Известия
8 августа 2017, 10:17
Авиакомпании остались без прогноза погоды
Российские и зарубежные авиаперевозчики перестали получать метеоданные по российским аэропортам от структуры Росгидромета "Авиаметтелеком"
Заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович 19 июля 2017 года потребовал от глав Минприроды, Минтранса и Федеральной антимонопольной службы срочно урегулировать ситуацию, связанную с прекращением поступления метеоданных по многим российским аэропортам в международные авиационные IT-системы (SITA, Jeppesen и др.).
"Прошу незамедлительно обеспечить восстановление передачи метеорологической информации в международные банки авиаметеорологических данных, согласно перечню аэродромов гражданской авиации Российской Федерации, включенных в аэронавигационный план Европейского региона ИКАО (Международной организации гражданской авиации. - "Известия")", - говорится в поручении Аркадия Дворковича, копия которого имеется в распоряжении "Известий".
Представитель вице-премьера Алия Самигуллина рассказала "Известиям", что работа по выполнению поручения на данный момент идет на уровне аппарата правительства, Минприроды, Минтранса и ФАС.
Метеоданные для воздушного транспорта - это такие показатели, как давление, скорость и направление ветра, горизонтальная видимость, облачность, а также прогноз изменения погоды. Росгидромет в лице своей структуры "Авиаметтелеком" является единственным российским назначенным полномочным органом для предоставления метеорологического обслуживания в интересах международной аэронавигации. Сейчас в международные системы обмена метеоинформацией продолжают поступать данные только по 16 российским аэродромам. Такие ограничения были введены после прекращения оплаты услуг со стороны части авиаперевозчиков.
Правовые основания разорвать договорные отношения с "Авиаметтелекомом" у российских авиакомпаний появились в связи с изданием приказа Минтранса России № 34 от 6 февраля 2017 года, которым был изменен порядок возмещения затрат на производство и предоставление метеоинформации для полетов воздушных судов.
Ранее Росгидромет получал оплату за одну и ту же метеоинформацию как от авиакомпаний, которым она необходима для предполетной подготовки, так и от Государственной корпорации по организации воздушного движения (ГК ОрВД), авиадиспетчеры которой должны сообщать эти данные экипажам воздушных судов на этапе выполнения полета. Теперь расходы за предоставление метеоинформации на этапе подготовки к полету отнесены к ставке сбора за аэронавигационное обслуживание, которая устанавливается ФАС России. Росгидромет теперь ожидает оплату своих услуг в полном объеме от ГК ОрВД. Однако пока не приняты нормативные документы, определяющие и подтверждающие все расходы предприятий Росгидромета, ФАС России не может изменить размер ставки сбора для компенсации затрат на предоставление метеоинформации. В результате Росгидромет уже перестал получать деньги от авиакомпаний, но еще не начал получать их от ГК ОрВД. Что в итоге и привело к отказу в предоставлении информации в глобальные системы.
Из-за прекращения обмена данными с международными информационными системами метеорологическая обстановка перестала быть доступна российским и иностранным авиакомпаниям в системах планирования полетов, в частности в Lido/Flight.
- В связи с этим проделывалась дополнительная значительная работа по обработке данных вручную, что могло повлиять на разработку оптимальных маршрутов, повышение расхода топлива и прочее, - рассказал "Известиям" вице-президент Lido/Flight в Lufthansa Systems Берндр Юрищ.
По его словам, обмен данными был прерван на срок три недели и восстановлен Росгидрометом 31 июля. В течение этого времени авиакомпании получали данные по метеоусловиям напрямую непосредственно от Росгидромета. Lufthansa Systems для решения этой проблемы была в постоянном контакте со своими клиентами, а также с властями ICAO и Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
В "Уральских авиалиниях" "Известиям" рассказали", что поручение Аркадия Дворковича до сих пор не выполняется, при этом в компании опасаются дальнейшего сокращения перечня аэродромов, по которым будет передаваться метеоинформация в международные системы данных.
"Данные действия Росгидромета нарушают устойчивое функционирование системы метеорологического обеспечения гражданской авиации, что создает риски снижения качества предоставляемого аэронавигационного обслуживания, угрозу безопасности полетов в воздушном пространстве Российской Федерации", - указывается в обращении президента Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна к Аркадию Дворковичу (копия есть у "Известий").
В ФАС России не ответили на запрос "Известий".
В ГК ОрВД "Известиям" сообщили о необходимости разработки и утверждения административного регламента по оказанию государственной услуги по метеорологическому обеспечению, который бы определил порядок ее оказания и определил роль и ответственность каждого участника процесса.
По заявлению главы Росгидромета Александра Фролова, сложившаяся ситуация создала реальную угрозу остановки работы метеорологических органов в 250 аэропортах.
"Исключение аэропортового сбора за метеообеспечение без определения источника и порядка взимания замещающего его сбора с 24 марта 2017 года сокращает финансирование деятельности авиационных метеорологических органов на 80% (3,8 млрд рублей по данным 2016 года)", - говорится в обращении Александра Фролова к замминистра транспорта Валерию Окулову от 14 апреля 2017 года (копия документа есть у "Известий").
По данным источника "Известий", общая величина планируемых расходов организаций Росгидромета на 2017 год, касающихся обеспечения потребностей авиации, заявлена в размере почти 5 млрд рублей. В эту сумму входят 800 млн рублей, которые оплачиваются по действующему договору между ГК ОрВД и Росгидрометом. Письмо с расчетом дополнительных расходов Росгидромета уже было направлено в ГК ОрВД. В настоящее время в Росавиации определяют наиболее оптимальный вариант компенсации этих затрат за счет аэронавигационных сборов с авиакомпаний. При равномерном пересчете применительно ко всем маршрутам полетов российских авиакомпаний (как внутренним, так и международным) ставка сбора может вырасти на 33%.
Как сообщили "Известиям" в пресс-службе Минтранса, сначала нужно оценить обоснованность представленных расходов, а уже потом Росгидромету и ГК ОрВД заключить соглашение в части оплаты услуг за метеообеспечение. При этом российским авиаперевозчикам до момента заключения этого договора необходимо будет возобновить оплату услуг Росгидромета. Такое решение было зафиксировано в протоколе межведомственного совещания от 7 июля 2017 года за подписью замглавы Минтранса Валерия Окулова. Согласно проекту "дорожной карты" по подготовке и заключению такого договора, направленному 27 июля в Росавиацию (копии документов есть у "Известий"), на это может уйти около полугода.
Представитель ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета" сообщил "Известиям", что на сегодняшний день не известен ни один случай отмены рейсов из-за отсутствия метеорологической информации. Кроме того, по состоянию на 1 августа на специализированном веб-сайте предоставлен авторизованный доступ к полному объему метеоданных для 116 организаций, среди которых государственные учреждения, службы организации воздушного движения, аэропорты и авиакомпании, в том числе 23 иностранных....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 26, 2024
В Московском аэропорту Домодедово обновили разметку на ВПП
Апрель 26, 2024
Объявлены победители корпоративного чемпионата ОАК по профессиональному мастерству