О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

От ВАСО улетает основной доход

Воронежский авиазавод (ПАО "ВАСО") рассчитывает до конца 2018 года передать Минобороны последние пять ближнемагистральных пассажирских самолетов Ан-148 и прекратить их выпуск для российских заказчиков

Воронежский авиазавод (ПАО "ВАСО") рассчитывает до конца 2018 года передать Минобороны последние пять ближнемагистральных пассажирских самолетов Ан-148 и прекратить их выпуск для российских заказчиков. Самолет был основным источником дохода для воронежского предприятия - из 6,44 млрд выручки 3,11 млрд приходилось на доходы от его продажи. Продолжение выпуска машины возможно только в случае появления заказов со стороны Анголы или Индии, однако за все время выпуска ни одна машина не ушла к зарубежным заказчикам. Эксперты констатируют, что экономически не самая эффективная программа Ан-148 позволила ВАСО сохранить компетенции и коллектив для планируемого серийного выпуска транспортного Ил-112. Ориентировочно российским компаниям необходимо около 100 этих машин, что может полностью загрузить ВАСО заказами.

О предстоящем прекращении с 2019 года производства Ан-148 в кооперации с украинским госпредприятием "Антонов" "Ъ" вчера рассказали в пресс-службе ВАСО: "У завода есть действующий контракт с Минобороны РФ. По нему в 2017 году осталось сдать три самолета Ан-148, в 2018-м - еще два". Никаких корректировок контракта и дополнительных заказов не произошло, заверили на предприятии: "Будет ли продолжен выпуск самолетов данного типа, зависит от того, будут ли на этот самолет заказчики или нет. Ведутся переговоры с Анголой и Индией".

Ан-148 в последние годы - основной источник выручки для ВАСО. Согласно отчетности компании, поставка одного самолета приносит заводу более 1 млрд руб. Всего производство этого типа воздушных судов в 2016 году обеспечило компании 3,11 млрд руб. выручки при общем ее объеме 6,44 млрд руб. С 2015 года на предприятии сложилась кризисная ситуация с поставками Ан-148: по его итогам авиазавод не сдал Минобороны РФ два из шести планируемых Ан-148, их передача была перенесена на 2016-й. Но и этот план был сорван - объем поставки был снижен с пяти до трех воздушных судов. В результате вместо ожидаемого завершения контракта с Минобороны на 15 самолетов в 2017 году он продлится минимум до 2018-го. Вину за срыв сроков в ВАСО в беседах с "Ъ" возлагали на украинских поставщиков. Например, после неполучения от Южного машиностроительного завода (Днепр, Украина) нескольких комплектов шасси пришлось налаживать параллельное производство в нижегородском ОАО "Гидромаш". Гендиректор завода Дмитрий Пришвин ранее пояснял, что значительная часть проблем связана с "правительственными структурами Украины" и экспортным комитетом. При этом эксплуатанты машины - в частности, авиакомпания "Ангара" - "в один голос заявляют, что самолет получился очень хороший", заявлял господин Пришвин. По его словам, в обслуживании будут нуждаться около 25 машин, выпущенных ВАСО.

Сейчас помимо Минобороны и "Ангары" Ан-148 воронежского производства эксплуатируют МЧС, специальный летный отряд "Россия" (обслуживает высших должностных лиц страны), а также "Саратовские авиалинии", взявшие в аренду самолеты авиакомпании "Россия". Вчера в пресс-службе "Саратовских авиалиний" оперативно ответить на вопросы о машине не смогли. Но, согласно сообщениям компании, благодаря аренде Ан-148 в 2017 году она намерена открыть ряд новых маршрутов. "Отношение к этому самолету действительно хорошее. Нам помогла авиакомпания "Ангара", нам очень помогло ГП "Антонов" и, конечно, производитель самолетов - ВАСО. Я думаю, что дать экономическую оценку этому проекту можно будет только через год", - заявлял в СМИ гендиректор "Саратовских авиалиний" Алексей Вахромеев. Согласно отчетности перевозчика, в 2016 году "Саратовские авиалинии" выполнили на Ан-148 всего 16 из 3 тыс. рейсов компании. Заполняемость самолетов на 83 места составила 74,9% - чуть ниже, чем у более вместимых Як-42 и Embraer E-190.

О намерении продвигать Ан-148 на рынки Индии и Анголы представители "Антонова" заявляли еще в 2013 году. Но Индия, заинтересованная в создании морских патрульных Ан-148-300МП, приобрела вместо них спецверсии немецких Dornier 228. Ранее Дмитрий Пришвин пояснял, что в объеме производства валовой продукции ВАСО Ан-148 составлял 30%, а замещать его предстоит выпуском единичных спецбортов Ил-96 (контракт на Ил-96-300ПУ за 7 млрд руб. уже подписан), перспективного Ил-96-400М (планируемая дата сборки первого образца - 2019 год) и легкого транспортного Ил-112 (первый полет - конец 2017 года). Начало серийного производства Ил-96-400М ожидается в 2020 году, Ил-112 - в 2021-м.

Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев полагает, что заказы на Ан-148 со стороны Индии и Анголы возможны. "Индия является крупным и растущим рынком, и гражданские самолеты размерности Ан-148 там нужны. Но индийский рынок непростой: для выхода на него нужно иметь серьезный пакет финансовых услуг, предложения по послепродажному обслуживанию, а также определенные гарантии со стороны украинской стороны. Ангола же может заказать лишь относительно небольшую партию, которая не отменит решения о консервации линии в ВАСО, а лишь отложит его", - констатировал господин Пантелеев. По его мнению, программа Ан-148 "была отнюдь не самой эффективной для ВАСО": "Вероятнее всего, небольшой объем производства этих самолетов не позволил окупить затраты на его организацию и техперевооружение завода. Но программа позволила ВАСО сохранить компетенции и рабочие места и продержаться до контракта по Ил-112". Потребность российских заказчиков, в основном военных, в Ил-112 оценивается более чем в 100 машин. Такой объем может полностью загрузить мощности ВАСО на годы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка