Автор: Анна Героева
Опубликовано: 25.07.2017, 12:49
 

Контракты на 400 млрд руб.: чем запомнится МАКС-2017


[image]

Авиакосмический салон в Жуковском, который был знаменит преимущественно как авиашоу, приобретает статус деловой площадки.

Открытый урок

Организаторы XIII Международного авиационно-космического салона заранее уверяли, что он будет более насыщенным, чем авиакосмический салон двухлетней давности. "Ожидаем повышенного количества участников, экспонентов и зрителей", - говорил в интервью РБК генеральный директор ОАО "Авиасалон" Александр Левин.

Уже в первые два дня работы МАКС-2017 стало ясно, что это утверждение справедливо по крайней мере в отношении количества участвующих в нем российских и зарубежных компаний. В 2015 году, согласно официальным данным, их было около 700, а в этом году более 800, в том числе около 180 - иностранных производителей из 35 стран мира. Не ошиблись организаторы и в прогнозах в отношении зрителей. Если два года назад их было немногим более 400 тыс., то в этом году, по предварительным данным, за пять дней работы МАКС-2017 его посетили около полумиллиона человек.

На МАКСе было немало студентов профильных вузов. Российский авиапром пару лет назад взял курс на омоложение отрасли, особенно в ее инженерной части. 20 июля одно из мероприятия для молодежи проводил президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь. Организаторы авиакосмического салона, в свою очередь, 21 июля объявили днем студента, и учащиеся вузов получили возможность посетить МАКС бесплатно. Почти у каждого стенда в любой день авиасалона можно было встретить молодые лица, причем не только из России. "Я сегодня отпросился с работы, специально пришел посмотреть на "Русских витязей", много слышал о них. Еле дождался начала полетов", - говорит 26-летний венесуэлец Хорхе Чангаротти, аспирант РУДН, работающий экскурсоводом и переводчиком в Москве. Очевидный интерес вызвали экспозиция спортивного самолета для сборных команд и "МИГ-35", было видно, как растет очередь к многоцелевому истребителю "Су-35С", где можно было пообщаться с летчиками.

Идея провести студенческий день признана плодотворной уже потому, что молодежь получила возможность пообщаться с потенциальными работодателями. "Нередко можно было видеть, как к тому или иному стенду подходил молодой человек и начинал представляться, давая понять о своем стремлении попасть в компанию. Здесь и вправду было из чего выбрать, - говорит заместитель гендиректора компании-устроителя "Авиасалон" Николай Занегин. "К нам за все время работы на стенде подошли, наверное, сотни молодых людей. Это будущие программисты, инженеры, ученые", - говорит Ольга Максимова, помощник генерального директора "Экспериментальной мастерской НаукаСофт". - Думаю, некоторым из них мы в будущем предложим штатное место".

Встречи со студентами провели дочерние компании ОАК, предприятия госкорпорации "Ростех" и несколько вузов. В рамках экспозиции раздела "Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодежи" прошла ярмарка вакансий ведущих предприятий авиационно-промышленного и ракетно-космического комплексов. Информацию о вакансиях разместило 12 работодателей, а участие в программе приняли около 9 тысяч студентов.

Брифинги MatchMaking

В рамках МАКС-2017 проведено около 150 конференций, круглых столов, брифингов, семинаров и презентаций. Открыл деловую программу второй Евразийский аэрокосмический конгресс, собравший около 680 делегатов.

Конгресс-центр не пустовал ни минуты. "На мероприятиях на площадке МАКС-2017 обсуждались магистральные направления развития аэрокосмического сектора, технические и технологические новации, вызовы, стоящие перед индустрией, - сообщили РБК в пресс-службе компании "Авиасалон". - Эксперты в области самолетостроения и беспилотных летательных аппаратов представили свое видение перспектив развития рынка. Центральными темами для дискуссий стали перспективы цифровизации промышленности и перехода к "Производству 4.0", вопросы развития кадрового потенциала".

Деловая программа включала в себя сразу несколько нововведений. ОАК и холдинг "Вертолеты России" провели деловые брифинги, в рамках которых отечественные авиапроизводители представили этим корпорациям свои бизнес-планы с прицелом на дальнейшее сотрудничество. Эти конференции проходили в течение первых трех дней в разных местах, в частности в конгресс-центре.

Что было совсем новым в деловой программе МАКСа, так это бизнес-встречи в формате MatchMaking, практикуемом на Западе. Программу в проактивном режиме формировали специалисты контактного центра. Представитель любой компании, подавшей за несколько месяцев заявку на участие в этих встречах, получал от организаторов список компаний, которые могли бы стать его контрагентами. Затем он выбирал из предложенного списка наиболее подходящих партнеров и встречался с ними в рамках салона.

Бизнес-встречи в формате MatchMaking проходили в двух местах: на столичном стенде "Сделано в Москве" и в конгресс-центре. Маленькие столики со стеклянными столешницами почти всегда были заняты, партнеры по переговорам сменяли друг друга. "За четыре дня мы с коллегами провели порядка 150 встреч, пообщались с потенциальными контрагентами. Треть контактов, полученных здесь, точно выстрелит. Формат очень удобен, это как первое свидание: мы смотрим на потенциального партнера, а он на нас, и решаем, чем мы можем быть полезны друг другу", - рассказал РБК+ Григорий Улькин, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании "Сенсор", производителя оборудования и ПО. "В этот раз на МАКСе мы заявили о себе в полный голос, надеемся на контракты в будущем", - говорит Ольга Максимова.

Всего, по данным организаторов, в рамках MatchMaking состоялось 1521 встреча, в которых приняли участие 1027 компаний. "Проведенное анкетирование участников переговоров позволило оценить масштаб сделок, которые заключались либо обсуждались на полях МАКС-2017. Деловой потенциал салона оценивается более чем в 600 млрд руб., включая подписанные твердые контракты и соглашения о намерениях на поставку отечественной авиатехники российским и зарубежным эксплуатантам и лизингодателям на сумму 394 млрд руб., соглашения и меморандумы о сотрудничестве на 171 млрд руб., а также переговоры о поставках продукции на сумму около 36 млрд руб.", - рассказал РБК+ председатель наблюдательного совета конгрессно-выставочного бюро Москвы Андрей Жуковский.

Деловые итоги мероприятия оценил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. "Важно, что МАКС превращается в деловую площадку, участие в которой становится не только вопросом престижа, но и эффективным инструментом для установления партнерских отношений. За три дня были проведены переговоры по системе MatchMaking с участием преимущественно малых и средних компаний", - подчеркнул он.

"Мы уверены, что МАКС-2017 станет отправной точкой в новой истории отечественной авиационной промышленности", - подытожил генеральный директор компании "Авиасалон" Александр Левин.

Итоги переговоров

В рамках МАКС-2017 были проведены переговоры с представителями более 50 иностранных делегаций, по их результатам подписаны 15 контрактов и соглашений о сотрудничестве, организаторы провели около 50 презентаций для делегаций из 20 стран, в целом свою продукцию представили более 650 российских и зарубежных компаний.

"МАКС стал площадкой подписания крупных контрактов в авиапроме, которые готовились несколько месяцев, здесь для этого были самые комфортные условия. Со временем МАКС станет одним из ведущих маркетинговых каналов для российского бизнеса", - полагает Андрей Жуковский.

Как и ожидалось, подписан твердый контракт на поставку 20 лайнеров Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) авиакомпании "Аэрофлот - Российские авиалинии". Будет поставлено 20 воздушных судов, парк "Аэрофлота" увеличится до 50 лайнеров SSJ-100. Их салон будет иметь двухклассную компоновку: 12 мест бизнес-класса и 75 мест экономического класса. В то же время авиакомпания "Азимут" подписала соглашение о намерениях покупки четырех самолетов Sukhoi Superjet-100 со сроками получения в 2021-2022 годах.

Новый российский самолет МС-21 не принял участия в летной программе, поскольку еще не прошел летные испытания. Однако на стенде павильона F-1, где и располагалась экспозиция его разработчика - компании "Иркут", был оборудован макет кабины пилота, и любой желающий мог посидеть в ней, включить авионику, инсценировать. Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) не стала терять времени и заключила контракт на поставку 16 новейших магистральных самолетов МС-21 для авиакомпании Red Wings. Борты будут предоставляться в течение трех лет, с 2019 по 2022 год, при этом лайнеры передадут в лизинг на 12 лет. Еще одним получателем МС-21 станет авиакомпания "ВИМ-Авиа", с которой заключено соглашение о намерениях передачи 15 машин в лизинг сроком на 12 лет, поставки будут производиться с 2021 по 2024 год. Рамочное соглашение на поставку трех МС-21 с опционом на поставку еще трех самолетов ИФК подписала с авиакомпанией АЛРОСА, которая, отметим, сегодня эксплуатирует лайнеры Boeing 737 и Ту-154. Первый самолет компания получит не ранее 2023 года. Еще три самолета МС-21 поступят в распоряжение авиакомпании "Ангара", эксплуатирующей сейчас машины Ан-148.

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и "Гражданские самолеты Сухого" подписали рамочное соглашение, по которому лизинговая компания приобретет 50 региональных самолетов Ил-114-300. До конца текущего года стороны собираются подписать предварительный договор.

Активное участие в деловой программе принял и холдинг "Вертолеты России". Его представители подписали ряд соглашений и контрактов на поставку винтовой авиатехники. ГТЛК, в частности, заключила с вертолетчиками соглашение о поставке в течение полутора лет 30 вертолетов, в том числе 12 Ми-8АМТ, шести Ми-8МТВ-1 и 12 "Ансат". Еще одно соглашение предусматривает поставку в 2018 году компании "Русские вертолетные системы" двух вертолетов "Ансат" с авиасалоном под медицинские цели.

Портфель заказов на современные российские вертолеты пополнится и за счет покупателей из Китая. Согласно подписанным соглашениям, United Helicopters получит пять легких вертолетов "Ансат" в медицинской комплектации, три Ми-171 в транспортном исполнении и два пожарных Ка-32А11ВС. Заказ будет исполнен в 2017-2018 годах. Также в следующем году Россия поставит Китаю еще четыре вертолета Ми-171Е (экспортный вариант военно-транспортного Ми-171Ш).

В ходе авиасалона выяснилось, что возможность закупки в России дополнительной партии вертолетов типа Ми-17 рассматривает Мексика. Большой интерес у мексиканских партнеров вызывают вертолеты Ка-226 и "Ансат". Добавим, что до 2020 года Минобороны России планирует купить 15 многоцелевых вертолетов Ми-38.

В свою очередь, Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) обещает организовать поставку двигателей для вертолетов. "Вертолеты России" и "ОДК на МАКСе заключили генеральное соглашение, предполагающее поставку вертолетных двигателей на ближайшие пять лет на сумму более 75 млрд руб. По словам представителя "Вертолетов России", ОДК в рамках соглашения предоставит такие российские двигатели, как ВК-2500, в том числе последнюю модификацию ВК-2500П/ПС, а также ТВ7-117 В. Четыре двигателя ВК-2500 ОДК будут отправлены в Китай, где их установят на вертолеты Ми-17.

Асы в небе

В летной программе МАКС-2017 приняли участие 90 воздушных судов. На протяжении шести дней свое мастерство демонстрировали пилоты восьми пилотажных групп. Воздушно-космические силы России представили группы "Русские витязи", "Стрижи" и "Соколы России", а также "Русь", "Первый полет" и Chelavia Team. Кроме того, в полетах приняли участие зарубежные гости - Fursan Al Emarat (ОАЭ) и прибалтийская Baltic Bees Jet Team.

Представительский класс

Западные антироссийские санкции не оказали существенного влияния на МАКС-2017. На выставке были оборудованы национальные павильоны Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Чехии, Китая, Индии, Канады, Белоруссии, Ирана. В целом в авиасалоне было задействовано 200 воздушных судов, из них 80 участвовали в летной программе, а еще 116 летательных аппаратов демонстрировали посетителям на статической стоянке.

Мировые авиастроительные компании также не отказались от участия в российском авиакосмическом салоне. Например, как сообщили РБК на стенде компании Boeing, вопрос отказа от участия в выставке не рассматривался. В свою очередь, Airbus представил не только самолет А350-900, но и новейший вертолет ВК117С2. Многие страны уменьшили размеры стендов, но не отменили участия, объяснил заместитель гендиректора компании "Авиасалон" Николай Занегин.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 25 июля 2017 года | Дайджест публикаций за 25 июля 2017 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21, Авиакомпания "Азимут", Объединенная двигателестроительная корпорация, Азимут, Объединенная авиастроительная корпорация, Аэрофлот (Aeroflot), Авиакомпания "ВИМ-АВИА", Вертолеты России, Ильюшин Финанс Ко., Государственная транспортная лизинговая компания, Авиационная промышленность, Ростехнологии, Авиасалон, Аэрофлот - российские авиалинии, Толмачево Кейтеринг (в процессе тестирования)