N+1
9 марта 2017, 08:58
Нейроинтерфейс поможет французам улучшить обучение пилотов
Французская компания Thales занялась разработкой новой системы обучения пилотов, в которой будут учитываться физиологические и психические возможности курсантов
Нейроинтерфейс, также называемый часто интерфейсом "мозг-компьютер" предназначен для установления связи между непосредственно сигналами мозга человека и компьютером. Такой интерфейс может использоваться, например, для управления роботами "силой мысли" или набора текста на компьютере парализованными людьми.
Сигналы мозга могут считываться разными способами, включая имплантацию электродов, снятие электроэнцефалограммы, магнитоэнцефалограммы или с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. При этом машинное обучение позволяет существенно повысить точность распознавания считываемых интерфейсом сигналов мозга.
В разрабатываемой Thales системе обучения для чтения сигналов мозга используется электроэнцефалограф. Кроме того, общая оценка состояния курсанта производится с помощью дополнительных приборов: электрокардиографа, термометра и системы распознавания направления взгляда.
Испытания лабораторного образца системы уже состоялись. В ней с помощью нейроинтерфейса, в частности, определялось, вошел ли курсант в состояние туннельного зрения (потеря периферического зрения при концентрации внимания на одном объекте длительное время) или насколько он устал.
Во время обучения, новая система сможет, например, определить, что проходящий подготовку пилот утратил внимание и в этот момент ввести в имитируемый полет фактор внезапности. Так, снизивший утративший внимание курсант в тот же момент во время имитированного полета может столкнуться с резким порывом ветра.
В целом же нейроинтерфейс на стадии разработки позволит определить типичные состояния, в которые могут впадать пилоты во время длительных перелетов. С учетом этих состояний во время обучения курс подготовки и будет корректироваться.
Следует отметить, что возможность использования интерфейса интересует множество авиастроительных компаний. В частности, французская жандармерия финансирует проект Airbus по созданию нейроинтерфейса для пилотов вертолетов. С помощью такого интерфейса бортовой компьютер вертолета получал бы данные о восприятии пилота и перестраивал бы полет в соответствии с полученными данными.
Такое решение, в частности, позволило бы существенно ускорить реакцию органов управления на действия пилота - система могла бы с высокой вероятностью прогнозировать действия летчика еще до того, как тот начал бы их совершать. Кроме того, система дополненной реальности могла бы выводить полетную информацию на те области ветрового стекла, через которые в данный момент смотрит пилот....
Авторские права на данный материал принадлежат «N+1». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Оставить автомобиль на привокзальной площади на длительный срок выгодно: с 1 мая изменятся условия и тарифы на парковке аэропорта
Апрель 25, 2024
Ведущий профсоюз авиадиспетчеров Франции отменил забастовку 25 апреля