О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолет не вышел из пике...

На мемориальной доске монумента Авиационной славы в Липецке среди многих имен летчиков, до конца выполнивших свой долг и заплативших за это жизнью, есть и эти два: Евгений Захаров и Владимир Новоселов

На мемориальной доске монумента Авиационной славы в Липецке среди многих имен летчиков, до конца выполнивших свой долг и заплативших за это жизнью, есть и эти два: Евгений Захаров и Владимир Новоселов. Они погибли не на войне, не в "горячей точке", а спасая людей на земле.

Тревожная весна

Боюсь, далеко не все мои земляки, даже вполне взрослые и зрелые, помнят, что они совершили. А уж про детей и подростков и говорить не приходится. Но это и несправедливо, и неблагодарно. Именно поэтому в дни, когда исполняется тридцать лет с той поры, как их не стало, я взялся за перо, чтобы рассказать о последнем полете мужественных асов.

...Та весна для Владимира Ивановича Новоселова приберегла тяжелые испытания. Впрочем, это если судить с непрофессиональной, сугубо "земной" точки зрения. А для тех, чья профессия - учить самолеты летать, нештатные ситуации - обычное дело. Они случались в жизни любого человека в кабине военного самолета, бескомпромиссно, жестко, если не сказать жестоко, проверяя его мастерство, нервы, способность бороться за сохранение машины и самого себя, находить выход из, по существу, безвыходного положения.

Новоселову тоже не впервой было проходить через такие испытания. Он закончил элитное Качинское авиаучилище. У вчерашнего курсанта как будто бы еще не было опыта. Но его наставники не сомневались: Владимир не подведет. И он не подвел, поднимаясь в воздух в составе эскадрильи показа авиатехники специального гвардейского истребительного полка, куда прибыл сразу после окончания учебы. А в Липецке уже гвардии капитан попал в инструкторско-исследовательский авиаполк. Ему доверили командование звеном.

Нештатная ситуация

Я уже привел строчки из когда-то популярной песни о людях, учивших самолеты летать. Но тут нужно уточнение: Новоселов в первую очередь учил управлять новой сложной техникой своих коллег. Они прибывали в Липецкий авиацентр осваивать новые машины. Владимир Иванович по всем параметрам и летал, и учил отменно. Потому-то через пару лет уже получил под свое начало эскадрилью прославленных Су-27. Летчики немножко шутливо, фамильярно называли их "сушками".

Но в небе "сушки" были быстрыми, грозными и в принципе надежными машинами. И все-таки машина есть машина. Даже на космических кораблях случаются ЧП. Вот и в марте 1987 года Новоселов при посадке увидел сигнал: не выпускаются шасси. Самолет уже коснулся бетонной дорожки аэродрома. Беда почти неизбежна. Но не для такого аса, как Новоселов. Он в доли секунды успел взмыть вверх и набрать высоту в десять тысяч метров.

Но что дальше? Летчик обнаружил повреждение топливопроводов. Заполыхал огонь. Значит, главное - немедля уйти подальше от города, от любого села или деревни. По крайней мере, если что, то самолет не рухнет на жилые дома, улицы, на людей.

А затем Новоселов вошел в глубокое пике. Так он сбил пламя. И, наконец, ему удалось выпустить шасси. Все. Можно идти на посадку.

Дважды в одну воронку

Фронтовики говорят, что бомба дважды не падает в одну воронку. Как будто бы после того ЧП судьба должна была смилостивиться над Новоселовым и хоть какое-то более-менее продолжительное время не подвергать его новым опасностям. Но старая поговорка не оправдалась. Не прошло и месяца, как ситуация повторилась.

21 апреля. В учебно-боевом самолете МиГ-23 двое: Новоселов и майор Евгений Захаров. Евгению предстояло продемонстрировать, как он владеет мастерством ведения воздушного боя.

Высота - две с половиной тысячи метров. Захаров делает полупереворот. Но так сложилось, что угол атаки оказался больше запланированного. Самолет стал падать. Вновь самой первой заботой летчиков было не дать машине упасть на населенный пункт. Подальше, подальше от села Колыбельское. А самолет находился уже в глубоком пике. И выйти из него оказалось невозможно. Они сумели катапультироваться. Однако машина была уже у самой поверхности земли, и парашюты не успели раскрыться...

Так трагически оборвался этот полет. Командование, правительство отметили подвиг асов, посмертно удостоив их орденов Красной Звезды.

Помним

Сегодня ровно три десятилетия, как этих замечательных офицеров нет на свете. На месте их гибели вблизи села Колыбельское Чаплыгинского района стоит скромный памятник. И в горькую эту годовщину к нему наверняка придут и ветераны Авиацентра, и местные жители, вполне вероятно, те самые, чьи жизни спасли Евгений Захаров и Владимир Новоселов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Липецкая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка