Опубликовано: 21.07.2017, 10:29
 

Владимир Путин: "Развитие авиации и освоение космоса - значимая часть нашей культуры"


[image]

С 18 по 23 августа в подмосковном Жуковском проходит XIII Международный авиационно-космический салон МАКС-2017. О том, чего ждут от мероприятия представители производства и бизнеса, какие задачи поставил перед авиастроителями президент страны и что на серьезной выставке делают студенты и школьники - в материале profiok.com.

"Президентский" салон

МАКС часто называют "президентским" авиасалоном: мероприятие проводится под патронатом президента Российской Федерации. В этом году Владимир Путин посетил МАКС в первый день работы и выступил на церемонии открытия.

Глава государства напомнил, что история МАКСа началась четверть века назад, когда в Жуковском в 1992 году прошло МосАэроШоу. Все это время, по словам президента, государство всемерно поддерживало МАКС, а его организаторы проявляли "настойчивость и талант". В результате Международный авиационно-космический салон превратился в событие мирового масштаба, ожидаемое специалистами и любителями аэрокосмической техники не только из России, но и из других государств. В этом году на МАКСе представлены 700 отечественных и 180 зарубежных компаний и корпораций из 36 стран.

В рамках салона проходит множество деловых встреч, планируется и уже состоялось подписание крупных контрактов. Ведущие российские и иностранные производители представляют свои разработки, бизнесмены и промышленники обсуждают настоящее и будущее авиакосмической отрасли. Россия демонстрирует готовность к международному сотрудничеству и кооперации, а со стороны зарубежных партнеров видна заинтересованность в совместных проектах. "Наша страна открыта для такой взаимовыгодной, эффективной работы", - подчеркнул Владимир Путин. По мнению президента, "у нас есть что предложить".

Отличительная черта МАКСа - насыщенная демонстрационная программа. В этом году в летной программе участвуют восемь российских и зарубежных групп, которые покажут высочайшее мастерство пилотов и едва ли не безграничные возможности прекрасной техники, оказавшейся в умелых руках.

Однако внимание президента к МАКСу обусловлено не только значительными перспективами России в области разработки, производства и экспорта авиакосмической техники. В силу российской специфики, из-за богатой истории нашей страны, во многом связанной с историей космонавтики и авиастроения, МАКС стал народным праздником авиации, вызывающим восхищение великолепной техникой и дающим возможность прикоснуться к мечте.

"Развитие авиации и освоение космоса всегда интересовали российское общество. И сразу можно сказать - это значимая часть нашей общей культуры, а история отечественной космонавтики и авиастроения - предмет общенациональной гордости", - подчеркнул Владимир Путин.

Гражданское авиастроение: новые задачи

18 июля в рамках МАКСа президент провел совещание, посвященное вопросам развития гражданского авиастроения. Владимир Путин подчеркнул, что российские авиационные предприятия имеют "очень большой" потенциал, которые необходимо "реализовать в полной мере".

Роль гражданского авиастроения в развитии нашей страны очень велика. Во-первых, у России большая территория, и развитие авиасообщения с отдаленными регионами помогло бы "объединить" страну, сделать "любой уголок равнодоступным для любого человека". Во-вторых, российский авиапром выпускает высокотехнологичную продукцию - а значит, это будет стимулировать рост всей экономики. Наконец, выпуск конкурентоспособной продукции, востребованной на мировых рынках, - вопрос не только дохода, но и престижа нашей страны.

Государство это понимает и всячески поддерживает отечественных авиастроителей. В 2016 году на развитие отрасли в рамках программы "Развитие авиационной промышленности" было направлено 52 миллиарда рублей, в 2017 году планируется потратить на эти цели 60 миллиардов рублей.

"У нашего авиапрома есть технологический и кадровый потенциал для дальнейшего роста, для укрепления своих позиций на внутреннем и на мировом рынке", - уверен президент.

У России есть немало перспективных проектов в сфере гражданского авиастроения. Налажен серийный выпуск самолетов "Сухой Суперджет". В рамках МАКС-2017 в присутствии президента ОАК, ВЭБ и компания "Аэрофлот" подписали контракт на поставку двадцати судов SSJ-100.

В Иркутске проходит испытания новый магистральный лайнер МС-21. Из-за графика испытаний самолет решили не показывать на МАКСе, но Владимир Путин пообщался с летчиками-испытателями, которые подтвердили, что лайнер им понравился. (ОАК планирует показать МС-21 осенью 2017 года на выставке в Дубае - profiok.com). МС-21 уже вызвал интерес российских авиакомпаний. Так, в рамках МАКС-2017 были подписаны рамочные соглашения на поставку МС-21 "Саратовским авиалиниям", а также компаниям "Алроса" и "Ангара".

Есть у России новые вертолеты Ка-62 и "Ансат", производятся и разрабатываются другие "перспективные и интересные" летательные аппараты. Пожалуй, самым масштабным соглашением первых дней МАКСа стал договор о намерениях между ГТЛК и "Гражданскими самолетами Сухого" (входит в ОАК) о поставке 50 региональных лайнеров Ил-114-300.

По мнению президента, в части дальнейшего развития гражданского авиастроения нужно решить несколько ключевых задач. Во-первых, обеспечить сертификацию новых машин, подготовить их к серийному производству. Во-вторых, продумать загрузку производственных мощностей оборонных авиастроительных предприятий, которые освободятся после прохождения пика ГОЗ. Здесь Владимир Путин обратил внимание на тот факт, что корпорации с государственным участием нередко закупают для своих нужд зарубежную авиатехнику, в то время как отечественная нередко не уступает ей по качеству. Наконец, для повышения конкурентоспособности российской авиатехники необходимо не только повышать ее надежность и качество, но и обеспечивать ее послепродажное обслуживание, а с этим у российских компаний пока не все гладко. Нужны сервисные центры, склады запчастей и продуманная логистика.

Как сообщил журналистам вице-премьер Дмитрий Рогозин, в ходе совещания главе государства были представлены предложения по изменению правил закупки иностранных самолетов. Правительство настаивает на изменении действующих правил Таможенного союза, согласно которым зарубежная авиатехника на условиях 10-летнего лизинга завозится "практически без уплаты таможенных сборов и НДС". По оценке Рогозина, из-за этого российский бюджет ежегодно недополучает около миллиарда долларов. Правительство предлагает наделить комиссию по импортозамещению правами, позволяющими регулировать завоз импортной авиатехники. Дмитрий Рогозин подтвердил также, что разрабатываются "экономические меры", с помощью которых авиакомпании будут стимулировать к закупке отечественных самолетов, "чтобы они не держали иностранное старье за пределами срока эксплуатации".

Военная авиатехника

В ходе визита на МАКС президент уделил особое внимание развитию гражданского авиастроения, но это вовсе не означает, что России нечем похвастаться в сфере военной авиатехники.

Как сообщил журналистам гендиректор "Рособоронэкспорта" Александр Михеев, ни один российский контракт по поставке вооружений за рубеж не был сорван из-за западных санкций. За первое полугодие текущего года, по словам Михеева, "Рособоронэкспорт" поставил продукции военного назначения на 4,5 миллиарда долларов. Из них 2 миллиарда - это экспорт вооружений и военной техники для ВВС. По итогам МАКС-2017 "Рособоронэкспорт" ожидает увеличения портфеля заказов.

На МАКС-2017 публично показан новейший истребитель МиГ-35, относящийся к поколению 4++. Сейчас самолет проходит испытания, по результатам которых будет начат серийный выпуск. По словам гендиректора РСК "МиГ" Ильи Тарасенко, в рамках авиасалона идут активные переговоры с потенциальными заказчиками нового самолета. Тарасенко рассказал также, что РСК "МиГ" работает над несколькими вариантами истребителя пятого поколения - с одним или двумя двигателями. Помимо этого, корпорация готова адаптировать МиГ-35 под корабельные функции, то есть сделать палубную модель, сообщает ТАСС.

Пока в России есть только один военный самолет пятого поколения. Это ПАК ФА (Т-50) производства авиакомпании "Сухой". Первый полет эта машина совершила в 2010 году, а к декабрю 2017 года будет закончен первый этап испытаний, после чего самолет начнет поступать на вооружение. Возможности Т-50 уже были продемонстрированы в летной программе МАКСа. "То, что сегодня вытворял Т-50 - это, как говорили раньше, "ни в сказке сказать, ни пером описать". Каждая страна хочет иметь такие самолеты, а у нас они есть", - так прокомментировал демонстрационные полеты Т-50 главком ВКС РФ Виктор Бондарев в эфире телеканала "Звезда".

В небе авиасалона будет показан учебный воздушный бой истребителей морской авиации Су-30СМ, липецкие "Соколы" выступят на Су-35, "Стрижи" продемонстрируют пилотаж на МиГ-29. Зрители увидят полеты бомбардировщика Су-34, боевых вертолетов Ми-35, Ми-28, Ка-52 и Ка-226. Появляется в России и целая линейка тренировочных самолетов: помимо Як-130, в летной программе примет участие Як-152. Частное КБ "Современные авиационные технологии" покажет на МАКСе учебно-тренировочный самолет СР-10, который был разработан в инициативном порядке. Разработчики рассчитывают, что он полностью заменит устаревшие чешские L-39, на которых сейчас тренируются курсанты в летных училищах. Производить новый самолет собираются на Смоленском авиационном заводе.

Военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А, бомбардировщики Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 и множество другой авиатехники военного назначения будет представлено "на земле", то есть на статической экспозиции.

Всего на авиасалоне будет показано около семи сотен экспонатов продукции военного назначения, представленных сотней оборонных предприятий.

К слову о преемственности и сохранении традиций: в небо над Жуковским под всеобщие аплодисменты был поднят легендарный советский штурмовик Ил-2, восстановленный силами АК имени С. В. Ильюшина и музея Вадима Задорожного. В машине, пролежавшей на дне озера почти 70 лет, удалось сохранить 65 процентов исходных деталей.

Космическая экспозиция

Не стоит забывать, что МАКС - не просто авиационный, а авиакосмический салон. Космическая экспозиция выставки обширна и достаточно зрелищна. Здесь представлены макеты различных ракет и спутников, причем как из истории, так и из будущего отечественной космической отрасли. Так, РКК "Энергия" приготовила полноразмерный макет первого искусственного спутника Земли, НПО имени С.А. Лавочкина представило макеты автоматических межпланетных станций "Луна-24" (последняя лунная станция СССР, 1976 год) и "Луна-25" ("Луна-Глоб", современный перспективный проект). Экспозицию "Роскосмоса" посетил во время визита на МАКС-2017 Владимир Путин.

В рамках космической экспозиции также представлена линейка ракетных двигателей НПО "Энергомаш", макеты ракет-носителей РКЦ "Прогресс" и множество других экспонатов.

Деловая программа

Помимо полетов и демонстрации техники, программа МАКС-2017 насыщена совещаниями и дискуссиями, посвященным приоритетам развития отрасли.

По названиям многих мероприятий можно понять, насколько высокотехнологичным видят свое будущее российские предприятия. В программу включена деловая сессия "Цифровое авиастроение", организованная ОАК и "Вертолетами России", а также панельные дискуссии "Цифровое производство и кооперация" и "Цифровое проектирование и создание виртуальных стендов испытаний". По словам замглавы Мипромторга Олега Бочарова, на МАКСе продемонстрировано "цифровое производство для цифрового самолета".

Однако предприятия смотрят не только далеко в будущее, но и решают проблемы сегодняшнего дня. В качестве примера можно привести череду мероприятий, организованных Союзом машиностроителей России, Лигой содействия оборонным предприятиям и думским комитетом по экономической политике.

20 июля участники совместного заседания Экспертного совета по авиапрому Комитета ГД по экономической политике, Комитета по авиационной промышленности СоюзМаш и Комитета по оборонной промышленности ЛСОП обсудили действующую систему ценообразования в рамках ГОЗ. Открывая дискуссию, первый вице-президент СоюзМаш Владимир Гутенев посетовал на "административные колодцы", не дающие справиться с перекосами в ценообразовании. Выступающие отмечали важность поиска баланса между интересами всех звеньев кооперации, включая заказчиков и головных исполнителей. По мнению экспертов, прогрессивные методы госрегулирования ценообразования могли бы стать для компаний стимулом к снижению затрат и оптимизации производственных цепочек. По результатам обсуждения были подготовлены рекомендации в проект Положения о государственном регулировании цен на продукцию по гособоронзаказу. Напомним, что в конце июня Владимир Путин пообещал подумать над предложением СоюзМаш об изменении слагаемых в формуле цены по ГОЗ, а после этого правительству было поручено представить предложения о целесообразности таких изменений.

Будущие кадры для авиапрома

Помимо обширной деловой программы и демонстрации российских высоких технологий, немало внимания на МАКСе традиционно уделяется детскому и молодежному техническому творчеству, вопросам профориентации талантливых молодых людей, привлечению в отрасль новых перспективных кадров.

В рамках авиасалона представлены разработки российских вузов. В пятницу, 21 июля, на МАКСе пройдет "День студента": учащиеся очных отделений вузов и средне-специальных учебных заведений, а также курсанты военных училищ смогут посетить выставку бесплатно.

В рамках МАКС-2017 проходит VI Международный фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества "От винта!", в котором участвуют финалисты региональных этапов - молодые люди из 75 российских регионов. Для детей и их наставников пройдут семинары и круглые столы, презентации и соревнования по авиационному моделированию. Преподаватели и наставники участников фестиваля смогут обменяться опытом, а ребята пройдут тесты по профориентации. Организаторы фестиваля - Союз машиностроителей РФ и общественная организация "Офицеры России". Фестиваль проходит при поддержке Минпромторга и Минобрнауки.

В рамках авиасалона можно увидеть достижения юных изобретателей и конструкторов, которые занимаются в сети детских технопарков "Кванториум" и познакомиться с новыми авиационными компетенциями чемпионата WorldSkills.

На молодежной площадке МАКС-2017, объединившей участников от дошкольного до студенческого возраста, также прошла церемония награждения победителей международного молодежного промышленного форума "Инженеры будущего" и многопрофильной инженерной олимпиады "Звезда". Кроме того, сразу на нескольких площадках "взрослые" участники авиасалона обсуждают различные аспекты работы с кадровым резервом и формирование молодежной политики в интересах российской высокотехнологичной промышленности.

 
Другие пресс-релизы «ЦЭРС» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 21 июля 2017 года | Дайджест публикаций за 21 июля 2017 года
Авторские права на данный материал принадлежат организации «ЦЭРС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Объединенная авиастроительная корпорация, МС-21, Государственная транспортная лизинговая компания, ЭНЕРГИЯ, Рособоронэкспорт, Авиационная промышленность (в процессе тестирования)