О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолет-атлет

На авиасалоне МАКС 2017 "Гражданские самолеты сухого" (ГСС) совместно с Олимпийским комитетом России представят новинку - самолет SportJet by Sukhoi специально оборудованный для перевозки спортивных команд

На авиасалоне МАКС 2017 "Гражданские самолеты сухого" (ГСС) совместно с Олимпийским комитетом России представят новинку - самолет SportJet by Sukhoi специально оборудованный для перевозки спортивных команд. Покупателями нового самолета, разработанного на базе серийного SSJ100, должны стать спортивные ассоциации и лиги, заключившие соглашения о консорциуме с лизинговыми компаниями, но пока у ГСС нет ни одного заказа.

Профессиональные спортсмены чаще всего летают к месту соревнований регулярными рейсами, порой в экономклассе, и стыковочными рейсами. Можно предполагать, что постоянные неудобства не лучшим образом сказываются на спортивных результатах, и очевидно, что летать в более комфортных условиях, особенно на дальние расстояния, предпочтительнее.

Спрос рождает предложение, и российское АО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) инициировало создание самолета для спортсменов и разработало его проект совместно со специалистами инновационного центра Олимпийского комитета России (ОКР), занимающимися в том числе разработкой методик технической реабилитации и диагностирования атлетов.

В 2015-2016 годах инноцентр ОКР, совместно с ведущими научными учреждениями работая над проектом "Адаптация", изучил влияние перелетов, смены часовых поясов, гипоксии, обезвоживания, застойных явлений в мышцах, стресса и аэрофобии на организм профессиональных спортсменов, выступающих в различных олимпийских дисциплинах. По словам пресс-секретаря ОКР Константина Выборнова, для олимпийской сборной команды России, находящейся под юрисдикцией ОКР, действует программа содействия подготовке спортсменов. "Задача ОКР - создать для этого все необходимые условия, например, нанять иностранных специалистов, провести сбор за рубежом или купить новое оборудование. Создание специально адаптированного самолета для перелета сборной команды к месту соревнований и сборов в комфортных условиях - одна из таких опций. Спортсменам порой приходится проводить в самолете по 14-16 часов, они долго приходят в себя, тратят неделю на восстановление",- отмечает Выборнов.

Модель самолета для спортивных сборных команд разработана на основе отечественного самолета SukojSuperJet-100. Это тот же самолет, но с другим салоном. "Особенности нового самолета преимущественно в использованных компоновочных решениях и установленном оборудовании. Нечто подобное можно смонтировать и на борту другого типа воздушного судна, однако этот самолет получился очень привлекательным по соотношению объема пространства - он большой, так как велик диаметр фюзеляжа,- дальности полета и стоимости. "Особенные" зоны на борту воздушного судна, безусловно, присутствуют - он не зря называется SportJet",- говорит исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

Убедиться в этом могли посетители российской экспозиции на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, где впервые была представлена модель интерьера салона самолета для спортсменов. "Компоновка SportJet by Sukhoi будет состоять из четырех зон: зоны перелета основного состава команды, зоны восстановления, зоны для тренерской работы и зоны для персонала. В зоне перелета основного состава одним из важных ноу-хау станут пассажирские smart-кресла, которые позволят не только комфортно отдыхать, в том числе в практически полностью горизонтальном положении, но и вести постоянный мониторинг состояния организма",- рассказывает "Ъ" Максим Федосов, директор по продажам АО ГСС.

Кресла в салоне самолета (их количество может варьироваться от 18 до 60) будут оснащены интегрированными биомедицинскими гаджетами. Врачи, сопровождающие спортсменов на борту, смогут оперативно следить за показателями организма атлета, а информация о его состоянии будет передаваться посредством аэробраслета. Smart-кресла и аэробраслет снабжены функцией беспроводной передачи данных на центральный монитор научного специалиста группы сопровождения и мобильные устройства спортсменов.

Еще одна часть самолета, зона восстановления,- это спортивно-медицинский и оздоровительный центр, где пассажиры смогут провести тренировку или разминку, чтобы избежать застойных явлений в мышцах и дорожной усталости. Спортивный борт планируют оснастить уникальным комплексом для физиотерапевтических процедур, где можно будет пройти криотерапию, миостимуляцию, прессолимфодренаж и массаж. В отдельных случаях в этой зоне салона самолета могут транспортировать травмированных атлетов. На борту самолета разместится и диагностическая капсула AeroScan, в которой будет производиться комплексная диагностика основных физиологических показателей организма спортсмена.

"Самолет может быть оснащен также другими устройствами и технологиями, которые сделают перелеты максимально комфортными и позволят с пользой проводить время на борту. Среди них - технологии, определяющие уровень гидратации организма, адаптивное освещение, снижающее эффект джетлага, мультимедиасистема Be Ready To Win с мотивационными программами, видеоанализом прошедших соревнований и теоретической подготовки команд",- говорят в инновационном центре ОКР.

Идея создать специализированный борт для перелета спортсменов не нова. Впервые она была реализована в США: в 1998 году Национальная баскетбольная ассоциация NBA взяла в лизинг 12 самолетов Boeing 757 у GE Capital Aviation Services, адаптировала их салоны под нужды спортсменов и стала перевозить баскетбольные клубы и сборные вместе с персоналом. Парком управляла авиакомпания Delta. "Эксперимент удался: в 2008 году контракт на эксплуатацию самолетов был продлен. Сейчас на модифицированных самолетах спортсменов перевозят в общей сложности 27 клубов",- говорит "Ъ" Максим Федосов из ГСС. В компании уверяют, что адаптировать под спортивный самолет именно Sukhoj Superjet намного выгоднее, чем самолеты зарубежного производства. "Расходы топлива нашего самолета будут примерно на 20% меньше, чем у зарубежных самолетов, его базовая стоимость будет чуть меньше $35 млн",- говорит господин Федосов.

Кто станет покупателем новой машины, пока непонятно. В ГСС предполагают, что команды и федерации на собственные средства самолет приобретать не будут. Его потенциальные покупатели - это лизинговые компании, в том числе и российская Государственная транспортная лизинговая компания, крупные международные клубы, спортивные ассоциации и олимпийские комитеты.

Впрочем, и в ОКР уже заявили, что приобретение такого самолета не входит в планы организации. "Что касается Олимпийского комитета России, планов по приобретению собственного самолета нет в связи с отсутствием такой необходимости",- заявил "Ъ" Дмитрий Маневич, руководитель управления маркетинга и коммерческих программ ОКР.

Самолет для транспортировки сборных команд планировали выпустить к чемпионату мира по футболу 2018 года, который пройдет в России, но пока ни одного твердого контракта на изготовление спортивного самолета ГСС заключить не удалось не только с иностранными, но и ни с одной из российских спортивных организаций. Максим Федосов из ГСС считает, что ситуация не критична. В ГСС уверяют, что ведут переговоры с потенциальными заказчиками, интерес к самолету проявили испанские, английские, греческие футбольные клубы.

"Такой специализированный самолет - новое слово в истории отечественного самолетостроения, и потенциальный потребитель пока не принял решения. Но заказчики могут появиться даже в ходе МАКСа, где мы и продемонстрируем новый борт",- говорит господин Федосов. По его мнению, покупать собственные самолеты клубы или команды не будут. Скорее всего, несколько организаций возьмут его в лизинг и будут перевозить спортсменов вскладчину.

Российские чиновники относятся к идее самолета для сборных команд скептически. По словам вице-премьера по вопросам спорта, туризма, молодежной политики, экс-министра спорта РФ Виталия Мутко, "такой самолет командам вообще не нужен". "Это лишнее. У спортсменов свой режим. Команда прилетает на матч вечером, проводит вечернюю тренировку и отправляется спать, им не нужны тренировки в воздухе. Самолет с таким интерьером по большому счету спортсменам не нужен. Его содержание обойдется клубам в копейку, потому что он будет простаивать 20 дней в месяц",- считает он. В системе перевозок спортсменов, по его мнению, есть проблемы посерьезнее. "Для полноценного обслуживания чемпионата мира по футболу в 2018 году нам нужно будет 32 самолета, их найти будет трудно, потому что, как я наблюдаю, в России большая проблема с чартерными перевозками",- отметил Виталий Мутко.

Но, по мнению экспертов рынка, у SportJet от ГСС очень привлекательное соотношение потребительских характеристик и стоимости, поэтому у него есть перспективы занять место на рынке бизнес-джетов такой размерности. Это не просто большой самолет, а еще и современный, высокоавтоматизированный, безопасный и экономичный. Создание специальных версий - это не слишком большая "поляна" для бизнеса, потому что в стандартных компоновках будет продано больше воздушных судов, чем в специализированных вариантах, полагает Олег Пантелеев из "Авиапорта". Зато специализированные варианты позволяют получить большую маржу - ведь это уникальное рыночное предложение. "Это действительно "много самолета за небольшие деньги"",- резюмировал эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Приложения». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка