О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ОПК: полет нормальный, перспективы хорошие

Ритмичные поставки продукции, соответствие требованиям качества и надежности - все это становится для отечественной оборонки естественным. Средства на развитие ОПК тоже есть. Осталось подтянуть дисциплину

Ритмичные поставки продукции, соответствие требованиям качества и надежности - все это становится для отечественной оборонки естественным. Средства на развитие ОПК тоже есть. Осталось подтянуть дисциплину: причиной досадных сбоев часто становится человеческий фактор. Впрочем, вице-премьер Дмитрий Рогозин указал на источник "разгильдяйства и равнодушия" - по его мнению, это социальные проблемы.

Гособоронзаказ: уверенность, ритмичность, надежность

26 января в Кремле прошло первое в этом году заседание Военно-промышленной комиссии. Президент России Владимир Путин высоко оценил ход реализации государственного оборонного заказа (ГОЗ). Если в 2013 году ГОЗ был выполнен только на 93 процента, то в 2016 году этот показатель достиг 98,8 процента. "Хороший показатель", - констатировал глава государства.

Путин напомнил, что в настоящее время разрабатывается новая госпрограмма вооружения, которая охватит период до 2025 года. В ходе выполнения этой программы уже к 2020 году уровень оснащения российской армии и флота современными образцами вооружения и военной техники должен превысить 70 процентов. Для этого необходима "уверенная, стабильная, ритмичная работа" всего ОПК, считает президент.

На этом пути предстоит решить много задач. В частности, необходимо переоснастить сухопутные войска, нарастив их боевой потенциал и повысив мобильность, обеспечить вооруженные силы современными средствами связи. Владимир Путин подчеркнул также, что предприятия, работающие по государственным контрактам, должны следить за качеством и надежностью своей продукции и при этом не только обеспечивать "ритмичные поставки", но и уделять внимание организации и качеству ремонта военной техники.

Дмитрий Медведев, который провел 31 января в Кирове совещание о развитии производственных мощностей организаций ОПК, тоже высоко оценил результаты выполнения ГОЗ. "В целом результаты выполнения оборонного заказа в 2016 году свидетельствуют о том, что мы находимся на верном пути", - сказал премьер-министр. Медведев добавил, что хороший результат не означает отсутствия проблем. Например, выполнение ГОЗ "Роскосмосом" оценивается только в 83 процента. Тем не менее, по предварительным итогам 2016 года ожидается увеличение темпов роста продукции ОПК на 10 процентов.

Развитие ОПК: будет и программа, и деньги

На совещании по развитию ОПК глава правительства подчеркнул, что даже в непростых макроэкономических условиях производственные мощности оборонно-промышленного комплекса развиваются. Так, Концерн ВКО "Алмаз - Антей" запустил в 2016 году два новых производства - завод в Нижнем Новгороде и Кировское машиностроительное предприятие, где и проходило совещание. По мнению Медведева, важно, чтобы модернизация в рамках государственной программы вооружения затронула все предприятия отрасли, а по возможности и смежные производства.

Премьер-министр заверил, что развитие оборонных производств - "абсолютный приоритет" и важнейшее условие выполнения госпрограммы вооружения. Поэтому параллельно с разработкой госпрограммы вооружений на период до 2025 года будет подготовлена и программа модернизации ОПК. На реализацию этих программ предусмотрено финансирование, причем, как следует из слов Медведева, объем средств на модернизацию ОПК сокращаться не будет: деньги "запланированы, есть в бюджете и не будут меняться".

"Перспективы оборонно-промышленного комплекса в нашей стране очень хорошие. Говорю вам это как председатель правительства", - цитирует Медведева ТАСС.

"Авиапремьеры" года: рекордный темп

"Такого темпа работы не было в мирное время в СССР", - прокомментировал Дмитрий Рогозин сообщения СМИ о появлении в 2017 году в России трех новых самолетов. Ранее при посещении Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) вице-премьер подробно рассказал о "трех авиапремьерах" 2017 года. Речь идет о трех новых самолетах: истребителе МиГ-35, среднемагистральном пассажирском МС-21 и военно-транспортном Ил-112В.

Презентация нового легкого многофункционального истребителя МиГ-35 состоялась 26 и 27 января. Президенту РФ Владимиру Путину в режиме видеоконференции доложили о начале летных испытаний и продемонстрировали фрагмент видеозаписи полета. Истребитель разработан РСК "МиГ" (входит в ОАК). Президент ОАК Юрий Слюсарь сообщил, что разработчикам удалось добиться значительного улучшения летно-технических характеристик самолета. В полтора раза увеличена дальность полета, снижена радиолокационная заметность, обеспечена возможность применять современные средства поражения, включая лазерное оружие. Примечательно, что все системы авиакомплекса МиГ-35 разработаны и произведены в России.

"Очень рассчитываю на то, что наша армия будет значительно усилена этой машиной - наши Военно-воздушные силы, Военно-космические силы. Но этот самолет имеет и хороший экспортный потенциал", - сказал Владимир Путин. Он пояснил, что в странах, где эксплуатируется МиГ-29, а таких стран более тридцати, есть и кадры, и инфраструктура для использования нового истребителя. Глава государства добавил, что партнерам нужно будет предлагать не только саму технику, но и услуги по ее обслуживанию. Для этого "все должно быть готово", подчеркнул президент. Серийные закупки МиГ-35 планируется начать с 2019 года, до этого он будет проходить заводские и государственные испытания. "Большой экспортный потенциал" нового самолета отметил и Дмитрий Рогозин, посетивший Луховицы 27 января. Он сообщил, что Россия предложит истребитель Индии уже этой весной. Согласно сообщению Минпромторга, экспортный потенциал истребителя составляет несколько десятков стран, и переговоры с потенциальными заказчиками уже ведутся.

За рубежом, надо сказать, МиГ-35 восприняли неоднозначно. Так, военный эксперт The National Interest Дейв Маджумдар утверждает, что единственная цель создания самолета - реклама РСК "МиГ", вряд ли способной выдержать конкуренцию с компанией "Сухой".

Напомним, что МиГ-35 - истребитель поколения "4++". Дмитрий Рогозин заявил, что РСК "МиГ" работает и над созданием самолета пятого поколения. Пока в России существует только один такой самолет - Т-50, разработанный компанией "Сухой".

До конца 2017 года он будет проходить испытания, а в 2018 году планируется запуск серийного производства. Если РСК "МиГ" будет разрабатывать истребитель пятого поколения на основе МиГ-35, то он не составит конкуренции Т-50, поскольку это машины разных классов.

"Россия - великая авиационная держава. Сегодня мы имеем серьезное подтверждение этого факта", - заявил Дмитрий Рогозин во время презентации МиГ-25.

Вторая "авиапремьера" - летные испытания нового магистрального самолета МС-21 - ожидает нас в начале весны в Иркутске. Работы идут строго по графику, самолет прошел частотные испытания и сейчас проходит испытания на прочность.

Наконец, третий новый самолет, Ил-112В, планируется поднять на крыло 1 июля в Воронеже. Это военно-транспортный самолет, разработкой которого занимается ВАСО. Ил-112В, на котором, по словам Дмитрия Рогозина, "все новое", разрабатывается в качестве замены турбовинтовым Ан-24 и Ан-26. Планируется, что ВАСО будет производить до 12 машин в год.

Итак, в 2017 году Россия представит новинки в области как боевой, так и гражданской авиации. "Это говорит о том, что потенциал боевой авиации и конструкторов российских авиационных компаний может быть развернут на выпуск высококачественной конкурентной гражданской авиационной техники", - сказал Дмитрий Рогозин на презентации МиГ-35.

Заметим, что с возможностями в направлении диверсификации авиационным предприятиям ОПК повезло больше всего: они могут производить военную и гражданскую продукцию буквально в одних и тех же цехах. Так, во время видеосвязи Владимира Путина с подмосковными Луховицами, где проходил первый полет МиГ-35, был затронут вопрос производства на предприятиях РСК "МиГ" гражданского самолета - среднемагистрального турбовинтового Ил-114. По словам Владимир Путина, этот самолет "очень востребован в народном хозяйстве". Президент ОАК Юрий Слюсарь пояснил, что планируется выпуск до 12 самолетов Ил-114 в год. Это позволит увеличить долю гражданской продукции и сбалансировать портфель корпорации.

Человеческий фактор: диверсия?!

28 января Дмитрий Рогозин посетил Воронежский механический завод (ВМЗ), где провел выездное совещание по вопросам надежности и качества производимых заводом ракетных двигателей. Напомним, что ранее все двигатели, произведенные ВМЗ и стоящие на вторых и третьих ступенях "Протонов", были отозваны. Дело в том, что с ненадлежащим качеством этих изделий эксперты связывают причины недавней аварии ракеты "Союз" 1 декабря прошлого года. По версии Роскосмоса, в двигателях использовался припой, не отвечающий техническим требованиям. Директор предприятия Иван Коптев, разумеется, был уволен (по собственному желанию - profiok.com). Идет служебное расследование, виновные будут найдены и наказаны. Кроме того, проводится аудит всех двигателей, произведенных на предприятии, из-за чего будет пересмотрен график пусков ракет-носителей "Протон-М".

На совещании Рогозин потребовал найти виновных и предъявить их "всему честному народу". Производственный брак, конечно, не является преступлением с точки зрения Уголовного кодекса, но халатность тех, кто его допустил, вполне могла привести и к более тяжким последствиям. По словам Рогозина, должностные лица, допустившие "преступную халатность и безобразное отношение к работе", будут наказаны.

Но корень проблем, по мнению вице-премьера, лежит глубже. "Пройдя по заводу, я понял, что источник разгильдяйства и равнодушия - в социальных проблемах. Работники ВМЗ должны получать больше, чем в среднем по городу, это аксиома", - цитирует Рогозина "Коммерсант". Вице-премьер пообещал обеспечить воронежские заводы Роскосмоса стабильными заказами, чтобы можно было увеличить среднюю заработную плату. Несколько дней спустя, уже в Кирове, отвечая на вопрос журналистов о возможной диверсии на производстве ракетных двигателей, Дмитрий Рогозин ответил, проблема - в слабой культуре производства и что диверсанты - это те люди, которые "не платят денег" своим сотрудникам. Если люди на производстве получают по 10-15 тысяч рублей, то "надо ждать беды", уверен вице-премьер.

Комментарий profiok.com

"Сегодня можно уверенно утверждать, что руководство страны подходит к развитию оборонно-промышленного комплекса системно, - комментирует директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. - И дело не только в том, что государственная программа вооружений логично синхронизируется с программой развития и переоснащения предприятий ОПК. Системный подход наблюдается повсюду. Например, созданная недавно по инициативе Военно-промышленной комиссии Авиационная коллегия будет координировать все действия по созданию, сопровождению, продвижению и закупкам гражданской авиационной техники. Наконец-то планы по выводу старой техники из эксплуатации будут синхронизированы с графиком производства отечественных аналогов, включатся экономические и юридические механизмы, побуждающие авиакомпании покупать отечественные самолеты. Научно-технические заделы под реализацию новой программы вооружения тоже теперь формируются планомерно и осознанно: есть институт главных конструкторов, определяющих ключевые направления исследований и разработок. Даже при отсутствии стратегии экономического развития России на долгосрочный период оборонная отрасль, похоже, отныне будет развиваться осмысленно и сбалансированно.

До недавнего времени мы часто слышали от руководителей предприятий, проходящих в ИНЭС повышение квалификации в рамках спецкурса "Стратегическое управление", что будущее оборонки туманно, а грядущее сокращение объемов ГОЗ может привести к краху многих предприятий. Многих пугало само словосочетание "диверсификация производства": опытные руководители видели за ним отголоски нелепой конверсии 1990-х годов. Сейчас таких разговоров стало заметно меньше. Нет сомнений в том, что отрасль будет жить и развиваться. Это значит, что можно и нужно вкладывать средства в переоснащение производства, осваивать более эффективные производственные и управленческие методики, готовить кадры, развивать социальную сферу, обеспечивать своим работникам достойную зарплату и уровень жизни, повышать квалификацию специалистов и свою собственную - и быть уверенным, что все это будет востребовано на протяжении долгих лет. Все будет хорошо - если, конечно, выполненные предприятиями государственные заказы будут вовремя оплачиваться"....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦЭРС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка