О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Не хватает данных. Причины падения Ту-154 выясняют с помощью трубы

Военные эксперты хотят воспользоваться аэродинамической трубой, виртуальными моделями и наработками легендарного авиационного научного центра в Жуковском, чтобы понять, какие ошибки пилотов и причины привели к катастрофе лайнера над Черным морем

Военные эксперты хотят воспользоваться аэродинамической трубой, виртуальными моделями и наработками легендарного авиационного научного центра в Жуковском, чтобы понять, какие ошибки пилотов и причины привели к катастрофе лайнера над Черным морем.

Несмотря на расшифровку данных двух самописцев Ту-154, разбившегося в декабре прошлого года в акватории Сочи, точная картина крушения до сих пор не прояснилась. Источники Лайфа в комиссии, расследующей причины катастрофы, рассказали, что эксперты намерены обратиться за помощью к специалистам ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского" (ЦАГИ) - одного из самых авторитетных в мире профильных авиационных научных центров. С помощью аэродинамической трубы, которая есть в ЦАГИ, а также компьютерных программ эксперты смоделируют последний полет Ту-154, чтобы подтвердить или опровергнуть версии об ошибках пилотов и неуправляемом поведении самолета.

- За последний месяц специалисты Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники (НИЦ ЭРАТ) Минобороны расшифровали два из трех бортовых самописцев, которые стояли на разбившемся Ту-154 Б2. Анализ данных пока подтверждает первоначальную версию об ошибке пилотов, - рассказывает Лайфу источник в Росавиации. - Однако этих данных оказалось просто недостаточно, чтобы точно установить, какая именно ошибка экипажа стала роковой.

Дело в том, что разрушен третий бортовой самописец, который дублирует данные речевого и параметрического черных ящиков.

- Данные с него позволили бы экспертам выяснить ошибку пилотов, которая привела к катастрофе. Однако во время крушения лайнера, когда он ударился хвостом о воду, этот самописец, видимо, и разрушился, - пояснил Лайфу эксперт из Росавиации. - Установленный там же - в хвостовой части лайнера - звуковой регистратор уцелел, его магнитная лента оказалась в удовлетворительном состоянии, что и позволило расшифровать большую часть переговоров экипажа в последние минуты перед катастрофой.

По крайней мере, комиссия уже установила, что все агрегаты Ту-154 Б2 работали в штатном режиме до момента столкновения с водой.

Теперь специалисты Минобороны надеются прояснить ситуацию с помощью коллег из ЦАГИ, а также профильного Летного исследовательского института имени Громова (ЛИИ), которые базируются в подмосковном Жуковском. "Продувки" разных частей Ту-154 Б2 в аэродинамической трубе ЦАГИ, а также последующий анализ этих данных специалистами ЛИИ должны помочь экспертам выяснить точную причину крушения.

- Данные исследования должны подтвердить положение закрылков, стабилизаторов и шасси лайнера во время набора высоты после взлета с аэродрома Сочи, - говорит источник Лайфа в военном ведомстве. - Кроме исследований в аэродинамической трубе ЦАГИ на компьютере будет проведено математическое моделирование полета самолета, которое получается по материалам продувок моделей и каких-то реальных частей.

Один из научных сотрудников ЦАГИ рассказал Лайфу, что есть математическая модель системы управления ветровых возмущений. Это формулы, таблицы, системы дифференциальных уравнений, на основе чего и создается компьютерная модель. Она может быть написана на каком-либо языке программирования или создана в какой-либо компьютерной программе моделирования.

- Компьютерная модель достаточно точно описывает поведение самолета. Если при обычном моделировании решается задача определения параметров полета при действии возмущений или при других определенных воздействиях на органы управления, то в случае Ту-154 стоит обратная задача. У нас есть параметры полета - высота, курс, крен, тангаж, угол атаки, перегрузки, обороты двигателя, поэтому рассчитываются параметры самолета - вес, центровка и многое другое, - пояснил источник Лайфа в ЦАГИ. - Все эти параметры позволят определить возможный перегруз и обледенение. Ведь именно при возникновении обледенения во время взлета могло произойти самопроизвольное кренение самолета и заклинивание закрылков.

По данным Лайфа, к ученым ЦАГИ могут присоединиться и специалисты ЛИИ.

- Специалисты ЛИИ имеют огромный опыт пилотирования самолетов во время испытаний на больших углах атаки, сваливании, штопора, посадки с частично или полным отказом силовой установки, с частичным отказом системы, что также должно помочь экспертам выявить точную ошибку экипажа Ту-154 Б2, - рассказал Лайфу источник в военном ведомстве.

Напомним, что в начале января 2017 года после расшифровки параметрического и речевого самописцев эксперты Минобороны высказали предположение, что самолет сгубила совокупность нескольких факторов: борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлете, возможно, перепутал рычаги управления шасси и закрылками. Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжелому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного маневра, поэтому он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа и разрушился.

- Изученные экспертами Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах данные самописцев говорят, что на третьей минуте полета, когда лайнер находился на высоте 450 метров над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости, - рассказал Лайфу источник. - Машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками. От этого самолет перешел в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако сделать этого уже не успел.

Как выяснилось, ситуацию усугубил и возможный перегруз Ту-154. В багажном отсеке все было заполнено под завязку. Хвостовую часть самолета потянуло вниз. Спасти машину было нельзя: не хватало скорости и высоты. Хвостовая часть первой коснулась воды, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился.

Катастрофа с Ту-154 Б-2 с бортовым номером RA-85572 Минобороны произошла 25 декабря 2016 года. Это было в 5:40 утра по московскому времени в 1,7 километра от побережья Сочи. Борт Минобороны летел в сирийский Хмеймим с аэродрома Чкаловский, а в Сочи он только дозаправлялся. На борту лайнера находилось 92 человека. Через несколько минут после отрыва от полосы самолет пропал с экранов радаров.

Разбившийся лайнер базировался на подмосковном аэродроме Чкаловский и входил в состав ФГБУ "Государственная авиакомпания 223-й летный отряд" Минобороны, осуществляющего перевозку военнослужащих. Модификация Ту-154 Б-2 рассчитана на перевозку 180 пассажиров экономического класса и выпускалась с 1978 по 1986 год. Всего было построено 382 самолета. С 2012 года гражданские авиакомпании России не эксплуатируют Ту-154 Б-2....
Авторские права на данный материал принадлежат «Life.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка