О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На "Сатурне" отметили рождение новой отрасли

25 апреля в Рыбинске произошло значимое для российской оборонки событие. Владимир Путин посетил НПО "Сатурн", где провел заседание Военно-промышленной комиссии и лично дал старт испытаниям газотурбинных корабельных силовых установок М35Р-1 с двигателем М7

25 апреля в Рыбинске произошло значимое для российской оборонки событие. Владимир Путин посетил НПО "Сатурн", где провел заседание Военно-промышленной комиссии и лично дал старт испытаниям газотурбинных корабельных силовых установок М35Р-1 с двигателем М70ФРУ-2.

Казалось бы, обычная история: на каких только церемониях не присутствуют руководители нашей страны. Но дело не только в запуске очередного производства, на что специально несколько раз обращал внимание журналистов вице-премьер Дмитрий Рогозин. В России родилась новая и современная отрасль промышленности - газотурбинное двигателестроение. На новый этап развития вышло не только само предприятие, но и все отечественное машиностроение, которое приобрело новые компетенции - а значит, новые перспективы.

Морские газотурбинные агрегаты: от опытных образцов - к серийному производству

С 2014 года перед российским ОПК встали задачи импортозамещения. В частности, аналоги газотурбинного агрегата (ГТА) М35Р-1 до этого закупались в украинском Николаеве. Подходить к задаче можно было по-разному - например, искать пути для кооперации с другими зарубежными производителями. Но было принято решение выстраивать производство у себя, создавая свои собственные продукты и технологии. Для этого пришлось сдвинуть сроки по перевооружению российского флота - правда, на "Сатурне" справились с задачей в рекордные сроки, так что вместо предполагаемых двух лет график сдвинулся всего на полтора года.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что принятое решение было правильным. Как подчеркнул Владимир Путин, в итоге получена не только новая научная и производственная отрасль, новая компетенция, которой в России до этого не было, но и "абсолютно новая техника, более современная по сравнению с той, что мы брали (покупали - profiok.com) раньше".

Поясним, что научно-производственное объединение "Сатурн" (входит в ОДК) занимается разработкой, производством и послепродажным обслуживанием газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, военных кораблей и гражданских судов. Разумеется, компетенции и наработки в части создания ГТА для военно-морского флота в арсенале компании были и раньше. Однако до 2014 года речь о серийном производстве не шла. После того, как такая задача появилась, важно было одновременно с проведением опытно-конструкторских работ перевооружить производство и создать первый в России сборочно-испытательный комплекс для таких агрегатов. Именно его запустил Владимир Путин 25 апреля. Теперь на НПО "Сатурн" можно проводить полный комплекс работ - разработку, серийное производство, ремонт и обслуживание газотурбинных двигателей и агрегатов.

Испытательная база, о которой идет речь, позволит проводить буквально все виды тестирования агрегатов - естественно, с имитацией реальных условий. На двух стендах установки можно будет испытывать более двух десятков различных корабельных агрегатов и их частей. При этом все процессы максимально автоматизированы, включая агрегацию измерительной информации.

ГТА М35Р-1, испытания которого стартовали при участии президента, будет использоваться в качестве привода ходового воздушного винта на крупнейшем в мире корабле на воздушной подушке. В состав агрегата входит двигатель М70ФРУ-2 - как и сам агрегат, это собственная разработка "Сатурна". Двигатель обладает лучшими характеристиками, чем его аналоги: у него на 10-15% выше КПД и больше так называемый межремонтный ресурс.

Запуск сборочно-испытательного комплекса, а также имеющийся и постоянно пополняемый научно-технический задел позволит предприятиям Ростеха ("Сатурн" входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, а ОДК, в свою очередь, входит в Ростех - profiok.com) уже к 2018 году наладить обслуживание и серийное производство целого ряда судовых двигателей и силовых установок. "Коллектив предприятия сегодня осваивает самые передовые технологии для применения при создании морских газотурбинных двигателей, а также ведет работу по формированию научно-технического задела для разработки перспективных корабельных двигателей и агрегатов", - говорит заместитель генерального директора - управляющий директор ПАО "НПО "Сатурн" Виктор Поляков.

Владимир Путин назвал НПО "Сатурн" одним из лидеров отечественного газотурбостроения, подчеркнул, что предприятие вносит весомый вклад в укрепление обороноспособности и развитие технологического потенциала нашей страны, и поблагодарил сотрудников "Сатурна" за добросовестную работу.

Добавим, что в реализации морских программ Ростеха наряду с НПО "Сатурн" участвует множество предприятий и научных институтов - УНПП "Молния", ФГУП "ЦИАМ", АО "ОДК-СТАР", НПЦ газотурбостроения "Салют" и другие.

От новых возможностей - к новым задачам

Прекращение кооперации с зарубежными партнерами в 2014 году, разумеется, затронуло не только судостроение. Прекратились и поставки в Россию авиационных двигателей - например, двигателей для вертолетов, которые серийно выпускало украинское предприятие "Мотор Сич".

"Как вы знаете, мы уже построили предприятия в Петербурге, они приступили к работе и фактически закрывают всю нашу потребность", - прокомментировал ситуацию Владимир Путин. На сегодня военные заказы уже полностью обеспечены отечественным производством двигателей ВК-2500 компании "Климов". На экспортные экземпляры и на гражданские вертолеты пока ставятся украинские двигатели (санкции этих сегментов не касаются). Но глава ОДК Александр Артюхов сообщил президенту, что к 2019 году вопрос полностью закроется - потребности в украинских двигателях больше не будет. Российский ВК-2500 может использоваться на вертолетах Ми-24, Ми-28, Ми-8, Ми-17 и других. При этом он обладает большей мощностью, более длительным ресурсом эксплуатации и новой цифровой системой управления.

"В целом к 2025 году благодаря программе импортозамещения наше вооружение и техника будет состоять из узлов, компонентов, деталей российского производства на 85 процентов. Причем все они должны строго соответствовать требованиям Министерства обороны", - сформулировал задачу Владимир Путин.

Глава государства отметил также, что наряду со своевременным исполнением программы вооружения и ГОЗ важно не упускать зарубежные заказы, чтобы не растерять перспективных партнеров. Правительству нужно более четко скоординировать работу Минобороны, ФСВТС, Минпромторга и организаций ОПК, пояснил Путин.

Президент отдельно остановился на перспективах развития Военно-морского флота в целом. "К 2025 году надо создать сбалансированный корабельный состав ВМФ, который будет способен решать весь комплекс задач мирного и военного времени в ближней и дальней морских зонах, обеспечит военно-морское присутствие России во всех стратегически важных районах Мирового океана", - сказал Владимир Путин.

Здесь важно понимать, что речь идет не только об оснащении флота современным вооружением и кораблями, но и о развитии инфраструктуры, средств связи и управления, производстве вспомогательных судов, а также решении задач гражданского судостроения. Как неоднократно подчеркивал Дмитрий Рогозин, процессы диверсификации для современной кораблестроительной отрасли - вовсе не шаг назад, как это, возможно, было в 1990-е годы. Нередко в современном гражданском судостроении возникают более серьезные и жесткие требования и стандарты, а значит, на предприятиях, выполняющих такие заказы, неминуемо вырастет и качество военного производства. "Часто бывает, что корпус сделан нами, а все судовое оборудование - сплошной импорт: Германия, Финляндия… Неудивительно, что другие страны могут оказывать на нас мощное давление", - посетовал Рогозин на прошлой неделе, подчеркнул важность налаживания производства силовых агрегатов для кораблей и судов. В этом контексте начало производства газотурбинных корабельных силовых установок на НПО "Сатурн" - знаковое событие.

Технологии - для всех!

Предприятия ОДК стремятся не просто решить задачи импортозамещения, создавая аналоги зарубежных продуктов, а используют в разработке и производстве самые современные технологии. Так, в настоящее время на базе НПО "Сатурн" создан и работает Центр аддитивных технологий, аналогов которому в России пока нет. Аддитивные технологии позволяют значительно снизить стоимость изготовляемых деталей и кратно сократить время их производства. Кроме того, использование аддитивных технологий дает возможность упростить конструкцию за счет уменьшения количества деталей, поскольку использование новых материалов позволяет изготавливать детали более сложной формы. За счет применения таких технологий газотурбинные двигатели могут стать лучше, легче и дешевле. По словам генерального конструктора ОДК Юрия Шмотина, через десять лет детали, выполненные методом аддитивных технологий, могут составлять до пятой доли каждого газотурбинного двигателя. Такие двигатели планируется сертифицировать к 2025-2030 году.

Буквально на днях НПО "Сатурн" объявило о начале изготовления деталей для газотурбинных двигателей из суперсплава, который получен методом аддитивных технологий. Уникальный кобальтовый сплав, над разработкой которого специалисты "Сатурна" трудились больше двух лет, сейчас проходит процедуру паспортизации. Новый материал отличается повышенной стойкостью к коррозии и высокой жаропрочностью. Параллельно на "Сатурне" работают над созданием деталей из композиционных материалов на керамической и полимерной основе. В целом только за последние два года стендовые испытания прошли более тысячи различных деталей для газотурбинных двигателей, изготовленных из различных сплавов.

Центр аддитивных технологий на базе НПО "Сатурн" позволяет проводить весь цикл изготовления детали от разработки цифровой модели до выпуска готового изделия. Технологии, используемые в "Сатурне", позволят решать смежные задачи целому ряду предприятий, компаний и холдингов.

Примечательно, что руководство отрасли намерено упорядочить разработку и использование новых технологий. Как отмечает вице-премьер Дмитрий Рогозин, неважно, в каком конкретно двигателе используется технология - в космическом или авиационном. Важно, чтобы различные структуры могли пользоваться наработками совместно. Именно с этой целью конструкторов ОДК и "Роскосмоса" недавно объединили в единый научно-технический совет Военно-промышленной комиссии. Члены совета, который возглавил академик РАН Юрий Михайлов, изучат имеющиеся научно-технические возможности и организуют их совместное использование на различных производствах.

Комментарий profiok.com

"Отрадно видеть, что для отечественного оборонно-промышленного комплекса не существует нерешаемых задач, - комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. - Как только появляются конкретные вызовы, находятся и способы ответа на них. Мы безмерно рады успехам НПО "Сатурн", но это, к счастью, далеко не единичный пример безграничных возможностей нашей оборонки. Дмитрий Рогозин недавно написал в соцсетях, что Россия готова к созданию нового российского авианосца, вопрос лишь в соответствующем заказе от Минобороны. Глава ОСК Алексей Рахманов так же уверенно заявляет, что если возникнет такая необходимость, предприятия корпорации смогут изготовить 500-метровый ледокол.

Теперь важно не прекращать работу по созданию научно-технического задела, а главное - делать это системно и эффективно. Все предпосылки для этого есть: ОПК реструктурируется, упорядочивается, настраивается на ритмичную и слаженную работу. Начинает консолидироваться производство боеприпасов и спецхимии, структурно перестраивается авиастроение, подтягиваются технологии - например, на заводе имени Горбунова в Казани, где будут выпускать сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 "Белый лебедь", удалось быстро восстановить технологию электронно-лучевой сварки титана.

Безусловно, это было бы невозможно без существования госпрограммы вооружения, которая позволила предприятиям ОПК пережить эти несколько трудных лет, сохранить коллективы и развить компетенции, настроиться на программы импортозамещения и диверсификации. Так что от государственной политики, от слаженного действия руководства отрасли и Военно-промышленной комиссии очень многое зависит.

Однако возрастает и роль руководителя предприятия: теперь нужно не только четко исполнять ГОЗ, но и учиться управлять разработкой и внедрением новых технологий, на каждом шаге, вернее, перед каждым шагом оценивать эффективность, оптимизировать, оценивать рынок, просчитывать риски, уметь подбирать партнеров и обходить конкурентов. Как недавно сказал в интервью нашему порталу глава ОСК Алексей Рахманов, именно эта концентрация знаний и навыков отделяет мальчиков от мужей"....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦЭРС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка