О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Глава "Новапорта" - РБК Тюмень: что ждет аэропорты Большого Урала

О планах выхода на рынок Ямала и ХМАО, покупке "Рощино" и предложении влиятельному губернатору, от которого тот не смог отказаться, генеральный директор холдинга "Новапорт" Сергей Рудаков

Федеральная компания "Новапорт" управляет 13 аэропортами в России. Из них два в УрФО - в Челябинске и Тюмени. О планах выхода на рынок Ямала и ХМАО, покупке "Рощино" и предложении влиятельному губернатору, от которого тот не смог отказаться, генеральный директор холдинга Сергей Рудаков рассказал РБК Тюмень.

- Глава тюменского аэропорта "Рощино" Игорь Лужбин в интервью нашему агентству рассказывал, что "Новапорт" разрабатывает большой проект перепланировки гавани. Инвестиции составят порядка 300 млн. Реконструкция аэропорта завершилась зимой, почему сразу нельзя все было сделать?

- Проект, который осуществлен, был разработан много лет назад. И строить "Рощино" нужно было строго по проекту, чтобы ввести вовремя в эксплуатацию. Так гласит закон. После в любом объекте допускаются разумные изменения. Аэропортом "Рощино" представлены те изменения, которые нужны для удобства пассажиров, повышения качества обслуживания и так далее.

Небольшие примеры: у нас есть довольно крупные площади на втором этаже, которые заняты офисами. Но люди могли бы работать в другом месте, даже в лучших условиях. Глупо занимать второй этаж, если есть возможность разместить там пассажиров. Можно эти перепланировки сделать? Можно. Будем мы их делать? Будем. Все пройдет в соответствии с законом и так, чтобы никого не подводить. Часть идей реализуется уже. Например, раньше рядом со стойками регистрации был медпункт, мы его переместили в другое, более просторное помещение.

- Для перепланировки нужно строить дополнительные площади?

- Пока нет. Потому что аэропорт рассчитан на 3,5 млн пассажиров в год. Часть площадей до сих пор не задействованы, потому что мы не провели межведомственную комиссию и зоны вылета международных рейсов частично пока размещаем на площадях для внутренних перелетов.

Сейчас некоторые пассажиры считают, что в "Рощино" многовато киосков. Если пройти по аэропорту и посмотреть, то это, действительно, так. Но через пару месяцев задействованная площадь вокзала станет почти в два раз больше. Разумеется, Duty Free поменяет дислокацию, картина иной уже будет.

Всего на перепланировки выделили 300 млн. Они будут потрачены также на смену мебели, компьютеров.

- Это все будет сделано в первую очередь для удобства пассажиров. Что будете менять для авиакомпаний?

- В самом терминале никаких нововведений не будет. У перевозчиков там уже есть места для их представительств. "Ямал" захотел самостоятельно регистрировать пассажиров, для них выделили отдельные стойки. Остальных регистрируют на общих основаниях сотрудники аэропорта.

- Будете строить инфраструктуру для обслуживания самолетов "Ямала"? По нашим данным, вопрос пока не урегулирован. Сначала были проблемы с финансированием. Но деньги нашли. Теперь власти региона якобы не готовы выделить землю под проект.

- Инфраструктура для двух базовых перевозчиков в Тюмени - "Ямал" и "ЮТэйр" - довольна широкая. Но у последней компании есть ангар для обслуживания самолетов, а у "Ямала" - нет. Насколько я понимаю, сейчас этот вопрос решается властями региона и аэропортом. По моему мнению, уже в обозримом будущем у "Ямала" появится свой ангар.

Проблемы с землей или со строительством всегда есть, но они имеют рабочий характер.

Никто же специально заранее не отводит участок под это, землю нужно оформить... В целом в "Рощино" проблем с землей под развитие проектов нет вообще. Проверка всего земельного фонда это показала. Участки возле аэропорта не передавались ранее частным структурам. Вопросы о том, под что их отдавать, решаются в рабочем порядке.

Под строительство ангара не выделят, конечно, землю, на которой планируют построить вторую очередь аэропорта. Года через два надо будет приступать к ее проектированию. Потому что за семь месяцев этого года по пассажиропотоку мы выросли более чем 20%. Такой бурный рост не сохранится ни в стране, ни в Тюмени, но в любом случае показатель будет в двузначных цифрах - 16-17%. Это большой рост. Три раза по 17%, и вокзал должен стоять новый. Мы обдумываем этот проект.

- А холдинг планирует выкупать "Рощино", чтобы аэропорт перешел в собственность "Новапорта"?

- Вообще "Новапорт", как правило, владеет своими объектами. Но управление - тоже нормальная мировая практика. Что касается "Рощино"… В настоящее время аэропорт принадлежит властям, и мы вступили в проект тогда, когда объект был недостроен. Невозможно было по-другому сделать. Но тема покупки все равно возникнет. Перед строительством второй очереди встанет вопрос: кто это будет делать? Мы или они? Мы не торопим процесс. У нас деловые отношения с губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым, он субсидирует региональные рейсы, мы их развиваем. Честно говоря, сегодняшний статус нас вполне устраивает. По-моему, устраивает и власть.

- Сколько примерно может стоить вторая очередь "Рощино"?

- Я думаю, что ее надо будет пристраивать частями. Примерно по 10-12 тыс. кв метров. Сегодня 12 тыс. "квадратов" стоят примерно 2 млрд. Сколько нужно очередей, зависит от того, как мы будем расти. Пока больше одной не надо.

- Не факт, что в будущем у бюджета будут такие деньги?

- Вообще область богатая. Но зачем? Есть проблемы с жильем, наводнениями. Забот хватает.

- Как оцениваете планы "Ямала": авиакомпания готовится стать базовым перевозчиком в аэропорту Челябинска, которым вы также управляете?

- Аэропорту "Рощино" повезло - у него две базовые авиакомпании. У "Шереметьево" есть "Аэрофлот", у "Домодедово" - S7, у "Внуково" - "ЮТэйр", "Россия". А вот в Челябинске - никого. В наших аэропортах (в аэропортах холдинга "Новапорт", - прим. ред.) в Минводах и Калининграде - никого.

Поэтому я лично рекомендовал губернатору Челябинской области Борису Дубровскому позвонить главе Ямала Дмитрию Кобылкину, обязательно встретиться с представителями одной из базовых компаний, которую мы хорошо знаем, и рекомендовать ей создать филиал на базе челябинского аэропорта. Дать ей преимущества, привилегии и так далее.

Я обсуждал с Дубровским, и губернатор это озвучивал публично, что поддержка компании, в том числе и финансовая, будет обеспечена. Аэропорт даст скидки. Это и наша инициатива, и [глава АК "Ямал" Василий] Крюк не против, и губернатор Челябинской области хочет.

Но это совершенно не говорит о том, что что-то изменится в Тюмени. Например, перед нашей с вами встречей мы обсуждали с Крюком и на днях с руководством "ЮТэйр", что они в следующем году нарастят пассажиропоток в Тюмени. Мы полагаем, что цифры будут до 30-40%.

- Когда вопрос по Челябинску может решиться?

- Он несложный. Главное, чтобы было понимание по финансированию, поддержке, расписанию, направлениям и так далее. Думаю, что примерно в октябре более конкретное что-то можно будет сказать и даже показать программу полетов. Она будет небольшая. Скорее всего, будут задействованы два-три самолета. Еще раз подчеркну, что этот процесс - наша инициатива. Мы считаем, что наличие базовой авиакомпании в порту - огромное преимущество.

- По заявлению главы Югры Натальи Комаровой, "Новапорт" вышел с предложением к правительству по реконструкции Сургутского аэропорта. Как идут переговоры?

- Мы профессиональная региональная группа, занимающаяся аэропортами. И к нам периодически обращаются с просьбой оценить, что и в какие сроки нужно сделать в аэропорту, чтобы работы были своевременными, целесообразными, оптимальными по цене. И губернатор Комарова обращалась к нам не потому, что мы должны вложить средства в аэропорт. Она обращалась, чтобы узнать наше видение того, что нужно сделать в Сургуте в ближайшие несколько лет. Вопрос возник не просто так. Она побывала на открытии "Рощино" в Тюмени, оценила какой там аэропорт.​

Мы взяли три месяца, проанализировали и рассказали ей, как правильнее развивать аэропорт, чтобы он стал достойным, без проблем перевозил 1,5 млн пассажиров. Такую работу мы делали для Иркутска, Омска. Мы профессионально работаем в этой сфере.

Я вам могу сказал, что наш отчет ей понравился, но она ничего не обещала. Почему? Округ владеет аэропортом всего на 19% (остальные акции принадлежат компаниям, частным лицам, - прим. ред.). Больше мы не встречались. Но это не является тем, о чем все говорят: что аэропорт продали, подарили, пообещали.

Когда такие вещи появляются в прессе, я уверен, что слова просто передергиваются. Комарова такого не заявляла. Наверное, она сказала, что мы обсуждали тему с "Новапортом", они представили план реконструкции, и он нам понравился.

- Губернатор, общаясь с журналистами, заявила, что вы готовы начать работу, только если станете акционерами аэропорта.

- Когда мне задают вопрос, вы бы потратили деньги на развитие такого-то аэропорта, ответ всегда один и тот же - только после получения контрольного пакета. Все. Вы же не будете вкладывать деньги в квартиру, которая вам не принадлежит? Ничего нового.

У Сургута есть одна особенность. У города очень большой аэропорт. Тюмень успела провести реконструкцию, а Сургут еще не начинал. Там аэропорт "зажат", и его надо реконструировать частями. Если не начать это завтра, то через два года, делать это будет сложно. Чтобы закрыть на реконструкцию одну часть, пассажиров нужно будет переводить в другую. А через два года их будет столько, что сделать это будет почти невозможно. Мы рекомендовали заняться портом. У него есть собственник с деньгами. Не факт, что ему нужен будет инвестор.

- Можно сказать, что "Новапорту" интересен как сургутский, так и новоуренгойский аэропорт?

-​ "Новапорту" интересны все аэропорты с пассажиропотоком от 800 тыс. и выше. Это наша работа. Мы бы взяли и аэропорт с 300-тысячным потоком, если нам его отдадут по дешевке. Потому что бессмысленно его брать за настоящие деньги - в него надо вкладываться.

- По нашим данным, инвестором реконструкции аэропорта Нового Уренгоя может стать ваша компания. Вы уже подали заявку на конкурс на заключение концессии по модернизации аэропорта?

- Мы будем участвовать. Если мы занимаемся этим бизнесом и не участвуем в конкурсах, могут и не понять. Мы не обязательно даем большую цену. Мы даем цену, которая позволяет делать бизнес. Если кто-то дает больше, никогда не расстраиваемся. Это нормально. Пусть занимаются.

Компания "Новапорт" (акционерами являются AEON Corporation и Meridian Capital, обладающие равными долями активов) - сеть из 13 региональных воздушных портов России (Новосибирск, Томск, Кемерово, Барнаул, Чита, Челябинск, Волгоград, Астрахань, Мурманск, Пермь, Тюмень, Минеральные Воды и Калининград). В 2009-2016 годах среднегодовой рост суммарного пассажиропотока сети "Новапорт" составил 23%. По итогам 2016 года компания обслужила 14,9 млн человек. Маршрутная сеть охватывает 149 городов и 26 стран.

С 2012 по 2016 годы в аэродромную и аэропортовую инфраструктуру компания инвестировала около 20,5 млрд рублей. Около 40% от данной суммы профинансировано за счет средств федерального и региональных бюджетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК Тюмень». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка