О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАКС-2017: мировое авиастроение становится "цивильнее" и "бесчеловечнее"

В день завершения международного авиационно-космического салона впечатлениями от него с "Аиф" поделились ведущие эксперты отрасли

В день завершения международного авиационно-космического салона впечатлениями от него с "Аиф" поделились ведущие эксперты отрасли.

Без людей и военных

Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев:

- Санкции против России были введены уже во время проведения предыдущего МАКС в 2015 г. С тех пор санкции были ужесточены, а количество стран-участниц только увеличилось. Теперь их 35. Десять государств сформировали национальные павильоны, поскольку были представлены не одной-двумя фирмами, а гораздо шире. Крупнейшие мировые авиапроизводители "Боинг" и "Эрбас", двигателестроители из "Пратт энд Уитни" тоже не смогли проигнорировать Московский авиакосмический салон. Так что говорить об изоляции не приходится. Международное сотрудничество продолжается, а конгресс-центр даже пришлось расширять. В дни профессиональной работы салона там в день проходило по 50-60 деловых встреч.

Из тенденций хотелось бы отметить еще большее, чем ранее, присутствие на авиасалоне беспилотных летательных аппаратов (дронов). Они тут на все вкусы: большие и крошечные, военные и гражданские, напоминающие самолеты, вертолеты или вовсе "летающие табуретки". Причина проста: нынешний уровень развития авиатехнологий позволяет осуществлять многие операции без участия человека. Это и дешевле, и в случае военного применения безопаснее. Ведь пилот - это самое дорогое, что есть на вооружении ВВС любой страны.

Еще одна тенденция - на авиакосмическом салоне гражданской техники постепенно становится больше, чем военной. Это хорошо заметно, когда проходишь мимо выставленных в две шеренги на взлетной полосе экспонатов. У ведущих мировых производителей авиатехники выручка от гражданской продукции превосходит доходы от военной. В России она колеблется около 20%, но наша Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и холдинг "Вертолеты России" тоже движутся в этом направлении. Уверен, что в экспозиции следующего авиасалона МАКС-2019 будут преобладать гражданские самолеты и вертолеты.

В ожидании МС-21

С последним заявлением согласна и вице-президент АО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) по маркетингу Тамара Какушадзе:

- В рамках авиасалона МАКС-2017 специалистами ОАК и ГСС был представлен обзор мирового рынка гражданской авиации на ближайшие 20 лет. К 2036 г. миру потребуется 42 тыс. новых самолетов. Давайте посмотрим, на какой кусок этого пирога мы можем рассчитывать.

В сегменте ближнемагистральных самолетов будут востребованы 4610 новых машин. ОАК уже вышла на рынок с сотней летающих в разных странах самолетов Sukhoi Superjet 100 - это примерно 3% нынешнего авиапарка подобных машин. В ближайшие 20 лет мы собираемся добиться доли в 15%. Задача амбициозная, но выполнимая. Кстати, на МАКС был подписан твердый контракт на поставку в "Аэрофлот" 20 самолетов "Суперджет" в дополнение к уже поставленным 30.

Самый конкурентный и самый востребованный сегмент рынка - это среднемагистральные лайнеры. Здесь мы намерены предложить семейство самолетов МС-21, один из которых, самолет МС-21-300, недавно совершил первый полет. Стратегическая задача - за 20 лет отвоевать позиции у "Боинга" и "Эрбаса" не менее 5% в этом сегменте. В 2025-2027 гг. ОАК совместно с китайскими партнерами собирается запустить в производство семейство широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров. Это будут абсолютно новые самолеты на 250-300 кресел. Потребность в таких машинах на 20 лет вперед составит до 4800 бортов. Наконец, турбовинтовой самолет для местных и региональных авиалиний Ил-114-300 пока что для экспансии не предназначен. емкость этого рынка в РФ составит порядка 100 воздушных судов.

По технологиям победы

Большинство посетителей едут на МАКС все-таки для того, чтобы на земле и в небе увидеть военные самолеты.

- Суперновинок на этом МАКС представлено не было, но это и к лучшему, - считает главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. - По большей части мы увидели не экспериментальные или экспортные образцы, а те самолеты, вертолеты и средства ПВО, которые сейчас реально поступают на вооружение ВКС, Сухопутных войск и ВМФ. Даже истребитель 5-го поколения Т-50, ставший "звездой" прошлого авиасалона, на этом воспринимался уже как старый знакомый.

Понравились выставленные на всеобщее обозрение Су-34 и Су-35, еще недавно воевавшие в Сирии. Но, если честно, самое большое впечатление на этом авиасалоне на меня произвел штурмовик Ил-2 времен Великой Отечественной войны, восстановленный до летного состояния. Он летает без электроники, построен по дедовским технологиям. Но именно на этих технологиях деды дошли до Берлина....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка