О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Так полетим?

Ученые разработали двигатель для сверхлегких самолетов мощностью 120 лошадиных сил

Уфимские инженеры сделали первый шаг на пути создания нового направления в отечественном авиастроении - разработали двигатель для сверхлегких летательных аппаратов, то есть самолетов, вертолетов и беспилотников ДДА-120. Пока легкая и сверхлегкая авиация в России полностью импортозависима. Причем, по словам гендиректора компании-разработчика "Двигатели для авиации" Платона Маслова, все комплектующие летательных аппаратов - импортные, соответственно, конечная стоимость очень высока. Причем, львиную долю, до 90 процентов, стоимости летательных аппаратов составляет цена двигателя.

Первый в России серийный авиационный поршневой двигатель, по замыслу проектировщиков,  будет превосходить по показателям зарубежные экземпляры в производительности, экономичности, простоте эксплуатации. А вот стоить будет намного меньше. Если сейчас самый дешевый новый импортный двигатель обходится в 20 тысяч евро, то наш - до 500 тысяч рублей.

Он обладает уникальными характеристиками: высокой удельной мощностью, как современные бензиновые двигатели, и экономичностью дизеля, так же обладает возможностью работы на различных видах топлива - авиационном керосине, бензине и дизельном топливе. Одним махом разработчики объединили все преимущества поршневых двигателей, работающих или на бензине, или на дизельном топливе, и избавились от их недостатков.

Внешне ДДА-120 практически не отличается от аналогов. Двигатели такой мощности широко применяются в малой авиации, например, в вертолетах Robinson R22 и самолетах Cetus 200. Некоторые компании уже проявили интерес к разработке и даже сделали предзаказ.

Первый в России серийный авиационный поршневой двигатель будет превосходить по показателям зарубежные экземпляры.

Над созданием нового двигателя трудится команда, состоящая из шести человек. Все они - выпускники Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ), в том числе два доктора технических наук. Недаром в основе ноу-хау - фундаментальные исследования, которые велись в университете еще с 1980-х годов.

Что уже есть: спроектирована 3D модель двигателя, проведен ряд ключевых расчетов и испытаний. В частности, в условиях, приближенных к реальности, - при отрицательных температурах от 20 до 30 градусов цельсия. Двигатель и топливная система подтвердили свою работоспособность. Сейчас процесс достиг стадии изготовления прототипа.

Для того чтобы изготовить прототип, требуется около трех миллионов рублей. Так как все делается "с нуля", потребуется совершенно новая оснастка. Если на первых порах уфимцев поддержал Фонд Бортника, то теперь средства собираются на одной из краудфандинговых платформ. Пока из нужной суммы собрано немногим более 352 тысяч рублей.

Как могут компанию поддерживают коллеги. Так, омский завод пообещал бесплатно изготавливать детали и узлы для прототипа, которые им под силу.

Платон Маслов, который вплотную занимается двигателем уже четыре года, уверен, что трудности преодолимы. Следующим шагом станет создание опытно-конструкторского бюро и завода по выпуску двигателя. И тогда страна сможет развивать малую авиацию....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка