О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

75 лет назад на Урале родилась реактивная авиация СССР

Григорий Яковлевич Бахчиванджи

Тридцать четыре года… Столько прожил летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи, Первый в СССР, испытавший на себе новые скорости и двигатель будущего. По мистическому совпадению столько же прожил Первый космонавт. Оба были литейщиками. Наконец, Юрий Гагарин, как и Григорий, тоже окончил Оренбургское летное училище.

Правда, юный Бахчиванджи потрудился еще и железнодорожником, и строителем. А будучи распределен в авиаполк, демонстрирует "великолепную технику пилотирования, показывает глубокие знания самолета, высокую физическую подготовленность" (из характеристики). Логично, что был направлен в НИИ ВВС для испытания новых машин и моторов.

С начала Великой Отечественной - в боевом строю. За лето 1941 г. сбил два вражеских самолета лично и три - в группе. Но уже в августе капитан возвращен на испытания новой техники - ракетного (реактивного) истребителя. Из характеристики руководства НИИ: "Волевой и требовательный командир. Уверенно водит самолеты в облаках и сложных метеорологических условиях. Как летчик уравновешен, спокоен, строго соблюдает дисциплину полета, летает охотно".

15 мая 1942 г. Г. Бахчиванджи испытал истребитель БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем. Как отмечали свидетели испытания, странным было, что буквально через полминуты машина исчезла из поля зрения, чуть видно было только пламя двигателя. Так в нашей стране началась новая эра - эра реактивной авиации.

Однако сразу возникли проблемы. Приземляться на БИ-1 приходилось только после полной выработки горючего. Неприятным было соседство с азотной кислотой, которая под большим давлением иногда вырывалась наружу через стенки трубок и баков. Но основная сложность - тогда еще не было аэродинамических труб с высокоскоростной продувкой самолета. И потому опытный истребитель-перехватчик взлетал "со многими неизвестными".

Второй экземпляр новинки (уже на лыжах) капитан испытывал зимой 1943 года. Потом дважды - в начале марта. Полет 22 марта оказался трагическим. Истинную причину катастрофы выявили лишь после постройки новой аэродинамической трубы в ЦАГИ: на самолете с прямым крылом на околозвуковых скоростях возникает огромный пикирующий момент, с которым летчику справиться было практически невозможно.

Катастрофа привела к отмене начала производства БИ и уничтожению уже заложенных БИ-ВС. Минусом первенца была и малая продолжительность полета - до пяти-семи минут. Однако опыт, накопленный в КБ Болховитинова при работе над этой машиной, был очень полезен, а выходцы из КБ (А.Березняк, А. Исаев) стали основателями конструкторских школ в советской ракетной и космической технике.

Так на более высоком уровне "закольцевались" успехи авиации - в тесной связи с космонавтикой.

Известны слова Юрия Гагарина: "Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, бы не было и 12 апреля 1961 года". Вероятно, эти слова повлияли и на то, что через 20 лет после гибели летчика, в 1963 г., был установлен памятник на могиле у поселка под Свердловском. А вторым орденом Ленина (и Золотой Звездой Героя Советского Союза) Григорий Яковлевич был посмертно награжден спустя 30 лет - в 1973 году. Его имя произносят и когда электрички подъезжают к подмосковной станции, где базировался полк испытателей, а теперь стоят самолеты, на которых тренировались и продолжают летать кандидаты в космонавты. Звездный городок - рядом…...
Авторские права на данный материал принадлежат «Regnum». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка