О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Иван Якурнов: с небом не расставался

Всего за годы Великой Отечественной войны он совершил 201 боевой вылет. Первый из них был 3 августа 1943 года при выполнении задания по штурму вражеских войск, оборонявших Белгород

Всего за годы Великой Отечественной войны он совершил 201 боевой вылет. Первый из них был 3 августа 1943 года при выполнении задания по штурму вражеских войск, оборонявших Белгород. За месяц боевой работы по освобождению Белгородской и Сумской областей летчик уничтожил столько живой силы и техники противника, что уже в конце августа был награжден первым боевым орденом Красного Знамени. Всего их у него будет три. А еще ордена Ленина, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медали. И как венец всего - Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Иван Якурнов родился 7 ноября 1912 года в деревне Емаевщина Лудяно-Ясашинского сельсовета Нолинского района Кировской области в крестьянской семье. Окончил 4 класса и пошел на заработки. Работал плотником на Урале, чернорабочим на Ижорском заводе в Ленинграде, грузчиком в ленинградском морском порту. Но цель перед собой видел ясно и шел к ней настойчиво и с завидным упорством. Днем - работа, вечером - учеба на рабфаке, по окончании которого трудился на заводе "Профинтерн" в Некрасовском районе Ярославской области. От мечты о небе не отступал: планерная школа, аэроклуб, Ульяновская школа летчиков-инструкторов Осовиахима.

Война застала его в аэроклубе города Рыбинска Ярославской области, где он работал по специальности. Иван сразу же пошел в военкомат проситься на фронт. Но ему отказали, советуя и дальше "ковать летные кадры для авиационных военных училищ".

В 1942 году все аэроклубы "военизировали" и Якурнов, наконец-то, был призван в армию, получил звание младшего лейтенанта и… продолжал оставаться летчиком - инструктором. Его очередной рапорт об отправке на фронт был рассмотрен и удовлетворен только в январе 1943 года. Офицер получил назначение в запасной авиационный полк Воронежского фронта для изучения штурмовика Ил-2. Лишь в июне 1943 года он прибыл в действующий штурмовой авиаполк Воронежского фронта.

Впереди у Ивана Якурнова будут Курская дуга, битва за Днепр, участие в Житомирско-Бердичевской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Берлинской и Пражской операциях. За плечами останутся освобожденные города Белгород, Киев, Житомир, Винница, Львов, Сандомир. А еще Ченстохов, Бреслау, Берлин, Прага…

А пока в сентябре 1943 года Якурнов стал лейтенантом, ему доверили командование звеном. В ноябре,  сразу после освобождения Киева, он удостоен 2-го ордена Красного Знамени. А к концу ноября на его счету было уже 58 боевых вылетов. В декабре Иван Федотович ведет своих подчиненных в бой в качестве командира эскадрильи.

Вот лишь некоторые эпизоды из боевой биографии комэска за 1944 год. 24 января самолет, ведомый Якурновым, произвел нападение на железнодорожную станцию Дератня, что в 75 километрах от фронта. Он взорвал 2 эшелона с боеприпасами и уничтожил подвижной состав, где находились цистерны с бензином. Когда летчик вернулся на свой аэродром, на его самолете было обнаружено 29 осколочных пробоин.

11 марта на дороге Немиров - Винница обнаружена автоколонна противника с живой силой и грузами численностью до 2 тысяч единиц. Якурнов лично уничтожил 10 автомашин. 28 марта он запишет в свой актив 4 танка и 3 автомашины, 3 апреля - 10 автомашин, 5 апреля - 4 танка и столько же автомобилей, а также немецкий самолет Ме-109.

К июню 1944 года на счету комэска 109 боевых вылетов на штурм, разведку и свободную "охоту", в ходе которых уничтожено 103 автомашины, 15 танков, 26 вагонов, 4 склада с боеприпасами, до 200 солдат и офицеров…

Но самым памятным для него был все-таки сто первый вылет 11 апреля 1944 года. Немецкая авиация часто штурмовала наши аэродромы и командование приняло решение нанести врагу "ответный визит". Ранним утром шестерка наших самолетов пошла штурмовать немецкий полевой аэродром. Он оказался совершенно пустым: ни самолетов, ни людей. Экипаж Якурнова получил приказ разбомбить близлежащую станцию. На подходе к ней фашисты открыли по самолету ураганный огонь из зениток. Бомбы были сброшены. Но кончились боеприпасы и высота была всего 150 метров. Между тем обстрел не прекращался. При выходе из пике раздался глухой удар по самолету снизу. Мотор стал глохнуть, уменьшилась тяга, упали скорость и высота. Пришлось сажать самолет на "брюхо", то есть с поднятыми шасси и заглохшим мотором. К счастью, приземлились на своей территории. Фронтовые товарищи еще долго восхищались мастерством летчика, который не только привел с вражеской территории, но и посадил изрешеченную машину.

Еще один раз самолет командира будет подбит летом того же года возле польского города Сандомир. Командир с большим трудом, но дотянет его до своего аэродрома. За бои на Сандомирском плацдарме гвардии старший лейтенант Якурнов будет награжден третьим орденом Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года Ивану Федотовичу будет присвоено звание Героя Советского Союза.

В боевых операциях 1945 года гвардии капитан, а потом и гвардии майор Якурнов участвовал в должности замкомандира полка по технике пилотирования. Последним аккордом победоносного наступления советских войск был рывок соединений 1-го Украинского фронта на Прагу, в котором принимал участие Иван Федотович. За отличие в боях на завершающем этапе войны он был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. В столице Чехии Якурнов встретил День Победы. Но война для него закончилась позже. В качестве командира авиационного полка штурмовиков Герой сражался в Южной Германии с остатками немецкой армии.

После войны Иван Федотович лишь год служил в Военно-воздушных силах. В июле 1946 года он уволился в запас. Прошел курс обучения в Бакинском летном центре Гражданского воздушного флота. Потом долгие годы работал  летчиком-инструктором и диспетчером службы движения в знаменитой Ульяновской школе высшей летной подготовки (ШВЛП). За безупречный труд к боевым наградам прибавилась трудовая - орден "Знак Почета".

Последним местом работы Ивана Федотовича стал Головной отраслевой музей истории гражданской авиации, расположенный возле центрального аэропорта Ульяновска. Здесь уникален каждый экспонат. Это первые в мире цельнометаллический бомбардировщик-моноплан АНТ-4 и сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, самый большой в России вертолет Ми-6, полярный самолет Ил-14. Несомненным раритетом является самолет Ту-116, сделанный по заказу советского правительства для Никиты Хрущева. Было изготовлено 2 машины, "хрущевский" вариант находится в Ульяновске. Несомненный интерес вызывает самолет Ту-134, на котором выполнялись трюки для фильма "Невероятные приключения итальянцев в России"…

Умер Иван Якурнов 30 апреля 2000 года. Похоронен в Ульяновске. На территории УВАУ ГА ему установлен памятный знак....
Авторские права на данный материал принадлежат «Media73.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка