Автор: Сергей Титов
Опубликовано: 21.07.2017, 08:00
 

"Авиастар" потеснится

Завод намерен впустить резидентов


[image]

На части площадей ульяновского самолетостроительного завода "Авиастар-СП" хотят создать индустриальный парк с целью привлечения новых инвестиций и снижения расходов предприятия на содержание излишних площадей. И "Авиастар-СП", и правительство Ульяновской области заинтересованы в индустриальном парке, однако вопрос реализации проекта упирается в финансирование подготовки площадей. На "Авиастаре-СП" говорят, что пока все средства уходят на производство по госзаказу основного изделия - самолета Ил-76 МД-90 А, цена которого по контракту ниже реальных затрат.

На проходящем в подмосковном Жуковском Международном авиасалоне МАКС-2017 президент ОАК Юрий Слюсарь и губернатор Ульяновской области Сергей Морозов подписали соглашение, "предполагающее возможность формирования на базе АО "Авиастар-СП" индустриального парка". "Это создаст условия для привлечения инвестиций в создание новых производств, позволит использовать высвобождающиеся в процессе оптимизации производственные площади более эффективно", - говорится в официальном сообщении ОАК.

Переговоры с "Авиастаром-СП" о создании на его освобождающихся площадях индустриального парка (ИП) велись региональным правительством около двух лет. Двигались они, по словам источников, близких к руководству предприятия, достаточно трудно, поскольку, во-первых, ульяновский самолетостроительный завод, работающий на выполнение гособоронзаказа, - режимное предприятие и не может пускать на свою территорию сторонние организации; во-вторых, российские авиастроители, исторически привыкшие кооперироваться "внутри себя" (прародитель "Авиастара" - УАПК - вообще планировался как авиакомплекс полного цикла производства), неохотно идут на сотрудничество с компаниями из иных отраслей.

Как пояснил "Ъ" председатель правительства региона Александр Смекалин, "сейчас большинство вопросов снято, общая концепция согласована", "и в реализации соглашения заинтересованы все его стороны". ""Авиастару" нужно максимально эффективно использовать свои площади, оптимизировать затраты и максимизировать доходы, а мы заинтересованы в использовании площадок Brownfield для привлечения резидентов, чтобы появлялись новые налогоплательщики", - добавил региональный премьер. По его словам, сейчас в первую очередь будут задействованы те освободившиеся площади завода, что находятся ближе к периметру, в юго-восточной части "Авиастара-СП". "Достаточно будет только передвинуть периметр, чтобы здания индустриального парка оказались снаружи территории завода", - пояснил господин Смекалин (по сведениям "Ъ", на сегодня уже полностью свободен и по сути готов для допуска резидентов корпус бывшего литейного титанового производства, находящийся ближе всего к периметру). В Корпорации развития Ульяновской области (КРУО) также подтвердили, что на сегодня регион ощущает дефицит площадей Brownfield для размещения новых инвесторов.

Предполагается, что в первую очередь резидентами ИП должны быть предприятия, которые могут встроиться в технологическую цепочку "Авиастара", компании авиационной направленности и те, что связаны с производством в сфере высоких технологий. Отбор резидентов будет производиться комиссией, состоящей из представителей "Авиастара" и правительства региона. "Авиастар", согласно концепции, должен будет предоставлять площади на льготных арендных условиях, в свою очередь правительство области обеспечит льготный режим налогообложения в пределах своих компетенций (по налогу на имущество, на прибыль, по транспортному налогу). Кроме того, правительство региона и КРУО намерены напрямую подключиться к привлечению инвесторов на площади авиастаровского индустриального парка. По словам Александра Смекалина, "сейчас ведется работа по возможности вовлечения части корпусов "Авиастара" в проект формирования новой производственно-промышленной особой экономической зоны". "И если у нас получится в этом вопросе найти общий язык с Минэкономразвития РФ, то это может очень серьезно усилить позиции нового индустриального парка", - добавил председатель правительства.

Впрочем, управляющий директор АО "Авиастар-СП", вице-президент ОАК Сергей Юрасов в беседе с "Ъ", подтвердив, что очень заинтересован в привлечении инвесторов, заметил, что говорить о начале реализации проекта еще рано. По его словам, для выделения освобождаемых корпусов, переноса периметра, подготовки зданий и оборудования под резидентов потребуются немалые средства, а сегодня все они направляются на производство основного изделия - самолета Ил-76 МД-90 А, выпускаемого по гособоронзаказу. "Сначала надо оценить экономическую эффективность индустриального парка, и если расчеты не покажут хорошую окупаемость, то с его реализацией будут проблемы", - сказал управляющий директор.

Как уже сообщал "Ъ", разные руководители "Авиастара-СП" отмечали, что цена самолета по гособоронзаказу не соответствует реальным затратам на его производство и испытания, и фактически завод работает с отрицательной рентабельностью (согласно контракту на строительство 39 самолетов Ил-76 МД-90 А, общая сумма гособоронзаказа - 140 млрд руб., то есть цена одного самолета составляет 3,59 млрд руб., или, по сегодняшнему курсу, $60 млн, в то время как цена аналогичного американского C-17 Globemaster III составляла $170 млн). По данным "Ъ", в начале июня на специальном совещании под председательством премьера правительства РФ Дмитрия Медведева вопрос корректировки цены контракта поднимался и принципиально был решен положительно, однако до сих пор окончательная цена контракта не определена.

Впрочем, господин Смекалин считает, что "проект индустриального парка будет реализован достаточно успешно", поскольку есть источники и программы Минпромторга РФ, в которых правительство региона намерено участвовать с проектом авиастаровского индустриального парка.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 21 июля 2017 года | Дайджест публикаций за 21 июля 2017 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Объединенная авиастроительная корпорация, Авиастар - самолетное производство (в процессе тестирования)