О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ульяновские власти поделились секретом создания успешного авиакластера

О том, благодаря чему этого удалось добиться, в интервью "РГ" рассказал председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин

Ульяновский авиационный кластер является одним из наиболее успешных подобных объединений в стране. Тесное взаимодействие промышленности, научных и образовательных учреждений, а также властей региона, позволило участникам кластера сформировать компетенции высочайшего мирового уровня.

О том, благодаря чему этого удалось добиться, в интервью "РГ" рассказал председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин.

Александр Александрович, с чего началось создание авиационного кластера в регионе и что он представляет собой сегодня?

Александр Смекалин: В августе 2009 года в регионе был организован консорциум "Научно-образовательно-производственный кластер "Ульяновск-Авиа". Первоначально в его состав вошло 19 предприятий и организаций. На сегодня число участников возросло до 77. Среди них АО "Авиастар-СП", АО "УКБП", Ульяновский филиал ПАО "КБ Туполев", два аэропорта - "Ульяновск имени Н.М. Карамзина" и "Ульяновск-Восточный", авиаперевозчик "Волга-Днепр", Портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ), научно-производственные объединения, высшие, средние и специальные учебные заведения, региональная торгово-промышленная палата, а также ряд предприятий малого и среднего бизнеса.

Годовой оборот участников кластера составляет примерно 50 миллиардов рублей. А к 2018 году, в соответствии с их инвестиционными программами, планируется вложить в его развитие еще около 5 миллиардов.

Кластер активно поддерживается Министерством экономического развития РФ, а также признан за рубежом - он является членом Европейского партнерства авиационных кластеров и Евразийского партнерства аэрокосмических кластеров.

Здесь реализуются крупные программы по созданию самых современных гражданских и военно-транспортных самолетов, а также оборудования и комплектующих для них, осуществляется готовка кадров.

Какие задачи вы ставите перед собой при реализации этого проекта?

Александр Смекалин: В настоящий момент участники кластера имеют различный уровень компетенций в нескольких областях авиационной отрасли. Большинство компетенций представлено в регионе на всероссийском уровне, ряд - на уровне стран СНГ или Восточной Европы, отдельные (международные грузоперевозки, сервисный блок эксплуатации воздушных судов) - на высочайшем мировом уровне. Таким образом, кластер имеет высокую степень сформированности и инновационности. По данным Высшей школы экономики, Ульяновский авиационный кластер вошел в тройку лидеров по уровню организационного развития.

И главные задачи, которые мы ставим, формируя этот проект - создание и развитие инновационных подходов в авиастроении, в том числе за счет вовлечения в нее субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, мы видим перспективу в установлении межкластерных связей на всей территории РФ и за ее пределами для реализации общих проектов.
Как именно реализуется эта задача?

Александр Смекалин: Сегодня мы продвигаем очень перспективный проект - российский центр кастомизации, где планируется проводить не только экстерьерные, покрасочные работы, но и индивидуальные для каждого лайнера интерьерные доводки. 18 июля в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2017 губернатор Сергей Морозов и президент корпорации "Иркут" Олег Демченко уже подписали соглашение о намерениях по его созданию.

Прежде всего, это будет касаться отечественных самолетов пассажирского и транспортного назначения - SukhoiSuperjet 100 и МС-21. АО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) и ПАО "Корпорация "Иркут" соответственно рассматривают Ульяновск как место выполнения таких операций, чтобы уменьшить время нахождения самолетов на основных производственных площадках в Комсомольске-на-Амуре и в Иркутске.

В настоящее время кастомизация самолета SSJ-100 уже производится в Ульяновске: установка интерьеров - в АО "Авиастар-СП", покраска - в ОАО "Спектр Авиа". Однако по мере увеличения программы по выпуску самолетов Ил-76МД-90А в АО "Авиастар-СП" не остается производственных площадей для выполнения работ по установке интерьеров на SSJ-100. Рано или поздно АО "ГСС" должно будет найти другую площадку для этих работ.

С учетом того, что единственная в России ПОЭЗ находится в Ульяновске, принято решение создать там индустриальный парк, поскольку нужны будут производственные площадки.

Поэтому мы и предложили площадку ПОЭЗ "Ульяновск" для создания единого центра кастомизации самолетов SSJ-100 и МС-21 (возможно, и других моделей). Для этого ПОЭЗ готова построить для предоставления в аренду авиационный ангарный комплекс. Проект уже разработан и проходит госэкспертизу.

Мы планируем уже в 2018 году выйти на площадку, а к концу 2019-го - создать центр кастомизации.

Для реализации столь амбициозных задач нужны не только производственные мощности, площади, но и довольно большое число высококлассных специалистов. В регионе есть дефицит таких кадров? Как планируете справляться?

Александр Смекалин: Мы понимаем, что при расширении производства понадобятся новые квалифицированные кадры. И наш регион готов начать подготовку специалистов, создав, если понадобится, соответствующие научно-производственные кафедры на базе Института авиационных технологий и управления или Ульяновского госуниверситета.

За прошедшие 10 лет нам удалось сформировать очень крепкий и сильный авиационный кластер, создать кооперационные цепочки, обеспечить заказами предприятия. Однако хочу подчеркнуть: все это мы делали не чтобы поставить галочку, не для того, чтобы о нас узнали и похвалили. Самой главной целью этой работы были люди. На собственном опыте внутри региона мы убедились, что если не будем уделять первостепенного внимания нашим кадрам, то интересных перспектив у нас будет не так много. Именно поэтому мы выстроили специальную систему, связанную с подготовкой и привлечением специалистов на территорию Ульяновской области. Мы готовы принять и поддержать талантливых инженеров и создать все условия для их развития.

Помимо всего прочего мы стараемся популяризировать саму идею "авиационной столицы". Так, начиная с 2011 года, в регионе проходит Международный авиатранспортный форум (МАТФ). Помимо летной программы и показательных выступлений парашютистов, жители города получают доступ в "сердце" авиастроения региона - завод "Авиастар-СП", где могут узнать о новейших достижениях в области авиации и текущих задачах одного из крупнейших промышленных предприятий.

Следует в первую очередь отметить значимость авиасалона как профориентационной площадки, которая может побудить юных жителей региона связать свою жизнь с авиацией.

В 2016 году рамках МАТФ состоялся третий всероссийский конкурс "Топ-100 лучших инженеров России", победителями которого стали двое ульяновцев. Уже на постоянной основе в регионе проводятся открытые чемпионаты по профессиональному мастерству в авиастроении по стандартам WorldSkills, в которых принимают участие сотрудники десятка крупных предприятий. Проводятся презентации компетенций в области беспилотных летательных аппаратов по стандартам JuniorSkills, международный фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества "От винта".

Все это позволяет повысить привлекательность инженерного труда, престижность технического образования, создать соревновательную систему мотивации для постоянного профессионального роста среди действующих и будущих специалистов. Кроме того, мероприятие станет отличной площадкой для обмена опытом....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка