Коммерсантъ - Власть
12 декабря 2016, 11:35
Небо. Самолет. Дебошир
Количество дебошей на авиатранспорте, растет год от года. По данным МВД, за девять месяцев 2016 года за правонарушения на воздушном транспорте к административной ответственности в России привлечены 1164 человека, к уголовной - 116 человек
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в мире число авиадебошей в 2015 году составило 11 тыс. инцидентов, это на 17% больше, чем годом ранее. Большинство случаев - оскорбление членов экипажа и отказ выполнять требования бортпроводников. Около 11% связаны с физическим насилием в отношении других пассажиров или стюардов, а также причинением ущерба самолету. По данным IATA, в 23% случаев причиной нарушения порядка на борту стало алкогольное или наркотическое опьянение. Надо учесть, что за три года в период с 2010 по 2013 год произошло всего 20 тыс. инцидентов, когда пассажиры нарушали правила поведения на борту и в аэропортах.
Эксперты отмечают, что в группе риска чартерные рейсы на курортных направлениях (например, Турция, Индия), на которых противоправные действия чаще всего совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Длительные рейсы, например трансатлантические перелеты, "славятся" нарушителями-курильщиками.
Эти закономерности верны и для иностранных перевозчиков. Так, в конце июля рейс австралийского бюджетного перевозчика Jetstar, направлявшийся из Сиднея в Таиланд, был перенаправлен в Индонезию, чтобы высадить шестерых хулиганов. Компания молодых людей, направлявшихся отдыхать, отказалась выполнять требования экипажа и вела себя агрессивно. Экипаж принял решение разгрузить группу на Бали. Авиакомпания заявила, что заботится о безопасности пассажиров и не потерпит "разрушительного поведения" со стороны дебоширов.
Иногда дебоширам удается долететь до места назначения, но по возвращении домой их ждет наказание. Новосибирская транспортная прокуратура возбудила административное производство по ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) и по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ (оскорбление) в отношении правонарушителя только после публикации в местном СМИ материала о дебоше на борту воздушного судна, следовавшего по маршруту Новосибирск--Гонконг. В середине декабря 2015 года находящийся в состоянии алкогольного опьянения авиапассажир постоянно нарушал общественный порядок на борту, проявлял неуважение к другим пассажирам и экипажу. Он не только громко нецензурно выражался и приставал к другим пассажирам, но и ставил бортпроводникам подножки, разбрасывал и кидал в пассажиров бортовое питание. Все, что смогли сделать члены экипажа,- пересадить дебошира на последний ряд салона. По прибытии самолета к месту назначения нарушителя передали полиции Гонконга, но ответил он за свои деяния, вернувшись в Россию. За совершение мелкого хулиганства суд назначил дебоширу наказание в виде штрафа в размере 2 тыс. руб. Административное производство за оскорбление четырех бортпроводников привело к тому, что правонарушителю назначили еще четыре штрафа по 2,5 тыс. руб., на общую сумму 10 тыс. руб.
В России этот штраф можно считать большим. Наказание за агрессивное поведение у нас минимально. И то, что дебош происходит в небе, не является отягчающим обстоятельством. В 2013 году известный боец смешанного типа Александр Емельяненко в состоянии алкогольного опьянения устроил дебош на рейсе Москва--Барнаул. По сообщениям Барнаульской транспортной прокуратуры, во время полета известный спортсмен "нарушал общественный порядок, громко разговаривал, приставал к пассажирам, провоцировал их на драку, не реагировал на замечания бортпроводников, требовал спиртное, выражался нецензурной бранью, курил в самолете". За все эти деяния в итоге ему назначили лишь символический штраф в 700 руб.
Компенсацию за неудобства пассажиров и издержки перевозчика, как правило, можно отсудить, если самолет совершил незапланированную посадку. Одну из самых больших компенсаций в России - 919 тыс. руб.- суд обязал выплатить авиадебошира Владимира Рахимова, который в нетрезвом состоянии учинил драку на борту рейса "Аэрофлота", следовавшего в Москву с Тенерифе. Экипаж вернулся в аэропорт вылета, передал хулигана полиции и только потом полетел в Москву.
Больше всех от дебоширов страдают бортпроводники. Нередко на просьбу вести себя спокойнее пассажир раздражается еще больше и начинает сыпать оскорблениями или прибегает к рукоприкладству. Совсем недавно, в конце ноября 2016 года, пассажирка ударила бортпроводницу рейса "Аэрофлота" Москва--Париж. Женщина "защищала" своего спутника-дебошира, которого пассажиры и экипаж за драку связали ремнем брюк. Пара распивала спиртные напитки, угрожала бортпроводникам, кричала на пассажиров, у них было изъято четыре литровых бутылки рома. Бортпроводница зафиксировала побои в травмпункте и обратилась с заявлением в линейное управление МВД. По решению Химкинского суда деструктивный пассажир привлечен к административному аресту сроком на семь суток, а в той же Франции за подобные деяния предусмотрен штраф в размере до €150 тыс.
Самым серьезным наказанием дебошира на борту у нас можно считать тюремный срок Сергея Кабалова, который в 2013 году пытался покурить в самолете авиакомпании "Когалымавиа", направлявшемся из Саратова в Египет. Попытка курения завершилась дракой с бортпроводником. Далее Кабалов грозился посадить самолет, где он захочет, и пытался прорваться в кабину пилотов. С отдыха в Египте пассажир не вернулся и спрятался в Белоруссии, откуда его выдали российским властям, поскольку против него завели дело за попытку угона воздушного судна. В итоге дебошир был осужден Мособлсудом на три с половиной года колонии строгого режима. Впоследствии Верховный суд РФ смягчил наказание до года и восьми месяцев. Также дебошира обязали выплатить 420 тыс. руб. компенсации стюарду, пострадавшему от побоев.
Порядок нарушают и пассажиры экономического класса, и те, кто летает в "бизнесе". В сентябре пассажир рейса Пекин--Москва "выражал явное неуважение к обществу, использовал ненормативную лексику, не реагировал на замечания и предупреждения работников авиакомпании". Кроме того, деструктивный пассажир порвал форменную одежду члену кабинного экипажа, и это поведение побудило командира воздушного судна совершить вынужденную посадку в Красноярске и сдать пассажира в руки полиции. Его привлекли к ответственности за мелкое хулиганство со штрафом в 1 тыс. руб.
Тысячи случаев нарушения порядка на борту самолетов заставляют авиакомпании и общественность требовать ужесточения ответственности за дебоши в небе, поскольку наказание за срывы в расписании, побои, оскорбления и прочие хулиганские выходки в России не соответствует тяжести прочиненного вреда.
Международный опыт
Авиадебоширы на рейсах иностранных перевозчиков встречаются не реже, чем у нас. Наказание, безусловно, зависит от тяжести правонарушения, однако практически везде оно строже, чем в России.
Великобритания
В Великобритании экипаж должен придерживаться хороших манер. Внутренняя инструкция по безопасности не позволяет членам экипажа привязывать нарушителей к креслу ремнями, использовать наручники или какие-либо другие средства для усмирения дебошира, кроме слов. Пассажиры сами должны защищать себя от агрессии. В случае если дебошир ведет себя особо буйно, стюардесса должна показать ему "красную карточку", на которой написано: "Если вы продолжите вести себя неподобающим образом, пилот посадит самолет и при первой возможности вас арестуют". После этого она должна записывать все происходящее в специальный блокнот.
Максимальное наказание за предусмотренные Аэронавигационным кодексом правонарушения составляет два года лишения свободы или/и £2 тыс. Однако "беспокойный авиапассажир" может быть задержан правоохранительными органами только в случае, если не может быть установлено или проверено его имя, если с ним нельзя связаться по предоставленному им адресу либо подлинность этого адреса вызывает сомнения. Кроме того, задержать могут, если арест необходим, чтобы предотвратить чьи-либо тяжелые увечья или разрушения, или для защиты какого-либо молодого/беззащитного лица. Иностранцев могут арестовать из-за сложности последующего их вызова в суд.
Италия
Итальянская практика борьбы с авиадебоширами одна из самых мягких в Европе. По сообщениям итальянских СМИ, большую часть инцидентов на борту удается урегулировать без вмешательства полиции. Менталитет жителей Апеннинского полуострова, несмотря на всю эмоциональность, предполагает склонность к сглаживанию конфликтов мирными средствами. Однако для тех, кто все-таки попал в руки правоохранителей из-за дебоша на борту, ждут неприятности.
Законодательство Италии по проблеме "беспокойных пассажиров" предусматривает за драку тюремное заключение сроком до шести месяцев или административный штраф до €309 (ст. 581 Итальянского кодекса санкций), в случае нанесения физических повреждений - тюремное заключение сроком от трех месяцев до трех лет (ст. 582 Итальянского кодекса санкций), за словесное оскорбление - тюремное заключение сроком до шести месяцев или административный штраф до €516 (ст. 594 Итальянского кодекса санкций), за угрозу - административный штраф до €51 (ст. 612 Итальянского кодекса санкций), за нанесение материального ущерба - тюремное заключение сроком до одного года или административный штраф до €309 (ст. 635 Итальянского кодекса санкций). Нарушение общественного порядка, а в случае, если лицо без уважительной причины отказывается подчиняться тому, кто охраняет общественный порядок, предполагает тюремное заключение сроком до трех месяцев или административный штраф до €309 (ст. 652 Итальянского кодекса санкций). Если пассажир отказывается выполнять любые требования по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности воздушного судна, его ждет заключение сроком до трех месяцев или административный штраф до €206 (ст. 1095 Воздушного кодекса Италии).
Республика Корея
Согласно законодательству Южной Кореи, авиадебоширам грозит тюремное заключение вплоть до пяти лет, а если нарушение не очень крупное, то хулиган отделается штрафом до 2 млн вон (примерно $17 тыс.). Даже чиновникам и крупным предпринимателям не удается избежать наказания. Большой общественный резонанс получил скандал с Чо Хен А, вице-президентом главной авиакомпании страны Korean Air. Женщине не понравилось поведение стюардессы, она начала оскорблять персонал, несколько раз ударила сотрудников, развернула самолет и высадила часть экипажа. За агрессивное поведение Чо Хен А была наказана крупным штрафом и получила условный срок.
В 4-й и 8-й главах Акта о безопасности полетов и авиационной безопасности указана ответственность за деструктивное поведение пассажиров на борту самолета: за любые действия, совершенные против безопасности полетов - такие, как насилие, угроза, "эксплуатация" двери, аварийного выхода и (аварийных) приборов,- тюремное заключение сроком до пяти лет. Овладение воздушным судном и инсценировка сидячей забастовки грозит тюремным заключением до трех лет или штрафом до 20 млн вон Республики Корея. Попытка проникновения в кабину пилотов без разрешения командира воздушного судна обернется тюремным заключением до одного года или штрафом до 10 млн вон Республики Корея. Нанесение вреда или сексуальное домогательство других людей с использованием оскорбительных выражений, курения, опьянения, а также электрических приборов в нарушение предупреждения командира воздушного судна предполагает штраф до 5 млн вон Республики Корея.
США
В США Федеральный авиационный акт определяет величину штрафа для нарушителей порядка на борту в размере $10 тыс., а тюремный срок, к которому могут приговорить за серьезное преступление, может доходить до 20 лет (в случае вмешательства в работу находящихся "при исполнении" членов экипажа). В Штатах действует разветвленная система черных списков. Нежелательным пассажирам из списка "No flight" отказано в полете навсегда. В нем находится около 25 тыс. человек, но в основном это международные террористы и особо опасные преступники в розыске. Еще один список нежелательных лиц, которые не могут быть допущены на борт самолета, составляет и распространяет авиакомпаниям Центр по предотвращению заболеваний США. Он содержит данные о больных туберкулезом, вирусной геморрагической лихорадкой и другими опасными заболеваниями. Каждая авиакомпания также может завести свой черный список. Туда входят лица, когда-либо проявившие агрессию на борту. При этом все базы нежелательных пассажиров для общественности недоступны. Узнать о попадании в список можно, только покупая билет, а иногда с этим сталкиваются уже при посадке в самолет.
Американский авиаперевозчик Delta предупреждает пассажиров: "...при любом серьезном нарушении правил поведения пассажиром, которое подвергает опасности безопасность полетов или авиационную безопасность как остальных пассажиров, так и членов экипажа, экипаж может потребовать представителя правоохранительных органов встретить данный рейс. Более того, у правоохранительных органов может быть запрошена помощь в установлении личности пассажира в случае нарушения им таких федеральных требований, как запрет на курение, употребление принесенных с собой алкогольных напитков, вмешательство в работу экипажа, включающее нападения, угрозы и т. п., неповиновение экипажу, о чем будет доложено в FAA (Федеральное управление гражданской авиации) для предъявления данному пассажиру гражданских санкций. В очень серьезных случаях (изменение маршрута, физическое нападение на сотрудника и др.) Delta может добиться уголовного преследования через ФБР".
Франция
На рейсах французских авиакомпаний экипаж имеет право применить к дебоширу физическую силу, в случае если иные методы успокоения не сработали. В Air France, например, членов экипажа не только учат выявлять психически неуравновешенных пассажиров, но и просвещают об особенностях поведения лиц разных национальностей в разных ситуациях. Во Франции также составляются черные списки, которые ограничивают доступ на борт самолета хулиганам.
В соответствии с Кодексом гражданской авиации, капитан имеет право высадить любое лицо из числа пассажиров, которое может представлять угрозу безопасности полета и общественному порядку на борту (ст. L322-4). Cт. L322-5 того же кодекса идет дальше: "когда на борту воздушного судна или в месте, предназначенном для доступа на воздушное судно, происходит насилие, применяется санкция, предусмотренная ст. 222-11 и ст. 222-13 Кодекса санкций", которая грозит нарушителям спокойствия штрафом до €150 тыс., а за серьезные проступки тюремным сроком до десяти лет.
Число дебошей на российском авиатранспорте год от года растет. Эксперты говорят, что причина роста - отсутствие адекватного наказания для авиахулиганов.
На рейсах заграничных перевозчиков авиадебоширы тоже не редкость. Однако в западных странах наказание за непристойное поведение на бортах значительно строже, чем в России...
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Власть». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции