О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ОПК: от исполнения ГОЗ - к инновационному предпринимательству

Вряд ли кто-то возьмется оспаривать факт: в последние годы отечественный оборонно-промышленный комплекс достиг серьезных успехов. И дело не только в практически стопроцентном исполнении ГОЗ по результатам 2016 года

Вряд ли кто-то возьмется оспаривать факт: в последние годы отечественный оборонно-промышленный комплекс достиг серьезных успехов. И дело не только в практически стопроцентном исполнении ГОЗ по результатам 2016 года. Главное достижение в том, что ОПК становится слаженным механизмом, не только работающим четко и добросовестно, но и устроенным логично и с учетом стратегических перспектив.

Как это всегда бывает в динамичной среде, вслед за решением одного блока задач обязательно появляется другой. К 2020 году перевооружение армии будет в целом завершено, далее нужно будет только поддерживать соответствующий уровень. Предприятиям ОПК предстоит расширять выпуск продукции гражданского и двойного назначения: к 2025 году это должна быть треть, а к 2030 - как минимум половина объема производства. Подразумевается, что это будет высокотехнологичная продукция, о выпуске сковородок и утюгов речь, разумеется, не идет. Расширение продуктовой линейки - не самая простая управленческая задача даже с точки зрения организации производства. Но не стоит забывать, что произведенный продукт нужно еще и продать - предприятиям ОПК предстоит "встроиться" в отечественную экономику в той части, которая их раньше не касалась. О том, что ждет отечественную оборонку в ближайшей и отдаленной перспективе, - в материале profiok.com.

Постановка задач

Дмитрий Медведев провел 27 февраля в Сочи круглый стол "Диверсификация оборонно-промышленного комплекса и региональное развитие - стратегия перемен". По понятным причинам значительная часть стенограммы не подлежит публикации. Однако основные задачи, которые глава правительства ставит перед отечественной оборонкой, доступны общественности.

Задач три. Первая - стирание грани между оборонным производством и инновационным предпринимательством. Иными словами, оборонка должна не только сама создавать инновации, но и использовать технологии и решения, которые уже появились, например, в гражданском сегменте. Инновации сейчас появляются повсюду, и за этим нужно следить и своевременно их внедрять, чтобы, как выразился Медведев, не остаться на обочине.

Вторая задача - проанализировать потребности экономики и понять, чем занять высвобождаемые мощности поставщиков по ГОЗ.

Третья задача - перевести ОПК на современную бизнес-модель, адаптированную к потребностям не только внутреннего, но и международного рынка. "Сфера это, конечно, особая, тем не менее продукцию нужно продать", - считает премьер-министр.

Закон "О гособоронзаказе": работа продолжается

Объемы государственного оборонного заказа в ближайшие годы будут постепенно снижаться, но это вовсе не означает, что ГОЗ сходит на нет. По данным Минобороны, на текущий год на реализацию мероприятий в рамках ГОЗ выделят чуть меньше полутора триллионов рублей. Больше половины этой суммы пойдет на закупки самых современных видов вооружений и военной техники. Напомним, что к лету 2017 года появится новая госпрограмма вооружений, рассчитанная на период с 2018 по 2025 год. Иными словами, работа в рамках ГОЗ продолжится. Это значит, что необходимо продолжать совершенствовать нормативную базу, связанную с выполнением гособоронзаказа.

Значимый нормативный акт, подготовленный коллегией Военно-промышленной комиссии РФ, был опубликован буквально на днях. Это постановление правительства РФ от 17 февраля 2017 года №208 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ". Отныне государственный заказчик должен определять прогнозную цену на продукцию и использовать ее для определения максимальной цены госконтракта. Если поставщик выбирается на конкурсной основе, то прогнозные цены необходимо получить как минимум от двух организаций. Если речь идет о единственном поставщике, то цену все равно будет определять не только заказчик: планируется участие исполнителя, отраслевого органа, а при необходимости - ФАС. В документе также содержатся меры по стимулированию предприятий к снижению издержек: фактическая прибыль отныне может превышать плановое значение, зафиксированное в госконтракте.

Предложения по корректировке закона №275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" обсуждались 20 февраля в Госдуме на заседании Комиссии по развитию предприятий ОПК. Так, предприятия жалуются на необходимость для участников всей цепочки кооперации открывать спецсчета в уполномоченных банках. Когда в цепочке много звеньев, количество договоров и отчетных документов растет лавинообразно. При этом компании, работающие на низших уровнях кооперации, вообще теряют заинтересованность к участию в ГОЗ. Поэтому наиболее значимые предлагаемые поправки касаются порядка открытия спецсчетов исполнителей ГОЗ. Также предлагается изменить порядок перечисления прибыли и денежных средств исполнителем при частичном исполнении контракта, изменить порядок компенсации собственных затрат компаний-исполнителей, пересмотреть объемы штрафных санкций в отношении заказчика и исполнителя, поскольку сейчас ответственность предприятия никак не коррелирует с его полномочиями. Глава Комиссии по развитию предприятий ОПК, первый вице-президент Союзмаш РФ Владимир Гутенев отметил, что предлагаемые поправки в закон №275-ФЗ будут оформлены в виде законопроекта.

Диверсификация: второе крыло для ОПК

Термин "диверсификация" в последнее время звучит применительно к ОПК так часто, что вопросов, казалось бы, быть уже не должно. Однако даже в среде, где все все понимают, выступающие снова и снова повторяют: производство гражданской продукции - не самоцель, никаких параллелей с конверсией 1990-х проводить не надо, гражданское производство и производство продукции военного назначения нужно налаживать не вместо оборонного, а в дополнение к нему. При этом исключается деградация производства: сложнейшее оборудование, конечно же, не рассчитано на производство сковородок. Полное перепрофилирование предприятий отрасли тоже исключено: оборонные предприятия останутся оборонными предприятиями. Этот момент на совещании в Сочи вице-премьер Дмитрий Рогозин подчеркнул особо: вопросы мобилизационной подготовки будут решаться "без размывания производственной специализации" предприятий ОПК - за счет загрузки существующих мощностей схожей с технологической точки зрения гражданской продукцией. Рогозин назвал такой подход "концепцией технологического реверса": в случае необходимости предприятие сможет моментально вернуться к выпуску продукции для нужд обороны.

Второй аспект - необходимость достижения оборонкой, как сформулировал Дмитрий Медведев, "разумного уровня рентабельности". Решив задачу переоснащения вооруженных сил, государство, конечно, не перестанет поддерживать оборонно-промышленный комплекс, но было бы неплохо, если бы оборонные предприятия могли зарабатывать и сами. Конечно, освоение и удержание зарубежных рынков, особенно рынков гражданской продукции, задача нетривиальная. К счастью, у нас очень большая страна - а значит, большой внутренний рынок. Если с освоением внешних рынков государство может помочь оборонке лишь ограниченным перечнем мер, то на внутреннем рынке инструментарий куда шире. Консолидированный заказ на гражданскую технику вполне может загрузить профильной работой оборонные предприятия: это могли бы быть заказы в сфере гражданского авиа- и судостроения, медицины, ТЭК и так далее.

Наконец, есть еще один крайне важный фактор. В связи со снижением объемов ГОЗ часто говорится о проблемах загрузки производственных мощностей, но думать надо не только о дорогих и умных станках, но и о людях! Рогозин на совещании в Сочи привел в пример ракетно-космическую отрасль, где занято четверть миллиона человек. Перед "Роскосмосом" стоит задача повышения производительности труда (мы заметно отстаем от зарубежных конкурентов), оптимизации загрузки предприятий и их модернизации. "А люди куда денутся? - озадачился Дмитрий Рогозин. - Те, кто сейчас работает в отрасли, будут выброшены на какой-то пресловутый рынок?" По мнению вице-премьера, развертывание производства гражданской продукции на таких предприятиях необходимо не только с экономической, но и с социальной точки зрения.

"Целью государственной политики диверсификации ОПК должно быть не перепрофилирование военной промышленности, а повышение ее устойчивости за счет диверсификации при безусловном поддержании технологий основного оборонного производства, кадрового потенциала, передового уровня НИОКР в рамках своей базовой специализации", - считает Дмитрий Рогозин. По его мнению, разумное совмещение военного и гражданского производства позволит оборонным предприятиям и отрасли в целом "четко опираться на два крыла".

Что зависит от государства?

По словам Дмитрия Медведева, необходимо найти баланс между защитными мерами в отношении предприятий и необходимостью сохранения конкуренции. Премьер-министр считает, что помочь определить границы, в которых отечественного производителя надо поддерживать, а за которыми "приоткрывать рынок", должен в конечном счете сам рынок - покупатели, эксперты и рыночные механизмы. При этом государство должно использовать механизмы поддержки - "во всяком случае до тех пор, пока наша ключевая ставка и эффективная кредитная ставка не приблизятся к оптимальному уровню" (Интересно, от чего это зависит, кто ответственный и сколько ждать? - profiok.com).

В условиях бюджетного дефицита уровень финансирования оборонной промышленности может вызывать неоднозначную реакцию у целого ряда экспертов. Что ж, своя правда у них есть: в России немало сфер, куда хорошо бы направить средства. Но позиция руководства страны формулируется недвусмысленно: даже после перевооружения армии к 2020 году государство не прекратит поддержку оборонных предприятий - в форме консолидированного госзаказа на гражданскую продукцию, в форме создания преференций для отечественных производителей или, как выразился Дмитрий Рогозин, проведения "протекционистской политики в отношении определенной номенклатуры высокотехнологичной продукции".

На совещании в Сочи Дмитрий Рогозин обратил внимание премьер-министра на новую роль торговых представительств РФ за рубежом. По мнению вице-премьера, торгпредства, которые сейчас находятся в ведении Минэкономразвития, следует передать Минпромторгу. Дело в том, что от этих органов сейчас требуется не столько экспертная оценка зарубежных рынков, сколько продвижение российской экспортной продукции, а это проще делать в непосредственной связке с промышленными корпорациями, подведомственными Минпромторгу. Дмитрий Медведев на предложение отреагировал сдержанно: мол, дело не в ведомственной принадлежности, а в том, что ряд торгпредств работает нормально, "а некоторые спят". Тем не менее, по словам Медведева, нужно не только готовить под себя ниши, но и "прошибать барьеры", субсидируя поставки и используя гарантийные механизмы.

Как говорилось выше, страна у нас большая, и у внутреннего рынка есть колоссальные потребности, удовлетворение многих из которых вполне по плечу предприятиям ОПК. Главное - своевременно узнать об этих потребностях, чтобы понять, чем тут может быть полезна оборонка. Дмитрий Рогозин в очередной раз посетовал, что до недавнего времени медицинское оборудование в нашей стране не просто закупалось за рубежом, но еще и приобреталось самостоятельно каждым регионом, то есть вообще без оптовых скидок. В этой сфере ситуация уже начала меняться: объем производства медицинских изделий вырос на 10 процентов, при этом доля отечественных изделий в суммарных закупках тоже выросла - правда, всего на полтора процента. На сегодня в России каждое пятое закупаемое медицинское изделие - отечественного производства, то есть основные потребности пока закрываются за счет импорта.

ОПК может помочь закрыть потребности ТЭК, расширить производство цифровой оптики, создать национальный чип и национальный софт для внутреннего потребления, и для этого государство составило план консолидированных закупок, чтобы дать отрасли встать на ноги.

Правительство понимает, что высокотехнологичным предприятиям нужна кредитная поддержка. Частично этот вопрос решается за счет госпрограмм и федеральных целевых программ, хотя, по выражению Рогозина, их КПД не всегда высок.

Важно, что уже сейчас правительство формирует консолидированный заказ на гражданскую морскую технику. Недавно была создана Авиационная коллегия, которая будет заниматься аналогичными вопросами в сфере авиастроения. Есть и работает план гарантированных закупок российской гражданской микроэлектронной продукции.

Необходимо создать соответствующую правовую и нормативную базу, обеспечить интеграцию, хотя бы информационную, между гражданским и военным производством, избавиться от, говоря терминами Дмитрия Рогозина, "ведомственной и отраслевой изоляции", которая наносит вред трансферу технологий. По сути, создается новая большая отрасль - гибкая, готовая реагировать на изменения рынка, впитывать или создавать собственные инновации, находящейся на пике промышленной революции и постепенно размывающей барьер между военными и гражданскими научными исследованиями, военной и гражданской промышленностью.

Правил игры в этой отрасли у нас пока нет, сказал Дмитрий Рогозин. Эти правила придется создавать. А начинать, по мнению вице-премьера, с создания "правового, политического и волевого пространства" для развития оборонной промышленности, конечным итогом которого станет появление "глобально высококапитализированных, конкурентоспособных корпораций, нашедших и расширяющих свое место на мировом рынке".

Комментарий profiok.com

В недавнем интервью порталу profiok.com первый вице-президент Союза машиностроителей РФ Владимир Гутенев выделил два основных новых тренда в мышлении директорского корпуса ОПК. Во-первых, руководители предприятий осознали необходимость диверсификации производства не как директиву сверху, а как органичное требование времени и условие выживания. Во-вторых, никто уже не сомневается в том, что нужно делать ставку на разработку и/или внедрение опережающих технологий, поскольку только в этом случае можно будет создавать продукты с высокой добавленной стоимостью. Многие руководители ОПК мыслили в этих направлениях и раньше, подчеркнул Гутенев, но сейчас эти моменты выходят на первый план.

"Конечно, государство будет прилагать определенные усилия по поддержке предприятий ОПК. Просто немыслимо представить себе повторение конверсии 1990-х годов при том, что в развитие оборонки вложено столько сил и так много уже достигнуто. Да и потенциал современного ОПК вполне обнадеживает, - комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. - Но руководителям корпораций и предприятий важно понимать, что полностью рассчитывать на государство все же не стоит. Новая реальность диктует новые требования: приходится становиться активнее, осваивать логистику и маркетинг, изучать рынки, искать потенциальных поставщиков и заказчиков, исследовать возможности по расширению продуктовой линейки.

Еще несколько лет назад руководители оборонных предприятий, проходящие в ИНЭС повышение квалификации в рамках спецкурса "Стратегическое управление", ворчали, что материалы некоторых лекций сложно применить в реальной жизни. Они говорили, что работа в рамках ГОЗ накладывает множество ограничений, а маркетинг - баловство для юных стартаперов, "проедающих" инвесторские деньги. В последнее время мы этого не слышим: оборонщики - люди гибкие и чуткие, моментально поняли, что для них нужно и важно. Переживать за то, что они не смогут приноровиться к новым условиям, не стоит. Они смогут, российскому ОПК под силу очень многое. Главное для них - понимать, что оборонные предприятия, их возможности и потенциал, нужны России. Чувствовать, что, как написал недавно Дмитрий Рогозин, перефразируя императора Александра III, у нашей страны теперь три союзника: армия, флот и военно-промышленный комплекс"....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦЭРС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка