О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Лайтнинги" в "пелене" радиоэлектронных помех F/A-18G - тактика, которую нельзя недооценивать

В ходе первых за 2017-й год широкомасштабных учений Военно-воздушных сил США "Red Flag 17-01" отрабатывались многочисленные тактические модели проведения операций по завоеванию превосходства в воздухе и подавлению ПВО условного противника

В ходе первых за 2017-й год широкомасштабных учений Военно-воздушных сил США "Red Flag 17-01", стартовавших 23 января на авиабазе Неллис (штат Невада), отрабатывались многочисленные тактические модели проведения операций по завоеванию превосходства в воздухе и подавлению ПВО условного противника, в которых участвовали перспективные многоцелевые истребители 5-го поколения F-35A, самолеты радиоэлектронной борьбы F/A-18G "Growler", а также многоцелевые истребители семейства F-16C, традиционно выступающие в роли "агрессора". В качестве истребителей поддержки для F-35A были задействованы перспективные малозаметные истребители F-22A "Raptor".

Согласно сообщению блогера Дэвида Сенсиоти за 3 февраля, на ресурсе "The Aviationist", F-35A, состоящие на вооружении 388-го и 419-го истребительных авиакрыльев, развернутых на АвБ Хилл (штат Юта), смогли достигнуть выдающегося соотношения побед (15:1) над "Фальконами" в воздушных боях. Сенсиоти также сфокусировал внимание на высокой степени технической готовности F-35A в сравнении с F-16: 92% против 80% соответственно. Конечно же, противники для F-35A и F-22A, очевидно, были подобраны такие, чтобы ни одна машина 5-го поколения не была условно перехвачена противником. По-видимому, в качестве машин "агрессора" использовались F-16C, оснащенные устаревшими БРЛС со ЩАР AN/APG-68(V)9, а условное вооружение было представлено ПО, имитирующим ракеты AIM-120C-5/7. "Лайтнинги" и "Рапторы", напротив, работали виртуальными AIM-120D (C-8), обладающими на 25-30% большей дальностью, а их радары с АФАР AN/APG-81 и AN/APG-81 могли похвастаться в 2 - 3 раза большей дальностью действия, отличной помехозащищенностью и возможностью наложения на "агрессора" направленных радиоэлектронных помех.

При этом, автор поста Сенсиоти высказывает глупое недоумение относительно вспомогательной роли F-22A "Raptor" в данных воздушных баталиях. Тем не менее, эта роль предельно ясна для любого более-менее сведущего любителя авиатехники и современных военных технологий. Заключается она в том, что условные пуски AMRAAMов с бортов F-35A производятся в пассивном режиме с выключенной бортовой РЛС и деактевированными излучающими станциями радиосвязи и радиоэлектронного противодействия. Сделано это для сокрытия собственного местонахождения от станции предупреждения об облучении истребителей F-16C. В этом случае "Лайтнинги" подходили к цели незамеченными, используя свою малую ЭПР в 0,2 м2. Роль же F-22A заключалась в целеуказании для запущенных "Лайтнингами" AIM-120D с расстояния 150-200 км. Наиболее вероятно, что "Рапторы" следовали за F-35A на расстоянии в 40-50 км с включенными в режиме LPI радарами, и, обнаружив F-16-"агрессоров" на расстоянии около 190 км, выдали целеуказание на борт "шифрующихся" F-35A, которые так и не были обнаружены слабыми радарами F-16C. Управляемые ракеты дальнего воздушного боя AIM-120D имеют аппаратную и программную возможности для получения целеуказания как от самолета-носителя, так и от сторонних средств РТР/РЭР, включая другие истребители и самолеты ДРЛОиУ. Для обмена тактической информацией и координатами целеуказания между F-22A и F-35A/B/C применяется специализированный направленный высокозащищенный радиоканал MADL (для защиты используется псевдослучайная перестройка рабочей частоты).

Именно с помощью этой нехитрой тактики, включающей использование F-22A, и удалось достичь соотношения побед 15:1 в пользу F-35A. Без помощи "Рапторов" оно бы составило примерно 3:1 или 5:1. Еще худшая для F-35A ситуация сложилась бы в случае привлечения к роли "агрессора" более современных F-16C, оснащенных бортовыми РЛС AN/APG-83 SABR. Во многих случаях дело бы доходило до ближнего боя, где F-35A ни за что бы не переиграл более маневренного противника - F-16C. А теперь представьте себе дальний воздушный бой F-35A c нашим Су-35С, оснащенным мощнейшим в истории истребительным бортовым радаром с ПФАР Н035 "Ирбис-Э". В этом случае у F-35A возникли бы огромные проблемы даже при "удаленной" поддержке со стороны F-22A, поскольку "Ирбис" обнаруживает "Лайтнинг" (0,2 м2) примерно со 160 - 180 км. Даже использование направленных РЭП со стороны AN/APG-81 не принесло бы ощутимых результатов, кроме того, что ракета РВВ-СД/БД была бы запущена по источнику помех. Американцы, как и обычно, смогли неплохо набить цену своим F-35A, используя вышеуказанные тактические приемы на учениях "Red Flag", а в качестве условного противника выбирая обычные F-16C.

Но во время этих учений была отработана и еще одна важная задача - условное подавление ПВО противника с дальнейшим нанесением ракетно-авиационного удара по обороняемому объекту. В этом случае также использовались F-35A и F-22A, но в качестве машин поддержки были привлечены перспективные самолеты РЭБ и подавления ПВО F/A-18G "Growler". Данные машины осуществляли постановку мощных шумовых и заградительных помех в сторону многофункциональных РЛС наземных средств ПВО противника. Таким образом, "стелс"-истребители оказывались в густой "пелене" помех от станции AN/ALQ-99 самолета F/A-18G, что позволяло подойти к РЛС противника на в 3-4 раза более близкое расстояние. Была использована так называемая тактика "радиоэлектронного прикрытия". В качестве наземной МРЛС противника использовался стрельбовой радиолокатор подсвета и наведения ЗРК "Patriot PAC-2" - AN/MPQ-53.

Данная тактика может считаться сегодня очень серьезным вызовом для наземной и воздушной компонент наших ВКС, ведь большинство обзорных и многофункциональных радиолокаторов наших ЗРК, авиационные БРЛС "Барс" и "Ирбис" представлены пассивными ФАР, проблемой которых является отсутствие возможности формирования "провалов" в диаграмме направленности основного лепестка в сторону источника РЭБ. Это указывает на серьезную технологическую "брешь", перекрыть которую можно лишь с переходом большинства боевых юнитов на перспективные радары с активной фазированной антенной решеткой. Как видите, практически вся штатовская боевая авиация очень большими темпами переходит с ЩАР на АФАР, и это вызывает реальную обеспокоенность....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка