О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиатехнике не хватает бумажных деталей

Сертификация зависла между ведомствами

Как выяснил "Ъ", Минтранс начал разработку новых авиационных правил, регламентирующих сертификацию авиатехники, ее производителей и разработчиков. Утвердить их могут летом. Хотя РФ еще в конце 2015 года передала функции сертификации от Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Росавиации, старые правила, закрепившие сертификацию за МАК, действуют до сих пор. Это, по словам источников "Ъ", вносит правовую неопределенность и может вызвать сложности с сертификацией двигателя ПД-14 для самолета МС-21, в том числе потребовать его повторной валидации европейскими авиавластями.

Минтранс подготовил проект Федеральных авиационных правил, по которому единый процесс сертификации может быть разделен на три составляющие - авиатехники, разработчика и изготовителя, рассказали "Ъ" источники, знакомые с ситуацией. Планируется, что Минтранс утвердит процедуры не ранее июня.

Собеседники "Ъ" поясняют, что сейчас "не ликвидирована правовая неопределенность". До сих пор действует основной процедурный документ в области сертификации гражданской авиатехники "Авиационные правила. Часть 21" (АП-21). По АП-21 разработкой авиационных правил, сертификацией техники, разработчиков производства и ремонта, аккредитацией сертификационных центров занимается МАК. Но в конце 2015 года сертификацию самолетов и их деталей передали Росавиации. В марте 2016 года Росавиация учредила ФАУ "Авиарегистр РФ", а в ноябре агентству передали и сертификацию разработчиков и изготовителей, за год до этого отданную Минпромторгу.

По словам источников "Ъ", "устаревшая нормативно-правовая база существенно тормозит" развитие сертификации. "До сих пор нет четкого регламента, который определяет порядок одобрения Росавиацией изменений типовой конструкции авиатехники с одобрительной документацией, ранее выданной МАК",- поясняет собеседник "Ъ". Неясно, как засчитывать результаты выполненных МАК работ, как зарубежные авиавласти должны принимать новые заявки на сертификацию с учетом тех, что уже были поданы до перераспределения полномочий, говорит он. Источник "Ъ" отметил и "отсутствие взаимодействия МАК, Минтранса и Росавиации".

"Без преемственности на государственном уровне деятельности авиавластей и взаимного признания выполненных работ МАК декларирует свой статус как орган по сертификации",- говорит источник "Ъ" в правительстве.

В Минтрансе "Ъ" сообщили, что ведут "активную работу по совершенствованию законодательной базы для реализации международных стандартов ICAO (Международная организация гражданской авиации.- "Ъ") и гармонизации с международной практикой". Действующее законодательство, считают в Минтрансе, позволяет Росавиации и "Авиарегистру РФ" выполнять свои функции. В министерстве полагают, что Росавиация обоснованно одобряет изменения на типовую конструкцию техники, одобренную ранее МАК. Представитель Росавиации Сергей Извольский подтвердил "Ъ", что АП-21 сейчас действуют и в дальнейшем будут созданы "Федеральные авиационные правила. Часть 21", они будут гармонизированы с существующими. По его словам, законодательство РФ не запрещает агентству одобрять изменения типовой конструкции с документацией, ранее выданной МАК. По запросу иностранных авиавластей Минтранс подтверждает преемственность Росавиации в сертификации авиатехники и ее производителей, для внутреннего рынка эта процедура не нужна.

Но, по данным источников "Ъ", из-за ситуации могут сдвинуться сроки сертификации двигателя ПД-14 для пассажирского самолета МС-21. В марте 2013 года "ОДК-Авиадвигатель" (входит в "Ростех") подала заявку в МАК на сертификацию ПД-14, в 2015 году - в Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) на валидацию типовой конструкции, готовится заявка в EASA на сертификацию производства двигателя в Перми. Но, по словам источников "Ъ", если компания подаст новую заявку в Росавиацию на сертификацию типа, могут приостановиться начавшиеся и оплаченные работы в EASA, а сертифицирующие органы предъявят новые, более жесткие технические требования. Сертификация может затянуться на 2,5-3 года, дополнительные затраты составят около 4 млрд руб. В Объединенной двигателестроительной корпорации отказались от комментариев. В Минпромторге сообщили, что Росавиация при участии министерства прорабатывает вопрос зачета результатов работ по сертификации ПД-14, проведенных ранее МАК, при продолжении работ в "Авиарегистре РФ". Программа создания ПД-14 "реализуется в соответствии с планом-графиком".

Глава Infomost Борис Рыбак считает "бюрократическую составляющую процесса" вполне решаемой задачей, а наиболее сложным аспектом называет набор достаточного числа специалистов и налаживание эффективной работы службы сертификации по международным стандартам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка