РИА "Новости"
18 января 2017, 20:09
Пора приземляться: как набивают цены в российских аэропортах
Федеральная антимонопольная служба активизирует работу по проверке цен в российских аэропортах
Разобраться с ценообразованием в аэропортах пообещал глава ФАС Игорь Артемьев на заседании Совета Федерации. Этот вопрос подняли сенаторы, указав, что чай и вода в аэропортах стоят в несколько раз дороже, чем на железнодорожном транспорте. Он признал, что в последнее время ведомство, возможно "ослабило эту работу", но с удовольствием займется ей снова.
Попробуем разобраться, почему перекус в кафешке в Домодедово или во Внуково по цене сравним с ланчем в ресторане.
Воз и ныне там
В столичных аэропортах - а именно они в плане цен на питание самые "прожорливые", - разводят руками: они никак не могут влиять на аппетиты кафе и ресторанов, находящихся на их территории. В неадекватных ценах они винят арендаторов.
Рестораторы же уверяют: взвинчивать цены их вынуждает непомерная жадность воздушных гаваней: их душат высокие арендные ставки, поэтому приходится выкручиваться, ведь работать в убыток никто не хочет.
"Задача аэропорта одна - с каждого метра получить как можно больше денег. Аренда - одна из главных издержек, формирующих цену блюда. И когда начинают жаловаться на высокую цену, не надо забывать, что предпринимателю не принадлежит помещение - он за него платит" - говорит Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России.
В отраслевой ассоциации уверяют: они бы и рады снизить цены, но сами оказываются загнанными в угол из-за постоянного повышения арендных ставок. А работать в убыток никто не хочет.
"Будут летать больше - будут дешевле билеты, будут меньше цены. А для этого нужно снижать аэропортовые сборы", - считает Бухаров.
Недостаточная конкуренция
Артемьев напомнил: несколько лет назад ФАС уже проверяла заведения в российских аэрогаванях, и выявило, что несколько кафе там имеют доминирующее положение. Тогда, как отметил Артемьев, регулятор их только оштрафовал. Получается, виной всему недостаточная конкуренция?
В отрасли с этим категорически не согласны. "Конкуренция там большая: в каждом (столичном) аэропорту - порядка 30-ти точек общественного питания", - говорит Бухаров.
Проблему он видит в краткосрочных контрактах с арендаторами - аэропорты заключают их на год. "То есть качество работы никого не заботит. Через год это место займет тот, кто больше заплатит", - поясняет он.
Почему в сетевых ресторанах цены в аэропорту в два, а то и в три раза выше, чем в городе, готовы ли сами предприятия их снижать и при каких условиях? Этот вопрос мы задали "Му-Му" и "Бургер Кингу", но те скромно отмолчались.
А в Ассоциации рестораторов предложили незатратные альтернативы.
"Слишком дорогая вода? Возьмите с собой пустую бутылку и наберите ее из-под крана. Фильтры сейчас хорошие, а хлорка присутствует и в бутилированной воде", - пошутил Бухаров.
Рентабельность и реконструкция
Эксперты в области транспорта объясняют высокие арендные ставки сложной экономикой авиационного бизнеса и продолжающейся реконструкцией.
"Многие аэропорты недавно реконструировались, в это вкладывались деньги. Авиационная деятельность - достаточно сложно окупаемая.
Поэтому инвесторы стараются задрать цены на дополнительные услуги насколько это возможно", - так видит ситуацию независимый транспортный аналитик Дмитрий Адамидов.
Впрочем, интерес ФАС к аэропортовым кафе, прежде всего к сетевикам, он считает вполне обоснованным.
"Конечно, аренда завышена, но место в аэропорту не пустует практически никогда. Значит, спрос есть, и коммерсанты понимают, где заработать", - указывает он.
Все "свои"?
В том, что предприниматели прибедняются, уверен и Алексей Егармин, сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей. "Во-первых они, конечно, пользуются своим монопольным положением. И почему бы не срубить бабла, если ситуация предполагает такое развитие событий?", - рассуждает он.
Эксперты указывают и на то, что весь аэропортовый ритейл, как правило, принадлежит тем же собственникам аэропорта. Они сами для себя устанавливают и арендные ставки, и ценовую политику. "То есть, по сути, там, все свои", - говорит Адамидов.
Защитники прав потребителей, впрочем, считют чепухой разговоры о низкой рентабельности авиационного бизнеса.
"Авиационный бизнес - это в первую очередь обслуживание пассажиропотока и отправка самолетов. За это аэропорты получают немалые деньги. И все это заложено в стоимость авиабилетов - аэропортовые сборы. А сдача помещения в аренду - совсем другая тема", - считает Егармин.
Мыльная опера
Насколько оправдана инициатива ФАС, и кого здесь нужно трясти в первую очередь?
Про мнению Егармина, сначала нужно разобраться с жадностью аэропортов, но сделать это нелегко - уж больно непрозрачная там ситуация. "Кто-то владеет помещением, кто-то - операционным бизнесом, кто-то кому-то пересдал в субаренду. Это очень запутанные отношения, чтобы в итоге обосновать эти арендные платежи и положить их себе в карман", - поясняет эксперт.
В том, что инициатива ФАС не будет успешной, уверен и Адамидов. "Регулятор призовет арендаторов к порядку, и они снизят цену. Но те пойдут жаловаться и просить других послаблений", - отмечает он.
История эта, по мнению аналитиков, будет многосерийной, а вот финал непонятен. Как в сериале "Рабыня Изаура" - все смотрели, но никто не помнит, чем закончилось....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 29, 2024
Nordwind запускает рейсы из Волгограда в Пермь, Оренбург и Казань
Март 29, 2024
Франция разместила в Румынии три истребителя Rafale
Март 29, 2024
Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар ведут переговоры с Пакистаном о покупке авиакомпании PIA
Март 29, 2024
Ученые ПНИПУ разработали новый вид звукопоглощающих конструкций для самолетов