О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как пройти регистрацию квадрокоптера

С 5 июля 2017 года начали действовать новые правила регистрации квадрокоптеров

Поправки внесены в Воздушный кодекс. Теперь владельцы большинства беспилотных летательных аппаратов - так называемых квадрокоптеров, беспилотников, дронов - должны их регистрировать. Однако нормативные акты, подробно расписывающие, где именно и как это нужно делать, еще не приняты. Владельцы дронов озадачены: так можно летать или нет? "Комсомолка" вместе с экспертами попыталась разобраться в нюансах.

1. КАКИЕ АППАРАТЫ ПОСЧИТАЮТ

Под действие закона попали все виды беспилотных летательных аппаратов. Это не только популярные сейчас дроны (или квадрокоптеры), но и летающие игрушечные самолеты и вертолеты. Регистрировать нужно любой беспилотник весом более 250 граммов. Это почти 70% всего парка этой техники.

2. ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ

Процедура регистрации похожа на постановку на учет автомобиля. У каждого беспилотника будет свой номер и специальная радиометка. На которой записаны технические характеристики устройства и фамилия владельца. Это будет стоить владельцу 200-300 рублей.

Еще, как прописано в законе, любой "внешний пилот" должен будет получить удостоверение. То есть сдать мини-экзамен на управление квадрокоптером (или иным летательным аппаратом). Это нужно для безопасности.

3. ГДЕ РЕГИСТРИРОВАТЬ

В этом главная проблема. Пока негде! О законе чиновники говорили почти два года. И принимали его постепенно. А про систему регистрации квадрокоптеров почему-то не подумали. Конкурсы на ее создание прошли только в начале этого лета. На разработку выделены баснословные деньги - 65 млн. рублей.

Во вторник прошла информация, что регистрацией будет заниматься ФГУП "ЗащитаИнфоТранс". Но в ведомстве, которое подчиняется Минтрансу, это опровергли. Когда появится система регистрации и как она будет работать, неизвестно.

Действует добровольная система онлайн-регистрации (uavreg.ru). Ее создали в Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем. Возможно, ее и возьмут за основу для разработки системы обязательной регистрации.

4. ЗАЧЕМ ПОНАДОБИЛСЯ ЗАКОН

Беспилотников стало очень много. Только в 2016 году объем продаж этой техники вырос в несколько раз. Речь о сотнях тысяч летательных аппаратов. Причем правила поведения в воздухе соблюдают далеко не все их "пилоты". Есть случаи, когда аппараты падали в людных местах, наносили травмы или залетали на особо охраняемые территории.

- У меня лично был случай, когда я в последний момент увернулся от беспилотника, когда летел на вертолете, - рассказал Владимир Тюрин, глава Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов. - У коллег такие истории тоже были. А беспилотник весом в даже в пару-тройку килограммов для любого пилотируемого судна, летящего на скорости в несколько сотен километров в час, представляет большую опасность.

- Дроны все чаще применяются для доставки в исправительные учреждения запрещенных предметов - наркотиков, алкоголя, мобильных телефонов. В 2016 году было установлено 19 случаев, - сообщили во вторник в Федеральной службе исполнения наказаний.

Во ФСИН даже разрабатывают систему, которая сможет ловить такие дроны. Сейчас их могут заметить только дежурные патрули.

5. ЧЕМ ГРОЗИТ?

Ничем. Пока регистрировать не нужно. Подзаконных актов нет. Системы регистрации - тоже. В Минтрансе подтвердили, что за отсутствие регистрации никого штрафовать не будут. Тем не менее, существуют общие правила использования воздушного пространства. Они прописаны в Воздушном кодексе и едины как для огромных "Боингов", так и для маленьких самолетов на радио-управлении.

- Для полета беспилотника требуется подать заявку в зональный центр управления воздушным пространством. Как правило, за 3 - 5 дней. Если вы незаконно полетели, то физическое лицо заплатит штраф до 5 тысяч рублей, должностное - от 20 тысяч рублей, - поясняет Глеб Бабинцев, гендиректор Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем.

Адреса всех территориальных центров можно найти на официальном сайте госкорпорации по организации воздушного движения в России (gkovd.ru). Но, естественно, никто из владельцев дронов так не делает. И, если честно, не собирается. Процедура слишком сложная.

- Даже в малой авиации такая жесткая позиция властей приводит к тому, что многие просто "партизанят", то есть не сообщают о своих полетах, - говорит Алексей Синицкий, главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение". - Несколько лет назад была история, как вертолет Ми-8 из Москвыдо Красноярска пролетел втемную. То есть несколько тысяч километров преодолел и его никто не заметил.

6. КАК В ДРУГИХ СТРАНАХ?

Квадрокоптеры распространены по всему миру. В основном, в развитых странах, где больше людей могут себе позволить эту забаву.

- Современные дроны умнее людей, уронить или потерять квадрокоптер типа DJI Phantom или Mavic практически невозможно, но в кривых руках "игрушка" может быть опасной. Поэтому разные страны мира принимают у себя законы, ограничивающие полеты коптера, - пишет Александр Беленький, блогер-путешественник. - В общем-то, они везде примерно одинаковые: не летать выше определенной высоты, в разных странах по-разному - около или чуть более 100 метров. Летать можно только днем, коптер должен находиться в пределах видимости, нельзя запускать его вблизи аэропортов и над толпами людей. Честные и разумные правила. Некоторые страны добавляют необходимость регистрации беспилотника: в США она уведомительная, делается через сайт и занимает 5 минут. Если дрон нанесет ущерб, будет понятно, с кого спросить.

Число дронов растет. Наверняка придется как-то регулировать воздушные коридоры, разводить аппараты по высотам, иначе столкновения неизбежны.

- Если дроны начнут разносить товары, как об этом мечтает Amazon, то в небе будет хаос. Так что без регулирования тут не обойтись - это как с самолетами и автомобилями, - резонно замечает блогер Роман Загребин.

7. ЧТО ДЕЛАТЬ?

На специальных форумах владельцы дронов, читая новый закон, ломают голову, но в итоге приходят к простому выводу. Раз закон недоработан, значит летать можно, но осторожно. Главное - делать это безопасно и вдали от людных мест, соблюдая все правила предосторожности (см. "Правила безопасности").

Полицейские и раньше имели право оштрафовать владельца дрона за отсутствие разрешения на полет. Тем не менее таких прецедентов очень мало. Два самых громких случая связаны с полетами в районе Красной площади. Другими словами, если летать в безлюдных местах за городом, то проблем быть не должно.

Закон явно недоработан, считают эксперты. Для нормального развития отрасли нужны правила, разрешающие полеты дронов в уведомительном порядке, а не в разрешительном, считают в Ассоциации малых беспилотников. Нужно ограничить высоту, определить запретные зоны и т.д. Именно такие правила сейчас действуют в развитых странах.

- Не нужно ничего запрещать. Так можно и до абсурда дойти. Вы можете топор кинуть в воздух и попасть в вертолет, - говорит Владимир Тюрин. - Обычные бытовые квадрокоптеры пускай себе летают, только вне районов аэродромов и в зоне видимости управляющего беспилотником человека. Разрешения на полет должны получать только коммерческие беспилотники, которые перевозят грузы и летят по определенному маршруту на дальние расстояния....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка