О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Между Таджикистаном и Узбекистаном произошел недолет

Из Душанбе в Ташкент после 25-летнего перерыва в понедельник должен был вылететь первый регулярный авиарейс

Из Душанбе в Ташкент после 25-летнего перерыва в понедельник должен был вылететь первый регулярный авиарейс. Исторический перелет так и не состоялся: аэропорт Ташкента не принял самолет, мотивировав это "нерешенными техническими вопросами". Тем не менее, по словам собеседников "Ъ" в Ташкенте, Душанбе и Москве, через четверть века после распада СССР в отношениях между двумя среднеазиатскими партнерами России наконец началось потепление.

"Это событие стало возможным благодаря готовности лидеров двух стран идти навстречу друг другу",- заявил после запуска технического рейса Душанбе-Ташкент, происшедшего 10 февраля, гендиректор таджикской авиакомпании Somon Air Томас Халлам.

На понедельник был запланирован первый регулярный рейс, на который купили билеты 26 пассажиров (стоимость билета сравнима со средней зарплатой в Таджикистане). Но перелет так и не состоялся. Как сообщила пресс-служба Somon Air, за несколько часов до вылета аэропорт Ташкента отказался принять самолет из Душанбе, объяснив это отсутствием двустороннего соглашения и "нерешенными техническими вопросами".

Эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов видит в этом определенный политический подтекст. "Желание восстановить отношения сохраняется, но при этом продолжается сверка интересов, в ходе которой стороны пытаются понять, насколько эти интересы совпадают",- пояснил "Ъ" господин Дубнов.

"Вполне возможно, что сыграли свою роль оба фактора: и техническая неподготовленность, и политическое решение,- продолжает другой российский эксперт, руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.- Узбекистан мог посчитать, что сближение идет слишком быстро, и решил его притормозить. Впрочем, общая тенденция на сближение не изменится".

Собеседник "Ъ" в Ташкенте - директор негосударственного научно-образовательного учреждения "Билим карвони" Фарход Толипов также уверен, что потепление отношений продолжится. "Новый глава Узбекистана Шавкат Мирзиеев задал высокую планку отношений с соседями. Заморозить процесс будет неправильно",- отметил эксперт.

По мнению господина Толипова, когда авиасообщение будет восстановлено, пойдет речь о возобновлении железнодорожного сообщения между столицами двух стран и либерализации визового режима. Это предположение подтверждается тем, что в настоящее время в Таджикистане идет подготовка к проведению ярмарки узбекской продукции, запланированной на конец марта.

Риторика лидеров двух стран в отношении друг друга изменилась сразу после избрания на пост президента Узбекистана Шавката Мирзиеева. "В Таджикистане вас знают и уважают как сторонника последовательного развития отношений дружбы, добрососедства и многогранного сотрудничества между нашими странами",- написал в поздравительной телеграмме президент Таджикистана Эмомали Рахмон.

С узбекской же стороны примечательным стало отсутствие традиционной жесткой риторики в адрес Душанбе на фоне активизации строительства таджикской стороной Рогунской ГЭС - ранее любое упоминание об этом вызывало обвинения в адрес властей Таджикистана. Их уличали в попытке дестабилизировать экологическую ситуацию в регионе.

"Изменение риторики - это свидетельство реальных сдвигов в отношениях,- поясняет "Ъ" Аркадий Дубнов.- В первую очередь это меняет поведение чиновников на местах по обе стороны границы. Основным фактором стало отсутствие личной неприязни между президентами Мирзиеевым и Рахмоном".

Похожую точку зрения выразил и Андрей Грозин. "Это пока не кардинальная перестройка внешней политики, но изменения в отношениях Ташкента и Душанбе налицо",- заявил он "Ъ", добавив, что "снижение напряженности в отношениях между центральноазиатскими государствами отвечает как их собственным интересам, так и интересам России".

Важность начавшегося потепления объясняется и тем, что 4,8% населения Узбекистана - этнические таджики, а доля узбеков в Таджикистане, хоть и неуклонно уменьшается, по официальным данным, составляет более 10%.

Нормализация отношений пока не привела к сближению позиций сторон по ключевым вопросам, которые в свое время стали причинами конфронтации между Ташкентом и Душанбе. Это Рогунская ГЭС, спорные территории и слабозащищенная таджикско-афганская граница. "Проблему Рогуна решить будет тяжелее всего,- признал Аркадий Дубнов.- Хотя проблема энергодефицита в регионе затрагивает и Узбекистан, Ташкент намерен решать ее не путем строительства высотной плотины, а сосредоточившись на менее мощных проектах ГЭС, которые не угрожали бы экологической катастрофой".

Собеседник "Ъ" в Душанбе - председатель Национальной ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимов считает, что между властями Узбекистана и Таджикистана уже есть неформальные договоренности по водному вопросу. "Прежнее узбекское руководство не принимало во внимание заключения западных экспертов, доказавших безопасность проекта,- сказал господин Мамадазимов.- Новые власти ознакомились с этими документами и согласились с западными оценками".

Однако его российские коллеги более скептичны относительно будущего Рогунской ГЭС. "Таджикская государственная пропаганда превратила этот проект в национальную идею,- сказал "Ъ" Андрей Грозин.- Отказаться от него значит потерять лицо". По мнению господина Грозина, в итоге узбекские власти все же попытаются повлиять на потенциальных зарубежных инвесторов проекта, чтобы затормозить строительство. Возможность неформальных договоренностей между Душанбе и Ташкентом эксперт поставил под сомнение, добавив, что строительство ГЭС "противоречит объективным национальным интересам Узбекистана"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка