Опубликовано: 24.04.2017, 11:09
 

Авиационная промышленность осмысливает обновленную госпрограмму


[image]

21 апреля в Госдуме эксперты обсудили изменения в Государственной программе РФ "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы". Совместное заседание Экспертного совета по авиационной промышленности при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и Комитета по авиационной промышленности СоюзМаш России провел первый заместитель председателя думского комитета по промышленности Владимир Гутенев.

Ретро-экспертиза?

Легкий оттенок парадоксальности происходящему придавал тот факт, что госпрограмма развития авиапрома уже подписана: постановление правительства РФ №379 от 31 марта 2017 года фиксирует утверждение госпрограммы, в которой "параметры финансирования приводятся в соответствие с федеральным бюджетом на текущий год и на плановый период". Интересно, что проект документа поступил в Госдуму 30 марта, то есть за день до утверждения. Формально регламент соблюден, по факту, как дипломатично сформулировал Владимир Гутенев, "срок между поступлением документов и рассмотрением их в правительстве иногда бывает критически мал". Разумеется, такая ситуация является нарушением норм парламентского контроля: правительство при принятии решений должно учитывать заключения профильных думских комитетов. Но этот вопрос - явно не предмет для дискуссии на экспертном совете. Его и не затрагивали, посвятив отведенное время обсуждению принятой госпрограммы (кстати, в ней далеко не все плохо - profiok.com). "Следующий бюджетный цикл уже не за горами. Нам необходимо, планируя его, вносить необходимые коррективы", - напомнил Владимир Гутенев, пообещав обобщить рекомендации экспертов, обсудить их на заседании комитета, а после этого направить соответствующий документ в правительство.

Так что смысл в такой ретро-экспертизе, то есть в экспертном анализе уже принятого документа, все-таки есть: по крайней мере, можно будет добиваться каких-то изменений если не на текущий год, то на последующие. А в качестве экспертной оценки никаких сомнений быть не может. Состав экспертного совета выглядит более чем внушительно: за одним столом собрались около сотни представителей власти, Счетной палаты, отраслевой науки, фондов, ассоциаций и, конечно же, предприятий, которых обсуждаемый документ касается в первую очередь.

Что изменилось в госпрограмме?

Как сообщил Владимир Гутенев, общий объем бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы составляет 672,7 млрд рублей, из которых чуть больше трети (231,4 млрд рублей) уже израсходовано. В 2017, 2018 и 2019 году на госпрограмму будет выделено 58,9, 58,4 и 40,5 млрд рублей соответственно. Далее уровень объема финансирования в 40,5 рублей планируется сохранять до 2025 года.

По сравнению с версией программы от 2014 года изменений немало. Добавлены показатели, связанные с реализацией майских указов, например, доля отечественных самолетов и вертолетов в парке российских авиаперевозчиков. Предусмотрено дополнительное финансирование, связанное с развитием АО "Объединенная двигателестроительная корпорация", производством двигателей ТВ7-117 и ПД-35, а также созданием самолета Ил-114-300, модернизацией самолета Ил-96, созданием лайнера МС-21 и двигателя ПД-14 для него.

Владимир Гутенев подчеркнул, что в новой редакции госпрограмы учтены замечания, внесенные экспертным советом по авиационной промышленности СоюзМаш.

Не изменилась цель госпрограммы: создание высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление ее позиции на мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска авиационной техники, причем как поставщика не только финальных изделий, но и комплектующих.

Кроме того, необходимо удовлетворять потребности России в отечественных гражданских воздушных судах. Потенциальный рынок - едва ли не самый большой в мире как по емкости маршрутов, так и по их протяженностей. На сегодня почти две трети (60 процентов) парка авиаперевозчиков - "Боинги" и "Эйрбасы", еще 15 процентов - другие западные производители. Соответственно, доля отечественных производителей еле дотягивает до четверти авиапарка, причем большинство этих судов сделаны еще в СССР. Словом, рынок есть, теперь важно создать условия для его наполнения продукцией российского авиапрома. Впрочем, и саму продукцию тоже предстоит создать - желательно, не только на сегодня, но и на завтра.

Формирование технического задела: опять забыли?

"1 декабря 2016 года президент указом №642 утвердил Стратегию научно-технологического развития РФ. Представленная программа этого не учитывает", - заметил генеральный директор НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского" Андрей Дутов. Эксперт убежден, что загрузка конструкторских бюро ни в коем случае не должна падать: те решения и технологии, которые оказываются конкурентоспособными сегодня, уже завтра могут эту конкурентоспособность утратить. "Если приоритет перспективной тематики не будет поставлен, то в 2025 и в 2030 году мы опять будем заниматься реинжинирингом уже устаревших к тому времени МС-21, SSJ, или в очередной раз модернизировать Ил-96", - предостерег Андрей Дутов. Он отметил также, что существующий научно-технический задел полностью исчерпан, а серьезных прорывов можно ожидать где-то в 2025 году, когда можно будет приступить к разработке принципиально нового поколения авиатехники. Естественно, при условии, что работать над созданием научно-технического задела мы начнем уже сегодня. В такой ситуации, подчеркнул Дутов, сокращение расходов на научные разработки "полностью вырезает перспективы".

Кроме того, в госпрограмме не предусмотрено создание экспериментальной базы. По мнению Дутова, это должно быть заложено отдельной строкой. "Это не коммерческий продукт, не надо пытаться из него выжимать возможность зарабатывать деньги, это обязательное условие существования отрасли", - подчеркнул эксперт.

Генеральный директор ФГУП "ВИАМ" Евгений Каблов посетовал на отсутствие системной работы в области применения аддитивных технологий. Несмотря на существующий положительный опыт применения этих технологий в ОДК и в Роскосмосе, они до сих пор не очень широко используются, в то время как позволяют значительно снизить энергозатраты и обеспечить кратный рост производительности труда. "Нужно эту работу поставить на системный уровень, иначе мы никогда не догоним наших конкурентов, - считает Каблов. - Ключевое здесь - материалы и технологии нового направления: лазерные, электронно-лучевые, плазменные, соединения различных конструкций".

О необходимости системной работы по созданию критически важных технологий говорил и генеральный конструктор АО "КРЭТ" Гиви Джанжгава. Он рассказал о работе одного из американских институтов стратегических исследований по составлению технологической програмы: эксперты перечисляют все возможные вызовы на долгосрочные перспективы, затем проектируются возможные ответы на эти вызовы, под каждый ответ описывается необходимая технология, после чего наиболее важные и часто повторяющиеся технологии сводятся в программу. "Представить, какой продукт будет нужен в 2050 году, сейчас невозможно, - объяснил Гиви Джанжгава. - Но полученная "модульная" система позволит "собрать" из этих технологий любой нужный продукт". Эксперт рассказал, что похожая программа по развитию базовых критических технологий в приборостроении подготовлена и уже прошла ряд согласований, однако дальнейшее ее утверждение в какой-то момент застопорилось.

И снова о системном подходе

Несмотря на все усилия, в правительстве все еще не пришли к системному взгляду на утверждаемые документы. К примеру, государственная программа развития авиапрома утверждена на период до 2025 года, а стратегия развития авиационной промышленности пока находится на стадии обсуждения. Как бы не вышло так, что стратегию подгонят к уже готовой "нарезке по деньгам", выразил опасения Андрей Дутов. Хотелось бы, конечно, действовать наоборот: сначала утвердить стратегию, а уже после этого откорректировать программу.

Кроме того, сколько ни совершенствуй технологии, конкурентоспособность в условиях современного рынка зачастую зависит вовсе не от них. То есть одного лишь технологического превосходства для завоевания рынка недостаточно - даже если речь идет о внутреннем рынке. "Мы уже неоднократно говорили о необходимости создания хотя бы равных условий с зарубежными конкурентами - это регистрация в российской юрисдикции, а не на Бермудах", - говорит Владимир Гутенев. Парламентарий привел пример США, где конкурентоспособность не очень новых и не слишком эффективных крупных дальнемагистральных самолетов поддерживается серьезными бюджетными вливаниями (Вот ведь молодцы-продавцы, тащат к нам весь хлам по принципу "дай вам боже, что нам негоже". См., например, нашу публикацию от 20.07.2016 - profoik.com).

"Попробуйте в Америке совершить внутреннюю перевозку на воздушном судне иностранной регистрации. Это невозможно, потому что страна регистрации отвечает за летную годность", - продолжил мысль Владимира Гутенева генеральный директор Союза авиапроизводителей Евгений Горбунов. Эксперт объяснил, что пока у иностранных производителей есть возможность регистрировать технику для полетов на Бермудах, авиакомпаниям будет выгодно брать в лизинг именно такую технику. "Мы упорно этим занимаемся. Думаю, ситуация изменится", - пообещал Гутенев.

К мерам государственной поддержки можно отнести и вопросы сертификации, своевременное заключение необходимых соглашений и меморандумов с зарубежными странами, и здесь тоже сложно обойтись усилиями одного Минпромторга.

Словом, по мнению участников совещания, нужно объединить и согласовать усилия всех заинтересованных ведомств.

Добавим, что не во всем согласуются и подходы самого Минпромторга (несмотря на то, что это, пожалуй, единственное ведомство, которое предприятия, как правило, хвалят за готовность к сотрудничеству - profiok.com). Аудитор Счетной палаты РФ Сергей Агапцов, проанализировавший госпрограмму, обнаружил, что с показателями "намудрили": где-то "страдает арифметика", где-то не увязали индикаторы с задачами, часть цифр взята из документа, регламентирующего долгосрочное социально-экономическое развитие, который Минэкономразвития вовремя не скорректировал - а значит, цифры давно устарели.

Работа с молодежью: всегда в фокусе

На заседании много говорилось о необходимости создания научных и технических заделов. "Не менее важно создавать и кадровые заделы", - подчеркнул Владимир Гутенев. Напомним, что Владимир Владимирович является председателем оргкомитета международного фестиваля детского и молодежного научно-технического творчества "От винта!".

Вице-председатель Совета отечественных производителей в сфере обороны и безопасности Общероссийской общественной организации "Офицеры России" Виктория Соболева подчеркнула, что благодаря поддержке ОАК, "Вертолетов России" и ЦАГИ эта площадка за 12 лет очень серьезно развивается, и общий уровень фестиваля год от года заметно растет. Действительно, школьная олимпиада "Звезда" и фестиваль "От винта!" отличаются от других молодежных программ - прежде всего глубиной взаимосвязей между реальным сектором и учебными заведениями. И тот факт, что во время МАКСа президент страны Владимир Путин лично вручал победителям конкурса "От винта!" призы и награды, говорит о серьезном уровне программы. Причем связи развиваются не только в пределах России. К примеру, в марте 2017 года участники фестиваля имели возможность представить свои разработки на выставке IESS-2017 в Индии. "Молодежные направления всегда будут в фокусе нашего внимания", - заверил Владимир Гутенев.

Так что с госпрограммой?

"Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству полагает возможным принять Постановление к сведению", - говорится в тексте проекта заключения комитета. Действительно, если программа уже принята, возражать и спорить, пожалуй, было бы нелепо.

Справедливости ради заметим, что в общем и целом претензии участников заседания относятся, скорее, к периоду после 2019 года, на который планируется серьезное сокращение государственных средств. Так что на протяжении текущего года отрасль будет спокойно работать в соответствии с утвержденной госпрограммой. Главное - успеть своевременно внести в документ изменения на следующий бюджетный период.

"Объемы средств федерального бюджета, предусмотренные на реализацию госпрограммы начиная с 2019 года, не учитывают дополнительные потребности по финансированию отрасли. Наша задача - не допустить снижения финансирования, которое планируется в 2019 году", - подчеркнул Владимир Гутенев.
Замечания и предложения к госпрограмме думский комитет по промышленности будет принимать до конца апреля. В середине мая состоится заседание комитета, где будет принято окончательное заключение, которое передадут в правительство и в Минпромторг.

Комментарий profiok.com

В относительно недавнем интервью Владимира Гутенева нашему порталу мы задавали вопрос о том, отчего руководители оборонных предприятий в кулуарах часто охотно делятся мыслями о реальном положении дел, но просят ничего не публиковать. Владимир Гутенев тогда ответил, что в ходе работы экспертных советов в Госдуме, на заседаниях комитетов и комиссий СоюзМаш и Лиги содействия оборонным предприятиям постоянно ведется открытый и откровенный разговор, ставятся проблемы, ищутся пути их решения. Заседание экспертного совета 21 апреля показало, что разговор идет действительно свободно и открыто, но есть другая проблема: что дальше? Перед началом заседания многие участники скептически замечали, что мероприятие проводится просто "для галочки": какой смысл обсуждать уже принятые решения, которые вряд ли кто-то будет пересматривать? Однако дискуссия все же состоялась, и ее сложно назвать формальной. На наш взгляд, это серьезный кредит доверия со стороны реального сектора Союзу машиностроителей и Комитету ГД по промышленности: от их профессионализма и целеустремленности очень многое зависит.

 

Дайджест прессы за 24 апреля 2017 года | Дайджест публикаций за 24 апреля 2017 года
Авторские права на данный материал принадлежат организации «ЦЭРС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21, Объединенная авиастроительная корпорация, Союз машиностроителей России, Объединенная двигателестроительная корпорация, Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", Авиационная промышленность (в процессе тестирования)