О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэродром в Приморье, атакованный американцами, порос травой и легендами

Тревожный информационный фон, окутавший Корейский полуостров - ракетные испытания КНДР, агрессивная риторика дипломатов, бороздящий Японское море американский авианосец "Карл Винсон", - невольно отсылает к временам "холодной войны"

Тревожный информационный фон, окутавший Корейский полуостров - ракетные испытания КНДР, агрессивная риторика дипломатов, бороздящий Японское море американский авианосец "Карл Винсон", - невольно отсылает к временам "холодной войны". РИА "Восток-Медиа" вспоминает, как в 1950 году американцы нанесли удар по Приморью, едва не превратив холодную войну в горячую.

25 июня 1950 года началась трехлетняя война в Корее между просоветским Севером и проамериканским Югом. Сначала северяне заняли почти весь полуостров, кроме "пусанского пятачка", но уже в октябре силы ООН (прежде всего американо-южнокорейские войска) отбросили их далеко на север. Война приблизилась вплотную к советской и китайской границам. В этот период и произошел инцидент, о котором идет речь.

Полевой аэродром "Сухая Речка", числившийся за Тихоокеанским флотом, располагался в Хасанском районе Приморского края между селом Перевозным и железнодорожной станцией Кедровой. В ясную погоду из бухты Перевозной прекрасно виден Владивосток, до которого по прямой через Амурский залив - каких-то 30 км. Взлетно-посадочная полоса на аэродроме была грунтовой, усиленной металлическими перфорированными плитами, которые США во время Великой Отечественной войны поставляли по ленд-лизу (сейчас эти пластины можно увидеть в любой приморской деревне вместо заборов). В начале октября 1950 года на "Сухую Речку" временно перебросили 821-й авиаполк 190-й истребительной авиадивизии. Полк вооружился американскими "Кингкобрами" (истребитель-бомбардировщик Bell P-63) - тоже ленд-лизовскими и на тот момент уже порядком устаревшими физически и морально.

В воскресенье 8 октября в 16:17 в небе показались два самолета. Это были американские реактивные истребители-бомбардировщики Lockheed F-80 Shooting Star, которыми управляли Олтон Квонбек (Alton H. Quanbeck) и Ален Дифендорф (Alien J. Diefendorf). Снизившись над аэродромом, они открыли пулеметный огонь. Советские летчики отдыхали. В готовности находилось только дежурное звено, но команду на взлет не дали: то ли по растерянности, то ли для того, чтобы не обрекать пилотов на сбитие при взлете. Да и догнать американцев на поршневых машинах все равно не получилось бы. Обошлось без жертв, но в результате двух заходов "Шутинг Старов" было повреждено семь машин. Одна из "Кингкобр" сгорела полностью, другие удалось отремонтировать (порой мелькают и другие данные - например, о том, что пришлось списать 10 машин, а всего американцы повредили до 20 самолетов).

Главный пожар пришлось тушить не аэродромной команде, а дипломатам. Призрак третьей мировой войны между США, СССР и сателлитами обеих империй был реален как никогда. 19 октября правительство США признало вину в нарушении границы и атаке на советский аэродром, объяснив инцидент "аэронавигационной ошибкой". США заверили, что командир авиасоединения смещен с должности, а летчиков накажут, и предложили возместить материальный ущерб. Третьей мировой не случилось. Обеим сторонам было отчего замалчивать эту историю: американцы не могли разобраться, куда они летят и стреляют, а русские проморгали самолеты, вторгшиеся на 100 километров вглубь советской территории, и не дали отпор.

Споры о том, была ли это ошибка пилотов или провокация, идут до сих пор. Сторонники первой версии указывают: война в Корее началась недавно, местность американцы знали плохо, аппаратура несовершенная. "Шутинг Стары" буквально за считанные дни до инцидента перелетели из Японии в южнокорейскую авиабазу Тэгу. Позже, 4 марта 1990 года, сам Квонбек опубликовал в газете "Вашингтон пост" статью "Моя короткая война с Россией", в которой писал: "Снизившись до 3 тысяч метров, через просвет в облаках я увидел, что мы находимся над рекой в долине, окруженной горами… По пыльной дороге… шел грузовик. Мы решили догнать его и вышли на аэродром. Это было похоже на аэродром Чхонджин, который мы видели на крупномасштабной карте… Фотографий и детальных карт объектов не было. На аэродроме стояло много самолетов - мечта любого военного летчика… На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком… Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал, как я" (хорошо, хоть Владивосток не приняли за Пхеньян).

Есть сторонники и у версии о провокации. Так, летчик Владимир Забелин, служивший в то время в 821-м ИАП, не раз заявлял: погода стояла ясная, контуры берега у Перевозной не похожи на Чхонджин.

Наказали ли в действительности американских летчиков - вопрос. Квонбек после 22 лет службы в авиации работал в ЦРУ и в комитете Сената по разведке. Его напарник Дифендорф отслужил 33 года, скончался в 1996-м. А вот наших наказали точно: командира полка, его заместителя и начальника штаба судили и понизили в должности за "слабое воспитание личного состава". Были и другие следствия происшествия 8 октября: ввели боевое дежурство в авиаполках, ускорили переучивание летчиков на срочно переброшенные из Подмосковья реактивные "МиГ-15", усилили противовоздушную оборону. Уже в декабре 1950-го на юге Приморья сбит американский четырехмоторный разведчик RB-29, вторгшийся в воздушное пространство СССР.

25 октября 1950 года в боевые действия на стороне КНДР включились "китайские добровольцы" маршала Пэн Дэхуая. В ноябре того же года после просьб правительств КНДР и КНР в Корейскую войну вступил советский 64-й истребительный авиакорпус. Он выполнял функции ПВО - прикрывал города, военные, промышленные и транспортные объекты от атак с воздуха. Одной из дивизий корпуса командовал Иван Кожедуб - прославленный ас, трижды Герой Советского Союза. Но для русских та война стала "незнаменитой". Участие советских ВВС в воздушных боях с американцами держали в тайне, пусть это и был "секрет Полишинеля". Наших авиаторов маскировали под китайцев и корейцев (отчего и возникли анекдоты про "китайского летчика Ли Си Цына"). Однако господству американцев в воздухе сразу пришел конец. Вскоре фронт стабилизировался на 38-й параллели. Позиционная война продолжалась до лета 1953 года, закончившись перемирием и окончательным размежеванием коммунистического Севера и капиталистического Юга.

Советские летчики оказались в небе Кореи спустя буквально несколько недель после атаки на "Сухую Речку". Конечно, причиной участия реактивной авиации СССР в Корейской войне стал не случай у Перевозной. Но нельзя исключать того, что инцидент ускорил принятие решения о переброске "ограниченного контингента" на китайские аэродромы. Наши "МиГи" здесь защищали не только объекты КНДР и КНР, но и границы СССР - от новых провокаций или недоразумений.

Считается, что при атаке на "Сухую Речку" никто не пострадал. Порой появляются сообщения о якобы засекреченных жертвах налета (будто бы погибло до 27 человек, включая офицерских подружек из соседней Славянки), но они ничем не подтверждаются. Кроме одного обстоятельства: в списке памятников Хасанского района под № 106 значится "Братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году". Здесь смущают и стилистическая корявость, и отсутствие точной даты, а главное - фамилий погибших. Да и в советской ноте правительству США говорилось лишь об ущербе "аэродромному имуществу". Но памятник, как бы то ни было, сохранился - небольшая металлическая пирамидка на обочине грунтовой дороги, ведущей к бывшему летному полю. Правда ли это могила или же символический обелиск - остается только гадать. Оригинальная табличка утрачена, укрепленный недавно новодел малоинформативен: "Советским летчикам, тихоокеанским соколам, погибшим при исполнении священного долга по защите Родины в 50-е годы ХХ века".

Аэродром законсервировали еще в конце 50-х. На смену поршневым машинам приходили реактивные (уже в небе Кореи воевали "МиГ-15" и "МиГ-15бис" - стреловидные, серебряного цвета, отличавшиеся от винтовых трудяг Великой Отечественной, как крейсер "Варяг" от ботика Петра Первого), им были нужны другие аэродромы. Но вплоть до 1990-х площадка время от времени использовалась военными вертолетчиками. Теперь поле заросло высоким бурьяном и кустами. Об аэродроме напоминают несколько руинированных сооружений и сама идеальная ровность площадки. Металлические дырчатые пластины местные жители давно растащили на ограды. В стороне - речка (действительно суховатая), станция Кедровая, неэлектрифицированный железнодорожный путь. По нему время от времени, пыхтя соляровым выхлопом, проходят в сторону недалекой границы товарняки. Над Сухой Речкой - безоблачное небо....
Авторские права на данный материал принадлежат «Восток-Медиа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка