О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ульяновский пилот спас Як-42

Накануне Дня Воздушного Флота России, который отмечается 20 августа, корреспондент "Молодежки" встретился с пилотом первого класса - 60-летним Валерием Иваненковым

Накануне Дня Воздушного Флота России, который отмечается 20 августа, корреспондент "Молодежки" встретился с пилотом первого класса - 60-летним Валерием Иваненковым.

Мечта детства

Валерий Иваненков родился в самой простой семье - папа работал на заводе, а мама была обычным торговым работником. Отец назвал сына в честь летчика-испытателя, Героя Советского Союза Валерия Чкалова. Видимо, именно тогда его судьба была предрешена. Да и большую роль в жизни Валеры сыграл первый полет в космос Юрия Гагарина.

- Тогда я ходил в детский садик, и после полета Гагарина в космос отец начал говорить мне, что я буду космонавтом. Ну, и когда меня спрашивали, кем я хочу стать, отвечал - космонавтом, хотя и не совсем понимал значение этого слова - говорит Валерий Иваненков.

Годы шли, Валера рос и уже начал понимать, кто такой космонавт, а кто такие военные и гражданские летчики.

- Я понимал, что все космонавты были военными летчиками, поэтому моя цель стала очевидной. Но когда я узнал, что они живут в гарнизонах и мало летают, то решил окончательно: буду гражданским летчиком, - продолжает рассказывать наш собеседник.

К своей цели молодой Валера шел стремительно. Уже в девятом классе начал ходить в школу юных летчиков при ШВЛП (ныне - Ульяновский институт гражданской авиации), после окончания школы поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации в Оренбургской области, где выучился на пилота самолета Як-40. А после выпуска по распределению его направили в Ульяновск.

Облетел весь мир

За 19 лет работы в Ульяновском объединенном авиаотряде он прошел путь от второго пилота самолета Як-40 до заместителя генерального директора по организации летной работы авиакомпании "Симбирск-АЭРО". Тогда он летал только на пассажирских Як-40 и Як-42. После ликвидации ульяновского авиапредприятия продолжил работу в авиакомпании "Волга-Днепр" и стал летать на огромном Ан-124-100 "Руслане".

- На "Руслане" мы перевозим разные грузы: нефтяное оборудование, гуманитарный груз, машины, яхты, танки, радиоактивные материалы, самолеты, обеспечивали знаменитое ралли Париж - Дакар и многое другое, - говорит Валерий Игоревич.

- Как-то заказал самолет "Руслан" и знаменитый американский певец Майкл Джексон, перевозили ему музыкальное оборудование на концерт. А однажды шейх из Абу-Даби заказал для отдыха на Сейшельских островах доставку квадроциклов, палаток, стройматериалов.

Приколы в небе

За свою 40-летнюю карьеру Валерий Иваненков налетал более 18 тысяч часов. Побывал во всех городах России и более чем в 100 странах мира. За это время у Валерия накопилось немало интересных историй.

- Всем известно, что возрастные командиры в рейсах иногда дремлют. В этом случае так и произошло. Рейс был долгим. Вместе с ним на Як-40 летели молодой второй пилот и бортмеханик. Им стало скучно, и они решили немного повеселиться, - вспоминает летчик.

Из белой бумаги вырезали два круга, наклеили их заснувшему в очках командиру самолета и нажали на кнопку пожарной сигнализации. Пилот от сирены просыпается, а перед глазами все белое, потом громкий смех и сна как не бывало.

- А молодого командира на самолете Як-40 держали в тонусе таким образом: меняли табло "запуск" и "пожар" местами, и когда пилот нажимал на кнопку запуска пускового двигателя, то загоралось табло "пожар", - рассказывает Валерий Игоревич. - Мне приходилось быть участником подобных приколов, но с возрастом их не одобряю.

- А вот однажды один наш экипаж летал в Киев и забыл там проводницу, - говорит с улыбкой пилот.

Так вот, прилетели они в Киев, времени мало, механик быстрее заправляет самолет, Ольга - проводница почту на складе сдает, пилоты получают все разрешения на полет. Но, помимо этого, всем надо успеть еще сбегать за колбасой, тогда же в советское время туго было с продуктами питания. Магазин был через дорогу. Пока командир бегал в магазин, пассажиров уже посадили и пересчитали. Дежурная расписалась в сопроводительной ведомости, второй пилот с документами пошел в кабину.

- Тут прибегает командир, бортмеханик захлопывает трап, и самолет порулил на взлет. А Ольга в это время видела, как самолет выруливает и взлетает, - продолжает рассказывать наш собеседник. - Заметили, что ее нет уже в воздухе, когда второй пилот пошел в салон за водой.

Кстати, бортпроводница потом с горем пополам купила билет и через два часа вернулась в Ульяновск с другим бортом.

Смех смехом, но после такого случая весь экипаж наказали - получили по выговору.

Посадил Як-42 на грунт

Но, помимо веселых историй, на борту возникали и проблемы, которые могли привести к катастрофе: отказы двигателя, указателей скорости, метеолокатора, попадание в зону сильной болтанки, столкновение с птицами и многие другие инциденты. Но самый экстремальный случай был на самолете Як-42.

8 октября 1992 года экипаж выполнял рейс Киев-Минск-Ульяновск. Валерий Иваненков был командиром экипажа. В час ночи при заходе на посадку в столице Белоруссии при выпуске шасси не сработала сигнализация. После проверки работы систем стало ясно, что посадить самолет на полосу не придется, так как в этом случае рекомендуется посадка на грунт.

- Мне ничего не оставалось, кроме как сажать самолет на неосвещенный размокший грунт, - вспоминает Валерий.

- Мы, конечно, держали связь с диспетчером, на земле нас уже ждали спасатели и скорая помощь. В небе мы кружили полтора часа, вырабатывая топливо, а бортпроводники готовили пассажиров к аварийной посадке.

В салоне находились 63 пассажира, 20 из которых летели в Ульяновск. Ровно в 2.28 топливо стало заканчиваться, и Иваненков начал посадку. В результате ни один пассажир не получил ни царапины. Никто и никогда не сажал Як-42 на грунт, так как этот самолет просто не предназначен для такого.

- Также бывали случаи, когда диспетчеры давали неправильные команды, которые могли привести к катастрофе, а иногда ошибки заложены в самих инструкциях, по которым мы летаем, - отметил Валерий. - Так, по руководству летной эксплуатации самолета Як-40 я разработал и направил в Опытно-конструкторское бюро (ОКБ имени А.С. Яковлева) 959 предложений. Они не остались без внимания.

Валерий Иваненков был награжден нагрудными знаками "За безаварийный налет часов I степени" и "Отличник воздушного транспорта", медалью "90 лет гражданской авиации"....
Авторские права на данный материал принадлежат «misanec.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка