О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

У АПЗ - юбилей

22 мая 1957 года на предприятии п/я 15 был собран первый электродинамический карманный фонарик, который за специфическое жужжание прозвали "жучок"

22 мая 1957 года на предприятии п/я 15 был собран первый электродинамический карманный фонарик, который за специфическое жужжание прозвали "жучок". Именно этот день в истории принято считать днем рождения Арзамасского приборостроительного завода.

Конец 50-х гг. Заводские корпуса еще в стадии строительства. Как вспоминают ветераны АПЗ, участки сборки первых изделий располагались в зданиях на улице Кирова, где сейчас АНПП "Темп-Авиа", и даже на территории Николаевского женского монастыря в так называемом "Комсомольском городке". В 1959 году эти участки перевели в помещения нынешнего завода "Импульс", а в 1962-м - в новые построенные заводские корпуса на ул. 50 лет ВЛКСМ.

Первыми сборщиками фонарика были молодые специалисты - выпускники Ленинградского приборостроительного техникума, которых в апреле 1957 года по направлению Министерства авиационной промышленности направили в Арзамас на строящийся завод. Впоследствии именно они обучали рабочих, которые со стройки постепенно переходили на работу в цеха.

Комплектующие на первые партии фонарика также поставлялись из Ленинграда.

Работа по сборке фонариков шла в две смены. В штампово-прессовом цехе делались корпуса, на конвейере в четыре операции собиралась продукция. На первом этапе сборщицы, или, как их тогда называли, "скелетницы", собирали "скелет" фонарика: присоединяли к стойкам платы, приворачивали катушку и рычаг. Следующие закрепляли магнит и шестеренку, регулировали работу рычага. На окончательных этапах сборки всю "начинку" закрепляли в корпусе, вставляли лампочку и снова проверяли рычажный ход. Затем фонарик сдавали контролерам.

Со временем конструкция фонарика модернизировалась, техпроцесс дорабатывался, издержки производства сокращались. В музее истории Арзамасского приборостроительного завода сохранились подтверждающие документы:

"Конструктором товарищем Ю.П. Мошенцовым и мастером И.С. Певзнером изменена конструкция корпуса КЭДФ и упразднена контактная группа. Изменена конструкция пресс-формы таким образом, что контактная группа прессуется прямо в корпусе. Внедрение дает годовой экономический эффект 56 тыс. руб.".

"Новый метод изготовления шестерни №53 методом прессования в пресс-форме из порошка ДСПГ сократит трудоемкость, расход материала, инструмента и повысит качество. Освоено мастером Н.И. Филипчуком, замначальника цеха Г.И. Носовым, слесарем товарищем А.В. Лытенковым".

О качестве "жучка" уже в первые годы ходили легенды, а в адрес завода приходили письма-благодарности от простых жителей. Одно из них с пометкой "П/я 15, директору фонарной фабрики" было написано туркменским пастухом, который очень жалел, что фонарик, долго служивший ему верой и правдой, вышел из строя. А один из первых фонариков, хранящийся в музее предприятия, и до сегодняшнего дня исправно работает и радует посетителей своим специфическим жужжанием.

На этом незамысловатом приборе шло освоение и отработка сборочных операций, что уже в скором будущем позволило приборостроителям начать выпуск продукции военного назначения.

От первого лица

Нина Лисенкова, ветеран АПЗ:

- После стажировки в Ленинграде была назначена технологом в штампово-литейный цех, где мы прессовали корпуса и на литьевом автомате отливали ручки фонарика.

Зинаида Трусова, ветеран АПЗ:

- Первая группа сборщиков обучалась в Ленинграде. Мы уже пришли к ним учениками, меня закрепили за А.Голубенковой. Начальником был Анатолий Макарович Васянин.

Валерий Бабушкин, ветеран АПЗ:

- Когда начали "жучок" выпускать, мне лет пятнадцать было. Фонарик я хорошо помню, он был очень популярен среди местных мальчишек, практически у каждого был. Кто-то сам покупал, кому-то родители. Забавляло всех, что он жужжал и светил. Работал всегда исправно.

Кстати.

Первая пресс-форма корпуса была доставлена из Ленинграда, поэтому на фонариках сначала изображали станцию метро Ленинграда "Площадь Восстания". Позже на корпусе появились изображения оленя - символа нижегородского края и совы - символа мудрости и, как утверждают ветераны, первого товарного знака предприятия....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Арзамасский приборостроительный завод"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка