О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Опустились крылья

Аэродром возле Махачкалы, являвшийся единственным на Северном Кавказе учебным центром с лицензией на подготовку пилотов малой авиации, закрыт, а летчики разъехались по разным городам

Аэродром возле Махачкалы, являвшийся единственным на Северном Кавказе учебным центром с лицензией на подготовку пилотов малой авиации, закрыт, а летчики разъехались по разным городам.

Реализация инвестиционного проекта строительства аэродрома в Кумторкалинском районе Дагестана началась в 2005 году. В течение двух последующих лет его представляли на сочинском международном инвестиционном форуме и экономическом форуме в Дубае. Частные инвесторы вложили в аэродром около 30 миллионов рублей. Были построены взлетно-посадочная полоса длиной тысяча метров, ангар для обслуживания авиатехники, здание командно-диспетчерского пункта, территорию окружили семикилометровым забором. Росавиация утвердила аэронавигационный паспорт.

Но через некоторое время летчикам пришлось спуститься с небес на землю, причем в буквальном смысле. Земля, на которой располагался аэродром, была взята в аренду на 49 лет у местной администрации. С помощью юридических хитросплетений арендаторы переоформили договор и объявили себя хозяевами участка. И вместо самолетов сейчас здесь обосновались бульдозеры и строительная техника - поговаривают, что вскоре тут начнут возводить многоэтажные дома.

А ведь еще пару лет назад здесь кипела совсем другая жизнь. Обучаться сюда приезжали пилоты из разных регионов юга России. Имеющиеся самолеты малой авиации использовали для борьбы с саранчой. Был и необычный случай. Местные животноводы, уставшие от бесчинства стаи волков, буквально терроризировавших кошару овец, обратились за помощью к авиаторам. Охотники на легкомоторном самолете на низкой высоте облетели территорию: частично хищников истребили, оставшиеся, испугавшись непонятной угрозы с неба, разбежались.

Старший летный начальник аэродрома Абдул Омариев с грустью рассказывает:

- Летчики-инструкторы обучали высшему пилотажу и спортсменов. Площадка могла стать эффективным тренировочным аэродромом для авиации, подведомственной ФСБ и МВД, санитарной и сельскохозяйственной авиации, а также для организаций, занимающихся парашютным спортом. Была идея организовать общероссийский слет владельцев частных самолетов.

В советские годы небольшой аэропорт был практически в каждом райцентре. Кое-где инфраструктура еще сохранилась, и, как считает Омариев, можно было организовать авиарейсы в отдаленные города и села республики. К примеру, на федеральном уровне активно популяризируется самый древний город России - Дербент. На автомобиле из Махачкалы туда ехать более двух часов, тогда как на легкомоторном самолете туристов доставили бы в несколько раз быстрее. У авиаторов были планы показать гостям республику с высоты птичьего полета, но их так и не удалось реализовать.

- В Дагестане много владельцев дорогих иномарок. Подержанный самолет можно купить по цене внедорожника - за два-три миллиона рублей. Неужели не нашлось бы желающих прилететь на своем самолете в родное село? Мне было 56 лет, когда я начал учиться летному делу. Освоить его можно за два-три месяца, было бы желание. Аэродром мог бы стать испытательным полигоном для новой техники, особенно популярных нынче беспилотников и дронов, - добавляет Омариев.

Кстати, дагестанский аэродром использовался и для... лечебных целей. В республике непростая ситуация с заболеваемостью коклюшем. Многие родители по религиозным и иным причинам не желают прививать детей, как результат - рост числа больных. Для снятия синдрома некоторые врачи, среди которых известный российский педиатр Евгений Комаровский, советуют резкую смену атмосферного давления. Наиболее эффективный способ для этого - катание на легкомоторном самолете.

- Узнав, что возле Махачкалы есть аэродром, к нам начали обращаться родители с просьбой покатать детей на самолете. Никому не отказывали, и денег с них не брали. Всего, по моим подсчетам, в небо с опытными пилотами поднялись около 200 детей, - сообщил Омариев.

Мастер спорта международного класса, двукратный чемпион СССР, чемпион России, Европы, призер чемпионата мира по высшему пилотажу Муслим Гасанов довольно скептически настроен относительно будущего отрасли в Дагестане:

- Без малой авиации не обходится ни одна страна, это одна из составляющих экономики. В Дагестане ее фактически уже нет. В советское время в Махачкале функционировал авиационно-спортивный клуб, который ежегодно посещали около тысячи человек. Был замечательный аэродром ДОСААФ с 36 самолетами. Все распродали. Непонятно отношение местных властей к данной проблеме. Почему в Северной Осетии, Ставропольском и Краснодарском краях, Ростовской области развивают малую авиацию, а в Дагестане - нет?

Пилот предлагает, пока еще у молодежи есть интерес к авиации и экстремальным видам спорта, сохранить имеющийся аэродром.

- Молодые пилоты в частном порядке посещают секции обучения полетам на парапланах и дельтапланах. Уверен, через какое-то время чиновники обратят внимание на малую авиацию, но станет сложнее ее развивать, так как потребуется вложить гораздо больше средств, - считает Гасанов.

В министерстве транспорта, энергетики и связи Дагестана на просьбу прокомментировать ситуацию с аэродромом ответили, что "министр на больничном, а без него никто комментарии не даст".

Мнение

Юрий Клишин, генеральный директор оборонного предприятия, генерал-лейтенант авиации:

- На повестке дня остро стоит вопрос развития малой авиации в стране. Приведу пример: в США около 300 тысяч таких самолетов. России, по нашим подсчетам, на первое время их нужно около 150 тысяч. Даже если построить завод производительностью сто самолетов в год, то понадобится тысяча лет, чтобы выпустить необходимое количество. Поэтому нужно задействовать несколько заводов. Думаю, и дагестанские промышленные компании могли бы поучаствовать в программе возрождения малой и спортивной авиации.

Сейчас в стране предполагается наладить производство самолетов, скорость которых составит около 350 километров в час, а дальность полета - 2000-2500 километров. То есть из Махачкалы в Москву они смогут добраться без дозаправки. При этом стоимость летного часа составит 550-600 рублей. Но малая авиация - это не только самолеты, это и развитие сопутствующей инфраструктуры, которой сейчас в России практически нет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка