О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Денис Мантуров: "Технологический уровень реального сектора - основа конкурентоспособности"

Глава Минпромторга выступил 24 мая перед депутатами Госдумы в рамках "правительственного часа"

Глава Минпромторга выступил 24 мая перед депутатами Госдумы в рамках "правительственного часа". Министр рассказал об итогах работы ведомства в 2016 году и первом квартале 2017 года, а также обрисовал основные векторы деятельности ведомства в ближайшем будущем. Парламентарии положительно оценили деятельность Минпромторга, однако признали необходимость государственной поддержки развития промышленности.

О работе Минпромторга: промышленность показывает рост

Доклад Дениса Мантурова прозвучал в целом оптимистично. По результатам 2016 года и первых месяцев текущего года во многих отраслях промышленности достигнуты положительные результаты. Впервые речь идет не только об ОПК (рост более 10 процентов), авиастроении, фармацевтике или радиоэлектронике, но также о станкостроении, судостроении, нефтегазовом, железнодорожном, сельскохозяйственном машиностроении и даже о легкой промышленности (здесь имеется в виду производство не только обуви или одежды, но и высокотехнологичных тканей для авиапрома, медицины, сельского хозяйства и т.д. - profiok.com).

К факторам, оказавшим положительное влияние на эту динамику, Мантуров относит дополнительные меры поддержки спроса, оказанные российским правительством. Одним из важных векторов развития высокотехнологичных секторов становится планомерное увеличение локализации производства - например, поддержка производства лекарств на основе отечественных субстанций.

В целом драйвером роста отраслей машиностроения должен стать переход отечественной экономики на принципы наилучших доступных технологий (НДТ), причем это касается не только "железа", но и цифровых технологий - автоматизации процессов, компьютерного проектирования и других. Связь между фундаментальной наукой, прикладной наукой и производством планируется наладить через инжиниринговые центры, которые Минпромторг создает совместно с Минобрнауки на базе технических вузов.

Планируется также продолжать модернизировать производственные мощности "с повышением экологичности производств, ресурсо- и энергосбережения".

"Названные мной стратегические направления призваны всесторонне наращивать технологический уровень реального сектора. Это базовая основа конкурентоспособности российской продукции на глобальном рынке", - подчеркнул Денис Мантуров.

Отдельно министр остановился на развитии оборонно-промышленного комплекса. Отрасль в целом показывает хороший рост, дает высокие показатели исполнения гособоронзаказа и соблюдает планы по импортозамещению. Известно, что к 2020 году объемы ГОЗ будут скорректированы, а предприятиям предстоит наращивать выпуск гражданской продукции, доля которой в 2030 году должна быть доведена до 50 процентов.

По словам Мантурова, Минпромторг не планирует внесение никаких изменений в закон "О гособоронзаказе", поскольку он уже был многократно доработан, да и предприятия уже адаптировались к новым условиям. Министр назвал диверсификацию производства важнейшей задачей, поставленной президентом, и заверил, что она будет выполнена. Минпромторг использует несколько форматов работы в этом направлении. По всем отраслям разработаны подробные планы-графики, которые сведены в ЦНИИ "Центр". В Фонде развития промышленности будет создана отдельная программа по предоставлению льготных займов предприятиям на решение задач по разработке и производству продукции гражданского назначения. Одновременно будут использоваться возможности Российского экспортного центра, который поможет предприятиям продвигать гражданскую продукцию на внешние рынки.

Все выступавшие отмечали желание и способность Минпромторга вести конструктивный диалог и сотрудничать. Кроме того, у ведомства есть не только ясные цели, но и понятные инструменты для их достижения. Да и приводимые Мантуровым данные впечатляют, но не вызывают желания их перепроверить - если не подъем, то хотя бы оживление в отечественной промышленности сложно не заметить.

"Минпромторг - уникальное ведомство, объединяющее в себе компетенции, которые в советское время реализовывали примерно двадцать министерств. Вот этим компактным коллективом министерство довольно эффективно решает задачи, которые перед ним поставлены", - заключил депутат Михаил Емельянов, представляющий "Справедливую Россию".

Об авиапроме: с "натуральным хозяйством" будет покончено

Как заметил Михаил Емельянов, выпуск собственных современных самолетов и вертолетов для нашей страны - что-то вроде национальной идеи, поскольку "Россия с авиапромом - это одна страна, без авиапрома - другая". Видимо, поэтому на вопросы, связанные с развитием авиационной промышленности, было отведено больше всего времени. И не напрасно: во-первых, авиапрому есть чем гордиться, во-вторых, отрасль ощущает те же самые проблемы, что и другие сегменты промышленности - в силу системности этих проблем.

Прежде всего стоит отметить, что активно решаются проблемы импортозамещения в двигателестроении: готовится к серийному производству авиадвигатель ПД-14, начато проектирование двигателя большой тяги ПД-35. (Добавим, что развивается и морское двигателестроение - например, недавно на НПО "Сатурн" запустили производство морских газотурбинных двигателей, которые раньше делали на Украине - profiok.com).

Денис Мантуров также сообщил, что в текущем году новый среднемагистральный самолет МС-21 выводится на летные испытания (к моменту написания этой статьи стало известно, что первые летные испытания МС-21 в Иркутске прошли успешно - profiok.com). В 2018 году планируется поднять в воздух модернизированный военный ракетоносец Ту-160, еще через год - региональный Ил-114 и модернизированный широкофюзеляжный самолет Ил-96-400М.

По словам Мантурова, в капитал Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) уже второй год вводятся средства на оцифровку данных и завершение испытаний - с тем чтобы на рубеже 2020-2021 года можно было начать первые поставки Ил-96-400М. Планируется произвести один испытательный образец и шесть серийных самолетов. Бюджет по этому направлению, как сказал Мантуров, уже сверстан, причем это касается не только средств, направляемых в ОАК, но и капитала ГТЛК - Государственной транспортной лизинговой компании. "Без средств на обеспечение операционного лизинга мы не сможем реализовывать этот проект", - подчеркнул министр, отметив, что речь идет о 14 млрд рублей в качестве поддержки ГТЛК. Господдержка проекта Ил-114, согласно планам Минпромторга, должна идти "по такому же механизму". Если вопрос с государственной поддержкой будет решен в 2019-2020 годах, ОАК сможет запустить серийное производство на Воронежском авиазаводе и выпускать минимум два самолета в год.

В 2017 году будет готов первый образец Ил-112. Мантуров отметил, что работы идут с опережением графика, подписанного Минобороны. На одном из недавних совещаний в Сочи была достигнута договоренность с военными о "сдвиге средств на закупку влево": серийные поставки начнутся на год раньше, чем было запланировано.

Член фракции КПРФ Светлана Савицкая выразила обеспокоенность структурными преобразованиями в ОАК и предстоящим поглощением корпорации "МиГ" корпорацией "Сухой". По ее мнению, это может привести к ликвидации бренда "МиГ", что "очень обрадует американцев". Мантуров пообещал, что "МиГ" как юридическое лицо "пока сохранится". Однако, по его словам, давать прогноз на десять или даже на пять лет никто не возьмется. Дело в том, что в отрасли сейчас происходят серьезные структурные изменения. "Сегодня в ОАК ни один из самолетов не строится по принципам натурального хозяйства", - подчеркнул Мантуров. Он привел в пример новый самолет МС-21, агрегаты для которого производятся в Новосибирске, хвост делается в Воронеже, крыло - на "Авиастаре", а сборка производится на "Иркуте". По мнению министра, это позволяет находить баланс между конструкторскими и экономическими интересами, сохранять и максимально эффективно использовать все имеющиеся компетенции. "Коллективы, естественно, сохранятся", - добавил министр, подчеркивая, что речь идет исключительно об оптимизации.

Похожие процессы происходили в начале 2000-х годов в сфере вертолетостроения, напомнил Мантуров. Когда создавались "Вертолеты России", стояла задача сохранения и бренда "Миль", и бренда "Камов". Сейчас у корпорации появились и новые вертолетные образцы - например, двухдвигательный газотурбинный "Ансат", который разработан Казанским вертолетным заводом. Решение состояло в том, чтобы объединить расчеты в едином инжиниринговом центре в Томилино. Так называемая "разработка общих видов" делается подразделениями самостоятельно, а опытно-испытательная база корпорации объединена. По словам министра, это позволяет оптимизировать расходы на НИОКР и обеспечить трансфер технологий, сохранив конкуренцию между КБ.

Ложкой дегтя при обсуждении в Госдуме стало напоминание, что выполнение планов Минпромторга не всегда зависит собственно от Минпромторга и подведомственных ему компаний. Михаил Емельянов призвал коллег поддержать проводимую ведомством программу господдержки авиации на 2013-2025 годы. Парламентарий пообещал "приложить все усилия", чтобы "несмотря на сопротивление Минфина" требуемые средства на производство отечественных самолетов были выделены. Есть у Емельянова претензии и к другому ведомству - Минэкономразвития, ведающему формированием таможенно-тарифной политики. "Одно дело самолеты произвести, другое дело - их продать", - объяснил Емельянов. Депутат считает, что таможенные льготы требуют пересмотра, иначе авиакомпаниям просто невыгодно покупать отечественную технику.

О роли государства: регулирование как фактор роста

Отметим, что многие вопросы, претензии и пожелания, прозвучавшие во время заседания, касались не только сферы деятельности Минпромторга. К примеру, аудитора Счетной палаты Сергея Агапцова волнует недостаточно эффективное исполнение госпрограмм. Во многих случаях это происходит из-за того, что в госпрограммах запланированы внебюджетные источники финансирования, а привлекаются они в недостаточном объеме. Так, на начало 2017 года не были введены в эксплуатацию 25 объектов в рамках ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники". "Основная причина - невыполнение взятых предприятиями обязательств в части привлечения внебюджетных средств на строительство объектов", - считает Агапцов. В ответ Денис Мантуров напомнил о ситуации 2015-2016 годов, когда у предприятий не было не то что возможности инвестировать собственные средства в новые объекты, но и не хватало оборотных средств, недостаток которых министерству приходилось компенсировать через специальные субсидии. Министр заверил, что по мере улучшения инвестиционного климата проблема будет решена. Сергей Агапцов посоветовал ведомству Мантурова "более внимательно" относиться к условиям и порядку предоставления субсидий, чтобы "потом не заниматься их возвратом в бюджет".
Михаил Емельянов прямо заявил, что финансово-экономический блок не способствует развитию, а тормозит его, и что успехи промышленности достигнуты не благодаря, а вопреки экономической политике государства - в основном за счет мер поддержки промышленности, о которых Минпромторг "позаботился заблаговременно, до кризиса". Депутат напомнил о том, как "энергично" продвигал Минпромторг закон "О промышленной политике" и насколько эффективными оказались работа Фонда развития промышленности и механизм специальных инвестиционных контрактов.

Рост курса рубля, высокая ключевая ставка Центробанка, сжатие потребительского спроса - все эти факторы, по мнению Емельянова, тормозят развитие промышленности. "Господин Орешкин к нам придет следующий, с ним будет совсем другой разговор, к нему много вопросов", - пообещал парламентарий ("правительственный час" в Госдуме с участием главы Минэкономразвития Максима Орешкина запланирован на 7 июня - profiok.com).

Выступавший от "Единой России" Владимир Гутенев также назвал несколько факторов, тормозящих движение вперед. Среди них - несовершенство института тендерных закупок. Сейчас они проходят по принципу минимальной стоимости, и предприятия, несущие издержки при создании и производстве импортозамещающей продукции, оказываются в невыгодном положении.

Парламентарии сошлись во мнении, что успехи в развитии промышленности во многом, если не напрямую, зависят от участия государства и его институтов, создающих для предприятий соответствующие условия.

По мнению коммуниста Сергея Пантелеева, предприятиям необходима более широкая доступность кредитов по льготной ставке, экспортная поддержка, налоговые послабления - например, в качестве поощрения за ускоренную модернизацию. Пантелеев убежден: важно сочетать рыночные начала в экономике с государственным планированием, что подтверждается примерами целого ряда успешно развивающихся стран. Депутат пожелал Минпромторгу "эффективного взаимодействия с Минфином, Центробанком", чтобы решения каждый раз принимались в интересах страны в целом, а не решали узкие ведомственные задачи.

Глава думского комитета по экономической политике и предпринимательству Сергей Жигарев (ЛДПР) также остановился на важности государственной поддержки - в частности, компенсации процентной ставки по кредитам для предприятий, решающих задачи импортозамещения. "Если правительство готово вновь и вновь направлять триллионы рублей на помощь огромным госкомпаниям, то почему бы не перераспределить эти финансовые потоки на активное развитие критических технологий и уникальных нематериальных ресурсов?" - задался риторическим вопросом Жигарев. Парламентарий напомнил, что даже "в самые благополучные для российской экономики времена государство покрывало две трети расходов НИОКР". По его мнению, в сложившихся условиях пропорция должна быть увеличена в сторону прямого участия государства в развитии высоких технологий.

Владимир Гутенев отметил, что считает правильным решение о выделении в этом году дополнительных 24 миллиардов бюджетных рублей на стимулирование промышленности. Он сообщил, что субсидирование производителей высокотехнологичной продукции, планирующих работу на внешних рынках, предполагается увеличить. То же будет с предприятиями, участвующими в программах по импортозамещению.

"Очевидно, что прорывы в приоритетных отраслях промышленности невозможны без участия государства. Необходимо продолжать наращивать уровень государственной поддержки и предлагать рынку широкий спектр финансовых и нефинансовых инструментов", - считает Владимир Гутенев. Он убежден, что следует и впредь активно использовать такие инструменты, как Фонд развития промышленности и специнвестконтракты. Необходимо также проработать меры государственной поддержки экспорта в ряде отраслей. Кроме того, следует усовершенствовать ценообразование при формировании гособоронзаказа, что связано с решением задачи диверсификации оборонных производств.

Депутаты выразили уверенность, что Минпромторг продолжит активное и конструктивное взаимодействие с парламентом и государственными структурами, что позволит эффективно решать вышеперечисленные задачи.

Комментарий profiok.com

"Соглашусь с депутатом Емельяновым: Минпромторг - уникальное ведомство, пожалуй, самое динамичное и "продвинутое" среди других министерств, - комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. - Когда люди работают профессионально - это проявляется во всем. И даже доклад Дениса Мантурова заметно отличался от выступлений его коллег по правительству - все ясно, четко, структурированно, отмечены моменты, которыми интересовались конкретные фракции, сделаны выводы, поставлены задачи. Депутатам и вопросы задавать не пришлось, настолько все было понятно. В итоге "правительстельственный час" из отчета Минпромторга превратился в коллективное воззвание к смежным ведомствам и руководству страны: чтобы промышленность развивалась, ее нужно поддерживать!

Как показывает жизнь, нельзя ни построить коммунизм в отдельно взятой стране, ни вытащить со дна экономику усилиями одного ведомства, пусть даже самого работящего и прогрессивного. Остается пожелать терпения и удачи руководителям предприятий ОПК, у них впереди много задач, решение которых зависит не только от них. Наверное, можно посоветовать им быть активнее, обмениваться опытом, как это регулярно делают слушатели и выпускники спецкурса ИНЭС для управленцев-оборонщиков, доводить свое мнение до руководства отрасли, до отраслевых объединений, до комитета Госдумы, наконец. Рассчитывать, пожалуй, стоит на собственные силы, на энергичность команды Мантурова, на активность того же СоюзМаша… Никто же не ждет, что депутаты устроят эффективную взбучку министру Орешкину?"...
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦЭРС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка