Forbes-Украина
1 февраля 2017, 13:33
Воздушная сказка: почему обещание рейсов Wizz Аir из Львова в Италию оказалось преждевременным
Несколько недель назад в аэропорту "Борисполь" был проведен круглый стол на тему привлечения бюджетных авиакомпаний в аэропорты Украины
Несколько недель назад в аэропорту "Борисполь" был проведен круглый стол на тему привлечения бюджетных авиакомпаний в аэропорты Украины. На мероприятие пригласили представителей украинских профильных ведомств - Министерства инфраструктуры и Госавиаслужбы. К сожалению, ни министр инфраструктуры, ни кто-либо из его подчиненных не нашли времени посетить мероприятие. О проблемах и главных вопросах, обсуждаемых на этом круглом столе, специально для Forbes рассказал директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий.
В Украине существует стабильный спрос на полеты по направлению Западная Украина - Италия. Сейчас из Львова летает только МАУ - по разу в неделю в Рим и Болонью. До сворачивания операционной деятельности весной 2015 года на итальянском направлении из Львова (в Бергамо, Неаполь и Тревизо) активно работал Wizz Aair Ukraine. Рейсы пользовались большой популярностью, и казалось странным, почему авиакомпания не возобновила их сразу после того как Украина и Италия либерализовали воздушное сообщение между странами в марте 2016 года.
Генеральный директор Львовского аэропорта Татьяна Романовская, представляя новый рейс Wizz Aair Львов - Вроцлав, обещала, что если он будет востребован, лоукостер в скором времени возобновит рейсы в Италию. Но, оказывается, это практически невозможно ввиду противодействия итальянских чиновников и равнодушия украинских властей.
Давиду Мамулаишвили, менеджеру по развитию в Восточной Европе бизнеса авиакомпании Wizz Aair, во время дискуссии предложили ответить на вопрос, почему, при наличии спроса, авиакомпания не выполняет полеты из Львова в Италию. Ответ был прост и неприятен.
Рейсы из Италии во Львов прежде всего нужны многочисленной украинской трудовой диаспоре и, возможно, львовскому бизнесу, ожидающему веселых и щедрых итальянских туристов. Столичный креативный класс вряд ли на них полетит.
Да, действительно, спрос авиакомпания тут видит. Но Италия не разрешает иностранным перевозчикам выполнять полеты в третьи страны за пределы Евросоюза, даже при наличии с ними либерализированного авиасообщения. Итальянские авиационные власти требуют, если Wizz Aair хочет летать в Украину, открыть базы в итальянских аэропортах и принять на работу местный персонал - пилотов, бортпроводников. А это, по словам Давида, не устраивает авиакомпанию, так как ввиду более высоких налогов, уровня заработной платы, социальной защиты и профсоюзного движения невыгодно.
Такого рода требование итальянских властей не есть чем-то чрезмерным и необычным. К примеру, в Литве венгерский Wizz Аir базирует 4-5 самолетов и трудоустроил в местный филиал 135 человек, налоги и социальные сборы за которых платятся в литовский бюджет.
Авиакомпанию можно понять - она строго нацелена на получение более высокой прибыли и урезание издержек. Господин Мамулаишвили признал, что основной целью создания их дочерней авиакомпании в Украине был обход законодательных барьеров и получение коммерческих прав на воздушные линии с украинской, а не европейской стороны.
Сейчас никаких проблем с допуском на рынок для Wizz Аir нет. Соответственно, и потребности в работе своей дочерней авиакомпании в Украине для них более не существует. Тот объем работ в Украине, который сейчас интересен Wizz Аir, отлично покрывается их материнской компанией. И если потребуется, они могут развернуть полноценную операционную базу в Украине. Но компания все равно останется венгерской, а не украинской, ведь содержать убыточную украинскую "дочку" не имеет смысла, что стало очевидным еще два года назад.
В 2011 году была закрыта по той же причине и дочерняя авиакомпания Wizz Аir в Болгарии, хотя материнская венгерская нарастила перевозки на местном рынке в разы. Так что все прогнозы Министерства инфраструктуры и прочих чиновников, что после подписания соглашения о совместном авиационном пространстве Украины с Евросоюзом венгерские инвесторы вернутся, и будут развивать украинскую бюджетную авиакомпанию - выглядят как свидетельство некомпетентности и непонимания ситуации, либо же, увы, это откровенная ложь.
Но вернемся к ситуации с Италией. С точки зрения автора, такие требования итальянских авиационных властей к Wizz Aair являются грубым нарушением украинско-итальянского соглашения о либерализации авиационного сообщения. И тут возникает вопрос - почему молчат украинская Госавиаслужба, Министерство инфраструктуры, МИД? Нет соответствующих заявлений министров Климкина и Омеляна. Нет ноты протеста, высказанной послу Италии. Почему, в конце концов, молчат общественные организации и журналисты?
Итальянцы - тяжелые контрагенты и переговорщики. Они защищают интересы своих авиакомпаний и работников, и переговоры с ними потребуют много работы.
Конечно, рейсы из Италии во Львов прежде всего нужны многочисленной украинской трудовой диаспоре и, возможно, львовскому бизнесу, ожидающему веселых и щедрых итальянских туристов. Столичный креативный класс вряд ли на них полетит - и тема оказалась абсолютно незамеченной и неинтересной украинским чиновникам.
Что и понятно: итальянцы - тяжелые контрагенты и переговорщики. Они защищают интересы своих авиакомпаний и работников, и переговоры с ними потребуют много работы. Зачем это, когда намного проще выйти к прессе и заявить, что скоро во Львов полетит Ryanair - так как "мы ведем с ним конфиденциальные переговоры". И таким образом, в свою очередь, заодно поставить и их под угрозу срыва - очевидно, высокопоставленный чиновник не до конца понимает, что "конфиденциальные" значит "тайные", и сам факт переговоров - это коммерческая тайна.
На проблемы с римскими бюрократами автору почти год назад жаловался и операционный директор Ryanair Дэвид О’Брайен. Так что украинским министрам следует все же оперативно приступить к работе с итальянскими коллегами, чтобы чего-то положительного добиться хотя бы к уже анонсированному ими же приходу ирландской авиакомпании в Украину....
Авторские права на данный материал принадлежат «Forbes-Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 8, 2024
Аэрофлот поставит новый рекорд по количеству рейсов между Москвой и Казанью
Май 8, 2024
Как правильно оценивать состояние композитных элементов самолета
Май 8, 2024
В МАИ отметили 79-ю годовщину Великой Победы
Май 8, 2024
Госдума выполнит задачи, обозначенные в указе по развитию авиационных путей