О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Президентский "Ил" застрял из-за транзистора

"Газета.Ru" выяснила, почему Ил-96 президентского авиаотряда застрял в Лиссабоне в ноябре 2016 года по пути на саммит АТЭС

"Газета.Ru" выяснила, почему Ил-96 президентского авиаотряда застрял в Лиссабоне в ноябре 2016 года по пути на саммит АТЭС. Причина - в отказе электронных компонент, которые их изготовители называют весьма надежными.

Специалисты выяснили причины инцидента, из-за которого лайнер Ил-96-300 Cпециального летного отряда (СЛО) "Россия" не смог вылететь из столицы Португалии Лиссабона в ноябре прошлого года.

Напомним, инцидент произошел 19 ноября по пути следования журналистов кремлевского пула на саммит АТЭС в Лиме (Перу). Как обычно бывает при подготовке к подобным мероприятиям, журналисты летели отдельным от президента бортом. Ил-96-300 с бортовым номером RA-96019, принадлежащий СЛО, приземлился для дозаправки в аэропорту Лиссабона, однако из-за технической неисправности не смог продолжить путь через Атлантику.

Как рассказывали сами журналисты, уже при рулении у самолета не смог запуститься один из левых двигателей.

Починить поломку на рулежке в течение нескольких часов не удалось, журналистов отправили сначала ждать в здание аэропорта, а позднее и вовсе расселили по отелям Лиссабона. В итоге общая задержка составила 22 часа, а приключения российских журналистов в Португалии едва не затмили собой в СМИ освещение самого международного саммита.

О природе самой поломки в тот день сообщалось мало. "Произошла техническая поломка, вышел из строя блок зажигания. Специалисты пытались устранить неисправность на месте", - поясняла пресс-секретарь управделами президента России Елена Крылова.

Как уже писала "Газета.Ru", запуску двигателя помешал отказ агрегата зажигания ПВФ-22-20, который изготавливается Уфимским научно-производственным предприятием (УНПП) "Молния", входящим в холдинг "Технодинамика" госкорпорации "Ростех". Эти приборы установлены на двигателях ПС-90А2, которые в свое время разрабатывалась совместно с компанией Pratt & Whitney.

"Агрегат зажигания - устройство, которое преобразует силу тока. В нем стоит конденсатор, по сути, там ломаться нечему. От него по высоковольтным проводам ток подается на свечи зажигания, в которых происходит разряд одновременно с подачей топлива", - пояснил доцент кафедры "Конструкция и проектирование двигателей" МАИ Валерий Нестеренко. Он представляет собой сложное радиоэлектронное изделие, имеющее для надежности два независимых канала, каждый из которых содержит электронный преобразователь напряжения 27В в импульсы напряжения заданной частоты и энергии - не менее 7 кВ.

Для расследования причин инцидента неисправный агрегат зажигания был доставлен в Уфу. В работе комиссии приняли участие специалисты УНПП "Молния", специального летного отряда "Россия". Участвовали в расследовании и военные - инспекторы 612-го Военного представительства Минобороны России.

Комиссия выявила отсутствие производственных дефектов и несоответствий режимов работы электронных компонентов, производимых "Молнией".

Как выяснила "Газета.Ru", причиной некорректной работы агрегата ПВФ-22-20 стал последовательный независимый отказ покупных комплектующих - силового транзистора в одном канале агрегата и компаратора во втором.

Отказавшие компоненты были отправлены на исследование изготовителям - ОАО "Фрязинский завод мощных транзисторов" (г. Фрязино), ОАО "Орбита" (г. Саранск).

На Фрязинском заводе мощных транзисторов удивились информации об отказе их изделия и неофициально сообщили, что никаких рекламаций от уфимского предприятия пока не получали. "Это очень маловероятно, дело в том, что наши приборы изготавливаются с приемкой заказчика и проходят испытания. Вообще странно, что такое заключение было сделано без нашего участия, за прошлый год у нас была всего одна рекламация по поводу перегоревшего прибора", - рассказал источник на заводе.

Второй отказавший прибор - компаратор 521СА301 - микросхема, производимая на саранском АО "Орбита". Официальных комментариев по поводу отказа на заводе не дали. Однако известно, что эта микросхема производится с военной приемкой. "Это микросхема для техники спецназначения, производится с военной приемкой, где только она не применяется... На каждом этапе производство контролируется представителями Минобороны, которые следят за техпроцессом, материалами, за испытаниями. Отказы у военных приборов - всегда нечто экстраординарное", - пояснил "Газете.Ru" сотрудник предприятия.

По словам специалистов "Молнии", из 476 агрегатов ПВФ-22-20 и 5 тыс. подобных изделий других типов, выпущенных предприятием за 15 лет, это первый случай некорректной работы двух каналов за весь период эксплуатации агрегатов.

При этом неизвестно, сколько еще находящихся в эксплуатации аналогичных агрегатов зажигания могут отказать по аналогичным причинам. По данным "Молнии", помимо Ил-96-300 аналогичные приборы устанавливались на самолеты Ил-76, Ту-204, Ту-214 и их модификации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка