О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Десять лет пустых разговоров: из "Пулково" опять решили сделать хаб

Петербургские власти вновь заговорили о превращении аэропорта Пулково в пересадочный хаб и о привлечении авиакомпаний-лоукостеров, но препятствия на пути реализации этого плана остаются непреодолимыми вот уже 10 лет

Петербургские власти вновь заговорили о превращении аэропорта Пулково в пересадочный хаб и о привлечении авиакомпаний-лоукостеров, но препятствия на пути реализации этого плана остаются непреодолимыми вот уже 10 лет В среду, 9 августа, представители Смольного вновь заговорили о желании превратить аэропорт Пулково в крупный пересадочный узел (хаб), а заодно и о намерении привлечь туда лоукостеров. Как рассказал глава комитета по транспорту Александр Головин, низкобюджетные компании хотят собрать в специально "реанимированном" для этого Пулково-2, а собственно хабом должен стать не так давно модернизированный Пулково-1. Головин добавил, что предыдущий проект хаба - с "Аэрофлотом" в качестве основной компании - не удался, потому что компания предпочла Москву, ее основным хабом является Шереметьево. Но от новой попытки в Смольном не отказываются, и на этот раз делают ставку на скидки и мотивационные программы для перевозчиков. В этом году пассажиропоток аэропорта растет более чем на 20%. В прошлом году пассажиропоток составил 13,3 миллиона человек, пропускная способность аэропорта - 17 миллионов. Что касается лоукостеров, то своим первым успехом в Смольном считают начало работы в Пулково компании Wizz Air, которая в конце августа откроет регулярное сообщение с Будапештом. "Второй ласточкой" может стать AirAsia, которая летает в Гонконг, Вьетнам, другие страны юго-восточной Азии. Лоукостерам будут предлагать "минимум удобств" и низкие цены. Проект создания в Петербурге крупного пересадочного узла обсуждается с завидной регулярностью. Но столь же регулярно перечисляется один и тот же список проблем и препятствий. У потенциального хаба - два мощнейших соседа-конкурента в лице Москвы и Хельсинки, выманить оттуда авиакомпании - трудная задача. Пулково и Петербург связывает единственная автомобильная дорога, иного сообщения нет и в ближайшие годы не будет. Аэропорт расположен в черте города, что ограничивает его развитие (прежде всего время и направление воздушных трасс). Свой проект хаба и площадки для лоукостеров есть и у соседней Ленобласти. Тем не менее эксперты полагают, что Смольный не может не ставить задачу превратить Пулково в хаб. "Мегаполис мирового уровня не может не быть авиационным хабом, - уверен экс-глава городского комитета по транспорту, председатель совета директоров ООО "ДОРН" Андрей Карпов. - Не ориентироваться на создание хаба - это означает сознательно предопределить пределы развития города, заранее смириться с форматом "города с областной судьбой". Проще всего, по-видимому, решить вопрос транспортного сообщения между Пулково и Петербургом. Обещанный аэроэкспресс на Витебский вокзал за 25 млрд рублей начнут строить сразу после чемпионата мира по футболу. Второй необходимый, по словам экспертов, шаг - это развитие автомобильной сети, например, продолжение платной скоростной магистрали ЗСД прямо к аэропорту и далее к Пушкину и Павловску. Но дорожный вопрос - лишь малая часть проблемы. Выгоднейшее географическое положение Петербурга (практически "под трассой" из центральной России и Азии в Европу) нивелируется тем, что международные пересадки в этом регионе осуществляются в Хельсинки, а местные - в Москве. Победить конкурентов можно только простым, быстрым и дешевым сервисом, акцент надо делать не на удобства для пассажиров, а на удобства для авиакомпаний, отмечает генеральный директор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. И это вопрос не столько финансовых вложений, сколько квалификации руководителей. "Кроме того, для превращения аэропорта в хаб нужна базовая авиакомпания, - добавляет Рыбак. - Она должна начать свозить сюда своих пассажиров и развозить их отсюда. Тогда процесс может пойти. Кстати, в Петербурге можно задуматься и о создании собственной авиакомпании, которая будет работать именно по такой бизнес-модели". Что касается возможного пришествия лоукостеров в Пулково-2, тут у экспертов возникает ряд вопросов. Часть инфраструктуры является общей для обоих "Пулково", и непонятно, каким образом лоукостеры могут пользоваться по сниженному тарифу той же взлетно-посадочной полосой, которой все остальные пользуются по обычному тарифу. Для того, чтобы привлечь в Петербург низкобюджетные компании, Смольному понадобится в течение некоторого периода времени их субсидировать, отмечает Борис Рыбак. Никакой альтернативы этой финансовой модели не существует. Именно так появились, к примеру, "лоукост-площадки" в Дрездене и Братиславе. Наконец, не стоит забывать о конкурирующем проекте в соседней Ленобласти. Там планируют развивать многофункциональный аэропорт (грузы, частная авиация, пересадочный хаб) на базе военного аэродрома в Сиверском. Как раз на этой неделе концепцию развития аэропорта одобрили в министерстве транспорта. У Сиверского уже есть "якорный инвестор" ("Евросиб"), есть планы переманить к себе низкобюджетные компании, оставив в Пулково обеспеченный класс. Хотя до реализации этого проекта еще очень далеко, он представляется экспертам весьма серьезным конкурентом Пулково. Хотя бы в силу того, что лоукост-аэропорт с минимальным комфортом за пределами городской черты - это куда логичнее, чем лоукост на базе многомиллиардных вложений в Пулково. "Мое личное отношение к превращению "Пулково" в хаб мирового уровня - очень скептическое, - резюмирует Андрей Карпов. - Однаконет ничего невозможного. При наличии политической воли, системности проводимой политики и ее преемственности (поскольку это долговременная политика) попытка может увенчаться успехом". Однако пока по вопросу что о хабе, что о лоукостерах преемственность власти заключается только в преемственности разговоров на эту тему. Единственное, что было сделано за 10 лет разговоров - это реконструкция Пулково-1. Но новой дороги нет, аэроэкспресса или метро нет, базовой авиакомпании нет, агрессивной программы по переманиванию перевозчиков из Москвы и Хельсинки нет. Эксперты иронизируют, что единственный способ переломить тенденцию разговоров, никак не переходящих в дела - это переселить в Пулково вице-губернатора Албина. Если получилось со стадионом, то почему бы не получиться и здесь?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Regnum». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка