О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Сокол" переходит в оборону

Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" получит часть государственного оборонного заказа с подмосковной площадки корпорации в Луховицах

Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" (НАЗ "Сокол", входит в ракетостроительную корпорацию "МиГ") получит часть государственного оборонного заказа с подмосковной площадки корпорации в Луховицах. Таким образом, предприятию пытаются компенсировать потери от передачи финальной сборки регионального самолета ИЛ-114 в Луховицы. В прошлом году головным исполнителем этого проекта назывался "Сокол". Эксперты полагают, что для нижегородского авиазавода это потеря статуса, однако с экономической точки зрения агрегатное производство может стать более выгодным, чем финальная сборка, что при высоких компетенциях позволит войти в другие проекты.

О том, что часть государственного оборонного заказа будет перераспределена в пользу НАЗ "Сокол" с подмосковной площадки РСК "МиГ" в Луховицах "Ъ", рассказал заместитель полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Олег Машковцев. По его словам, речь идет об увеличении на "Соколе" объема работ по производству самолетов семейства МиГ. "То есть часть военных заказов перейдет на "Сокол", и это позволит обеспечить достаточный уровень загрузки производственных мощностей и персонала завода", - подчеркнул заместитель полпреда в ПФО, однако объемы и параметры гособоронзаказа, который перейдет на нижегородский авиазавод, раскрывать не стал.

Решение РСК "МиГ" догрузить нижегородскую площадку ГОЗом объясняют тем, что НАЗ "Сокол" лишился финальной сборки регионального самолета ИЛ-114. Изначально Минпромторг РФ обещал отдать финальную сборку "Соколу", однако в январе 2017 года стало известно, что серийная сборка Ил-114 будет производиться на заводе РСК "МиГ" в Луховицах. Во время доклада президенту РФ Владимиру Путину президент ОАК Юрий Слюсарь упомянул, что именно в Луховицах разворачивается подготовка производства регионального турбовинтового самолета Ил-114-300. В госкорпорации подтвердили, что действительно финальную сборку регионального самолета в ОАК отдали на подмосковную площадку РСК, и сейчас прорабатываются параметры и объемы агрегатной сборки, на которую может претендовать НАЗ "Сокол".

Решение в пользу подмосковной площадки было принято исходя из экономических соображений, пояснил Олег Машковцев. "По финансовой модели, которая рассматривалась РСК, оказалось выгоднее завести крупноузловую сборку Ил-114 на подмосковный филиал корпорации. Но с точки зрения использования производственных сил это не критично, агрегатная сборка самолета будет осуществляться на "Соколе", тем более что сейчас это одно юрлицо - корпорация МиГ", - отметил господин Машковцев, добавив, что полпред президента в ПФО Михаил Бабич "внимательно следит" за реализацией проекта и контактирует с ОАК по этому вопросу.

В правительстве региона об отказе от финальной сборки на нижегородской площадке знают и ведут с ОАК переговоры о том, чтобы максимально загрузить мощности "Сокола". Как отмечают в министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, оптимальная для нижегородского завода загрузка в рамках кооперации - 35%, и в ближайшее время правительство области проведет ряд переговоров по этому вопросу с руководством РСК МиГ и ОАК.

В Объединенной авиастроительной корпорации добавили, что агрегатная сборка займеь существенную долю работа, связанных с производством самолета, а серийный выпуск Ил-114 начнется в 2020 ­году. По данным корпорации, самолет будет создаваться "в широкой производственной кооперации", при участии заводов ОАК в Нижнем Новгороде, Луховицах, Ульяновске, Воронеже "на основе оптимальной схемы кооперации, с опорой на созданные в ОАК центры компетенций". Какие конкретно агрегаты будут производиться на "Соколе", раскрывать отказались. "В целом по проекту с учетом кооперации около 40% может быть локализовано в Нижнем Новгороде и на предприятиях ПФО. Это "Гидромаш", "Полет", "Теплообменник" и другие", - уточнили в ОАК.

По словам руководителя аналитической службы агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, специализация площадок корпорации на одном виде работ - финальной сборке и агрегатном производстве - экономически целесообразна и позволит ликвидировать "многотипицу", оставшуюся с советских времен, когда финальную сборку распределяли по двум площадкам на случай военных действий. "Не стоит забывать, что в свое время в Луховицах был создан один из самых современных центров финальной сборки. Очевидно, финальная сборка там потребует меньших финансовых затрат, от организации площадки и логистики до создания центра поставки, то есть целесообразна по целой совокупности факторов", - отмечает господин Пантелеев. Но это решение не говорит о том, что "Сокол" окончательно утратил позиции как завод для финальной сборки, добавляет эксперт. Хотя это стало очевидной потерей в статусе, с экономической, налоговой и социальной точки зрения агрегатное производство может быть не менее выгодным, полагает Олег Пантелеев. Однако в первую очередь финансовый эффект для предприятия и региона будет зависеть от масштабов программы по легким истребителям. Главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко не исключает, что нижегородский завод может быть загружен истребителями МиГ-35, которые, как ожидается, будут серийно закупаться российскими военно-космическими силами после завершения испытаний и сертификации. "Я считаю, что будущее "Сокола" связано серийными заказами на МиГ-35 и другие машины, НАЗ может стать серийным заводом по производству этого самолета. ­Однако все определит ситуация с экономикой страны и ценами на нефть: если денег в госбюджете будет недостаточно, можно ожидать секвестра по всем программам, в том числе и по программе вооружения", - полагает эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Нижний Новгород». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка