О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Золотые руки "Сатурна"

За всеми достижениями и инновациями НПО "Сатурн" стоят те, благодаря кому это стало реальностью - работники предприятия

За всеми достижениями и инновациями НПО "Сатурн" стоят те, благодаря кому это стало реальностью - работники предприятия. Среди них есть люди, которые отдали компании десятки лет своей жизни, и все это время стремились показывать лучший результат. Многие из них пришли работать на завод еще в далекие советские годы, пережили с ним самые трудные времена, а после сумели освоить современные технологии, чтобы и в солидном возрасте оставаться на передовой.

В октябре 2016-го президент Владимир Путин подписал указ о награждении двенадцати сотрудников компании. В декабре эти награды при участии топ-менеджмента госкорпорации "Ростех" вручил временно исполняющий обязанности губернатора Дмитрий Миронов.

Медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени награждены Николай Калинин, ведущий специалист управления технологической подготовки производства; Геннадий Лымарев, технический руководитель по перспективным методам сварки и ремонта отдела главного сварщика; Виктор Поляков, заместитель генерального директора ОДК - управляющий директор; Владимир Румянцев, начальник управления технического контроля - главный контролер службы директора по качеству; Валерий Смирнов, слесарь-сборщик двигателей и агрегатов 6-го разряда цеха № 40; Андрей Фирсов, эксперт по общим вибрациям конструкторского отдела прочности.

Почетное звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" присвоено Игорю Бондарчуку, электросварщику ручной сварки 6-го разряда корпуса № 5; Владимиру Гусеву, токарю 6-го разряда корпуса № 93; Игорю Егорову, оператору станков с программным управлением 5-го разряда корпуса № 12; Валерию Ревунову, слесарю механосборочных работ 5-го разряда цеха № 45; Виктору Рослякову, слесарю-сборщику двигателей и агрегатов 6-го разряда корпуса № 22. Заслуженным конструктором Российской Федерации стал Виктор Ринаров, эксперту по компрессору конструкторского отдела компрессоров.

Среди отмеченных Путиным были и герои очередного материала из цикла "Заводные практики" - Виктор Ринаров, Геннадий Лымарев и Владимир Гусев.

Эксперт по компрессорам

Мой первый собеседник - эксперт по компрессору конструкторского отдела компрессоров Виктор Ринаров. Про таких людей говорят: не седина, а мудрость на висках. Встреча прошла в музее "Сатурна", в окружении тех самых двигателей, над которыми он трудится уже несколько десятилетий.

Впервые на предприятие Виктор Михайлович пришел в 1966-м году - больше полувека назад. Тогда вся группа авиационного техникума, где он учился, проходила четырехмесячную стажировку на последнем курсе. После окончания учебы выпускнику гарантировали рабочее место по распределению, и будущий эксперт получил назначение в конструкторское бюро.

Виктор Ринаров:

"В 1967-м году я вместе с еще двумя однокурсниками пришел на почтовый ящик № 106, будущее Рыбинское конструкторское бюро моторостроения. Практически оно стало для меня профессиональной альма-матер. Параллельно я учился на вечернем отделении РАТИ, который в 1973-м году и окончил по специальности инженер-механик. Время обучения у меня удачно сочеталось с работой, когда я, как молодой специалист, осваивал навыки в отделе компрессоров. Это было очень интересно! - Виктор Ринаров начинает улыбаться, погружаясь в воспоминания. - Когда я пришел на работу, в РКБМ разрабатывался двигатель РД-36-51А для ТУ-144Д. Это была альтернатива двигателю НК-144А, разработанному в КБ города Куйбышева.

Ту-144 был российским сверхзвуковым пассажирским самолетом, полет которого состоялся на месяц раньше британско-французского аналога - "Конкорда". Двигатель рыбинского завода позволял долететь прямым рейсом от Москвы до Хабаровска: такое стало возможно впервые. В то время как двигатели НК-144А позволяли от столицы без пересадки добраться только до Алма-Аты. Сегодня разработка РКБМ заняла почетное место в музее "Сатурна" - как раз неподалеку от стола, за которым мы беседуем с Виктором Ринаровым.

" Двигатель для того времени был очень перспективный, с использованием многих новых технических решений. Когда я пришел, только закладывалась конструкция компрессора. Как сейчас помню: начальник моей бригады Валентин Владимирович Бурмистров на самом большом кульмане отдела, на мелованном ватмане разрабатывал конструкцию ротора. И меня - молодого специалиста - тут же подключили к деталировке ротора компрессора, к выпуску рабочих чертежей. Для меня это была очень ответственная и в то же время познавательная работа ".

Судьба выпускников техникума, пришедших на предприятие в 1967-м, сложилась по-разному. Кто-то пошел на повышение, сменил профиль или вовсе покинул предприятие. Виктор Ринаров остался в отделе компрессоров, прошел все ступени карьеры от рядового инженера до начальника отдела, и сейчас трудится в должности эксперта.

Виктор Ринаров:

"У меня тоже было много предложений перейти куда-то. Рыбинск всегда был технически развитым городом, в котором было много промышленных предприятий с самой разной тематической направленностью. Но меня всегда что-то удерживало. Для меня был примером подход к работе Александра Сергеевича Новикова, ставшего генеральным конструктором РКБМ в 90-е годы ".

От руководства отделом к экспертной работе Владимир Ринаров перешел в 2011-м году и считает такую ротацию кадров на "Сатурне" абсолютно оправданной.

Виктор Ринаров:

"Руководством принято абсолютно правильное решение - старших руководителей переводить по мере достижения определенного возраста в "аксакалы", чтобы молодежь набиралась опыта и "набивала шишки", старалась развивать и двигать свои собственные идеи. А наша задача теперь - поддерживать, передавать свой опыт в качестве экспертов".

Решением президента Владимира Путина Виктору Ринарову присвоено звание "Заслуженный конструктор Российской Федерации".

Новатор в сварке

Геннадий Лымарев, технический руководитель по перспективным методам сварки и ремонта отдела главного сварщика, на должность советника или эксперта еще не перешел. Начальника в нем выдают мелкие детали: часы, на которые он поглядывал, собираясь быстрее вернуться к работе; личные записи, с которыми пришел беседовать в музей "Сатурна". Прагматизм и умение грамотно спланировать каждую минуту - свойство, которое приходит с опытом.

В Рыбинске Геннадий Иванович оказался скорее по воле случая. Родившись в Казахстане, он отправился изучать двигателестроение в Уфимский авиационный институт. Получил специальность "Технология сварочного производства".

Геннадий Лымарев:

"Я окончил его в 1980-м и по распределению выбрал рыбинский завод. В сентябре того же года прибыл на первое и единственное в моей жизни место работы. Стал инженером-технологом в отделе главного сварщика".

Про Рыбинск будущий технический руководитель узнал еще в институте. На одной из стен учебного корпуса висел плакат, рассказывающий про эвакуацию рыбинского предприятия в Уфу в годы Великой Отечественной войны.

В 1997-м году Геннадий Лымарев стал главным сварщиком компании и занимал это пост до марта 2016-го. Сегодня, будучи ответственным за перспективные методы сварки, несмотря на солидный возраст, мой собеседник постоянно работает с новейшими технологиями. Например, с лазерной порошковой наплавкой на рабочие лопатки турбины или сваркой на воздухе сложнопрофильных корпусных деталей из титанового сплава. Они, в частности, использовались в одном из главных проектов НПО "Сатурн" - двигателе SaM146.

Лымарев уверен: преемственность поколений и передача опыта ветеранов-специалистов молодым инженерам - важный аспект работы, с которым на "Сатурне" отлично справляются. В 1997-м по инициативе главного сварщика и руководства Рыбинского авиационного технологического института открыта специальность "Металлургия сварочного производства". За эти годы вуз подготовил более 130 инженеров по этой специальности, которые работают не только в НПО "Сатурн", но и на других предприятиях региона и всей страны.

Геннадий Лымарев:

"Когда я заступил на должность главного сварщика, здесь работали высококлассные специалисты-ветераны: Алексей Иванович Белов, Анатолий Михайлович Богданов, Борис Александрович Голыгин, Нина Алексеевна Немтырева и другие. Сейчас они практически все на пенсии, но пришло много молодых ребят-инженеров, в том числе и выпускников рыбинского университета, которые осваивают новые двигатели с применением современных технологий сварки. Мы сделали большой шаг в этом направлении, эти ребята учатся новому, а главное - они хотят учиться".

Решением президента Владимира Путина Геннадий Лымарев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

На все руки мастер

А кто-то передает свой опыт новым поколениям, не занимая на предприятии высоких постов: не потому что не получается, а потому что нравится то, что он делает сам. Таких людей, нашедших внутреннюю точку равновесия, в НПО "Сатурн" довольно много. Например, токарь шестого разряда Владимир Гусев. Сложно найти более спокойного, рассудительного и увлеченного своим делом человека. Он с удовольствием рассказывает и о своей работе, и о других достижениях.

Владимир Гусев:

"У меня нет жилки руководителя, я стараюсь отвечать сам за себя. Я токарь, но есть и другие специальности. Когда была большая номенклатура деталей, получил квалификацию шлифовщика третьего разряда, освоил профессии фрезеровщика и слесаря".

Владимир Павлович пришел на завод после окончания авиационного техникума в 1982-м году. Старшим мастером в его группе был Юрий Паутов, ныне первый заместитель директора по персоналу и депутат Областной Думы. По словам Гусева, ему всегда нравились его цех и коллектив. Мало где можно найти такую разнообразную работу для токаря: каждый день приходиться решать новые задачи, работать с большим разнообразием деталей. Практически никогда не приходилось неделями делать одно и то же.

Владимир Гусев:

"Мне на нашем заводе очень нравится. Я участвовал в конкурсах профессионального мастерства, занимал призовые места, а в 2006-м выиграл в токарной номинации".

Передачу опыта молодым Гусев, как и другие собеседники, считает важной задачей, но и качество образования при этом должно быть на должном уровне.

"В гимне рыбинского авиационного техникума, который я сейчас весь не вспомню, были такие строки:

- Пускай почувствуют заводы, что к ним из РАТ приходит человек!".

Решением президента Владимира Путина Владимир Гусев награжден знаком "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Черемуха». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка