О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолеты ставят на крыло

Состоялось первое заседание Авиационной коллегии

Вчера под руководством Дмитрия Рогозина прошло первое заседание Авиационной коллегии при правительстве Российской Федерации.

Основная цель ее будущей работы - создание условий для активного продвижения на рынок отечественной гражданской авиатехники. Этому и было посвящено первое заседание, которое открыл председатель коллегии, зампред правительства РФ Дмитрий Рогозин.

Коллегия была создана согласно постановлению правительства. В ее состав вошло 45 человек - представителей федеральных органов исполнительной власти, авиационной промышленности и науки, авиационных и лизинговых компаний. В таком представительном составе можно будет эффективнее решать важные задачи по продвижению на рынок гражданских авиаперевозок отечественных самолетов. Сегодня с разработкой и производством боевых и военно-транспортных самолетов у нас, можно сказать, все в порядке.

А вот гражданская авиатехника оказалась в сложной ситуации.

Причин тому много. В 1990-х господдержка гражданской авиации фактически прекратилась, но одновременно возникло множество частных авиакомпаний. И все стали биться за право летать за границу. Сделать это было легче, если в парке имелись самолеты западного производства.

На госпрограмму по развитию авиапромышленности в минувшем году было направлено 52,5 млрд рублей.

Стоит ли удивляться, что сегодня доля "Боингов" и "Эрбасов" составляет более шестидесяти процентов парка всех авиаперевозчиков России.

А если говорить о дальнемагистральных маршрутах, то их обслуживают почти только лайнеры американского и западноевропейского производства.

Еще пятнадцать процентов приходится на более мелких западных производителей - "Эмбраер", "Бомбардье" и других.

На самолеты отечественного производства - менее двадцати пяти процентов. Причем количество достаточно современных "СуперДжетов", Ан-148, Ту-204 и Ту-214 - лишь несколько процентов. Остальное - это старые типы авиалайнеров, выпущенных более четверти века назад.

Такой перекос, среди прочего, чреват тем, что в самый неподходящий момент Россия может одномоментно остаться без воздушного флота. На это, кстати, обратил внимание в своем докладе Дмитрий Рогозин.

Дело в том, что иностранные воздушные суда, используемые по лизинговым схемам, не смогут выполнять задачи мобилизационного резерва в угрожаемый период, поскольку они, скорее всего, сразу будут отозваны их владельцами.

А те самолеты, что находятся в собственности авиакомпаний, их западные производители снимут с технического обслуживания.

Исправить ситуацию одномоментно не получится - авиапроизводство достаточно инертно. Но начинать надо сегодня, завтра может быть поздно. Возродить отечественное гражданское авиастроение позволит возрождение внутреннего рынка грузопассажирских перевозок.

Если за границу действительно удобнее летать на "Боингах" и "Эрбасах", то внутри страны как раз выгоднее использовать самолеты, собранные в России.

Когда-то в СССР огромный сегмент авиаперевозок занимали местные авиалинии. Сегодня трудно поверить, но небольшие аэродромы имелись не только в каждом крупном населенном пункте, но и во многих колхозах и совхозах. И полеты, к примеру, из Пскова в Новгород были вполне рентабельны. Внутренний авиарынок современной России - самый большой по совокупной протяженности авиамаршрутов и емкости в мире. Странно было бы его не развивать, опираясь на собственные самолеты.

Что делается сегодня и что планируется на ближайшие годы?

Начат выпуск самолетов Л-410 для местных авиалиний. Идет подготовка производства самолетов МС-21.

С 2011 года ведутся серийные поставки региональных самолетов "Сухой Суперджет 100". Начат выпуск самолетов Л-410 для местных авиалиний. Проходят испытания и подготовка производства самолетов МС-21. Их поставки планируется начать в IV квартале 2018 года.

В 2016 году выпущен ряд правительственных постановлений о предоставлении субсидий отечественным производителям самолетов вместимостью до 19 пассажиров.

А также на компенсацию части затрат российских компаний на создание сети сервисных центров, формирование складов запчастей и переподготовку специалистов для российских воздушных судов нового типа.

В целом на финансирование мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности" в минувшем году было направлено 52,5 млрд рублей.

Принимаемые меры, как посчитали участники коллегии, позволят восстановить необходимые компетенции по производству основной номенклатуры воздушных судов, востребованных отечественными авиакомпаниями, а также многими государственными заказчиками.

В ходе первого заседания Авиационной коллегии были заслушаны доклады замминистра транспорта РФ Валерия Окулова, президента Объединенной авиастроительной корпорации Юрия Слюсаря, гендиректора "Вертолетов России" Андрея Богинского, гендиректора Объединенная двигателестроительной корпорации Александра Артюхова и других членов коллегии.

Значительная часть заседания была посвящена рассмотрению текущего состояния дел с созданием самолетов МС-21, Ил-112В, Ил-96-400М и Ил-114-300. Принято решение заслушать в апреле доклад минпромторга о реализации комплексного плана по защите внутреннего рынка среднемагистральных самолетов.

Таким образом, по словам Дмитрия Рогозина, в Российской Федерации созданы условия для начала целенаправленного поэтапного вытеснения иностранной авиационной техники с внутреннего рынка с целью перехода через 10-15 лет на эксплуатацию преимущественно российских самолетов, отвечающих всем международным требованиям....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка