отмечается, что даже сами пилоты довольно формально относятся к факторам, влияющим на безопасность полетов. Так, комиссия Южного межрегионального управления Росавиации сейчас расследует обоснованность принятия решения командиром воздушного судна А-320, выполнявшего 17 ноября 2016 года рейс SU1172 Шереметьево - Астрахань. В момент прилета борта в Астрахань шел снег, скорость ветра составляла 5 м в секунду, а ВПП была покрыта мокрым снегом до 0,2 мм. В документе говорится, что при заходе на посадку диспетчер информировал экипаж о том, что коэффициент сцепления на ВПП составляет 0,29, однако,

несмотря на предупреждение, командир ВС продолжил заход и, к счастью, выполнил посадку.

"Вообще-то в советские годы при коэффициенте сцепления ниже 0,3 посадка не допускалась, и диспетчер мог запретить посадку, - рассказывает председатель профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев. - Сейчас диспетчер может только информировать, а окончательное решение принимает командир экипажа, на свой страх и риск. Хотя, как правило, если есть ветерок, экипаж всегда принимает решение об уходе на запасной аэродром". Впрочем, по словам Ковалева, в этом случае надо разбираться, чем руководствовался командир экипажа: возможно, у него было на исходе топливо или были какие-то другие причины.

Через неделю после того, как судно совершило посадку на обледеневшую полосу в Астрахани, был зафиксирован другой инцидент в Мурманске.

Самолет B-737-800 авиакомпании "ЮТэйр", выполнявший рейс Лион - Мурманск, после приземления просто не смог самостоятельно покинуть ВПП из-за гололедицы. В итоге, чтобы освободить "взлетку", пришлось вызывать буксир.

24 ноября 2016 года в аэропорту Новый Уренгой при выполнении посадки экипажу самолета CRJ-200 VP-BBS, который принадлежит ОАО "Авиационная транспортная компания Ямал", пришлось дважды включать реверсивное устройство двигателей, чтобы не выкатиться за пределы "взлетки". Оказалось, что фактический коэффициент сцепления был гораздо ниже заявленного 0,33. В тот же день практически аналогичная ситуация произошла в Салехарде с другим рейсом "Ямала".

В связи со всеми этими происшествиями Росавиация потребовала от персонала и руководителей служб обеспечения полетов усилить контроль за подготовкой летных полей к приему воздушных судов, обратив внимание всех должностных лиц на ответственность, предусмотренную законодательством РФ как за принятые решения, так и за бездействие.

По словам президента профсоюза летного состава Мирослава Бойчука, письмо Росавиации - это просто лишнее напоминание для наземных служб о том, чтобы они более ответственно подходили к своим обязанностям в осенне-зимний период. "Сейчас за сутки температура понижается с минус одного до минус десяти, - рассказывает Бойчук. - Все это, конечно, создает дополнительные трудности для аэродромных служб. Но ничего такого страшного нет.

Росавиация же просто хочет лишний раз встряхнуть и обратить внимание на то, чтобы все службы внимательно и тщательно выполняли свои обязанности".

При этом, по словам Бойчука, сейчас на аэродромах полосы чистят гораздо лучше, чем лет пять-семь назад, так что говорить о какой-то критической ситуации нельзя....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка