О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Когда под ногами небо

На флоте представитель каждой военной специальности, наверное, назовет именно свою самой главной и нужной

На флоте представитель каждой военной специальности, наверное, назовет именно свою самой главной и нужной. Подводники и надводники, морские пехотинцы и мотострелки, военнослужащие частей противовоздушной обороны… Командир экипажа самолета Ил-22 гвардии капитан Андрей Усков и штурман гвардии капитан Максим Ильинов службу в морской авиации Северного флота считают не только очень ответственной, но и самой романтичной. Когда и под ногами, и над головой небо, все проблемы и неурядицы, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека, кажутся мелкими и не заслуживающими особого внимания.

Андрея Ускова сама судьба направила в авиацию. Он родился в городе Балашове Саратовской области. Именно там располагалось Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков.

- Я и так с раннего детства мечтал управлять самолетом, - вспоминает Андрей Федорович, - а тут еще и училище под боком. Грех было не воспользоваться таким шансом.

Больше всего мне запомнился первый самостоятельный полет. С инструктором, понятное дело, спокойно. Не переживаешь, что можешь допустить ошибку, - опытный наставник всегда поправит, подскажет. Но нет ощущения свободы. Так вот, в первом самостоятельном полете я это ощущение свободы тоже не почувствовал, настолько был сосредоточен на управлении. Ничего вокруг не замечал, видел только показания приборов, а руки делали все самостоятельно, все движения были отработаны на тренировках до автоматизма.

Училище Андрей Усков окончил по профилю "морская противолодочная авиация". Еще курсантом научился пилотировать Ил-39 и Ту-134. А после выпуска сначала в гарнизоне Кипелово, а затем в гарнизоне Североморск-1 освоил самолеты Ил-18, Ил-20, Ил-22 и Ил-38.

Максиму Ильинову тоже повезло родиться недалеко от будущей альма-матер - Челябинского Краснознаменного высшего военного училища штурманов.

- Наверное, каждый мальчишка мечтает оказаться в кабине военного самолета, - рассказывает Максим Викторович. - И я не был исключением. Родился я в городе Снежинске Челябинской области, там же успешно окончил школу. Об училище в Челябинске, конечно, знал и заблаговременно начал готовиться к поступлению. С математикой у меня проблем не было, а штурманская работа большей частью и состоит из математических вычислений.

Успешно пройдя вступительные испытания, Максим Ильинов с головой окунулся в учебу, ведь для того чтобы стать хорошим штурманом, необходим немалый багаж знаний. Курсантские годы промелькнули быстро. И вот - выпуск. По распределению он попал в один из гарнизонов, где базировались сверхзвуковые стратегические ракетоносцы Ту-22М3. На одном из них и начал свою службу.

- Это было в 1999 году, когда Вооруженные Силы нашей страны находились, мягко говоря, не на подъеме, - делится офицер. - Вскоре гарнизон был сокращен, а меня перевели в гвардейскую авиабазу Северного флота. Начал летать на Ил-38. Собственно говоря, для штурмана переход на другой тип самолета не требует овладения новыми навыками в той степени, в какой это требуется летчику. Да, разница в штурманском оборудовании, специфике его использования, конечно, есть, но разобраться можно быстро. Так что "влился" я в противолодочную авиацию практически сразу. Здесь и прошел все ступеньки - от 3-го до 1-го штурмана. А в 2014 году, когда гвардии капитана Андрея Ускова назначили командиром экипажа на Ил-22, меня назначили туда же.

Не секрет, что наземные штабы и командные пункты весьма уязвимы для ядерного оружия вероятного противника, а значит, уязвима вся система управления силами и средствами армий и флотов.

Мысль использовать самолет в качестве командного пункта не нова. Проанализировав характеристики имевшихся к тому времени машин, решили обойтись адаптацией одного из существовавших типов. Это в числе прочих достоинств (экономии времени и средств) позволяло обслуживать машины на гражданских или военных аэродромах, где эксплуатировали базовый тип.

Внешний вид самолета изменился преимущественно в связи с установкой многочисленных антенн разнообразных систем, работающих в широком диапазоне волн. Помимо системы спутниковой связи, Ил-22 оснащен системой кодирования информации и бортовым вычислительным комплексом, а также средствами РЭБ.

По словам гвардии капитана Андрея Ускова, в повседневной деятельности существует два вида полетов. Первый - в районе аэродрома, где летчики совершенствуют технику пилотирования, отрабатывая взлет, посадку и другие элементы. Второй - выполнение задач с вылетом в заданный район, где операторы отрабатывают связь с землей. Длятся они порой по нескольку часов.
В работе интересно все, но особенно - делать что-то новое. Например, садиться на чужой и сложный аэродром. Или совершать перелет с базы во Владивосток, как это бывало на учениях. Полеты "за угол", как это называют летчики, вдоль границ Норвегии или в Калининград, окруженный странами - членами НАТО, запоминаются яркими впечатлениями от встреч с иностранными самолетами, которые проявляют живейший интерес к российскому военному летательному аппарату, выходят на условный перехват.

Как рассказывают гвардии капитаны Андрей Усков и Максим Ильинов, полеты в условиях Заполярья - это отдельный разговор. Во-первых, погода. У нас она непредсказуема. Можешь взлететь при ясном и тихом небе, а через 15 минут приземляться уже при ураганном ветре и сильных осадках: зимой - снеге, летом - дожде. Сложнее летать в полярную ночь, когда видимость опускается практически до нуля, приходится идти по приборам. Если учесть, что местность у нас и так не изобилует ориентирами, а над морем их нет вообще, задача - не из самых простых. Но экипаж с ней уверенно справляется, тем более что эти люди влюблены в свою машину:

- Очень надежная техника. Хотя возраст самолета довольно солидный, отказов не бывает. Доверие к нему огромное.

А на земле их, конечно, ждут самые родные и близкие люди. У Андрея Ускова жена и двое сыновей, на "подходе" - третий ребенок.

- Сначала, конечно, жена очень волновалась, - рассказывает он. - Да и график таков, что полеты могут начаться в любое время суток, в любой день. Сейчас тоже переживает, но меньше. Привыкла. Что поделать - жена летчика…

А вот жена Максима Ильинова - сама дочь военного штурмана. Эту "кухню" знает с детства не понаслышке.

- Сейчас, когда есть мобильные телефоны, все гораздо проще, - смеется Максим Викторович. - Прилетел, позвонил, и все в порядке. А вот теща рассказывает, что когда тесть летал, мобильников не было и в помине. Так она ночью по звуку хлопнувшей в подъезде входной двери могла определить, что идет муж.

Они любят свою работу. Это сразу видно. И из авиации собираются уходить только на пенсию. А это, к счастью, случится еще не скоро....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка