О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорт Алматы предлагает поднять тарифы для авиакомпаний на 146%

Международный аэропорт Алматы представил свою инвестиционную программу по улучшению систем безопасности

Международный аэропорт Алматы представил свою инвестиционную программу по улучшению систем безопасности. Правда, инвестиции эти должны стать возвратными - за счет увеличения тарифов на услуги по безопасности для авиакомпаний.

Тариф предлагается поднять почти в полтора раза - на 146%. Такой рост объясняется высокой стоимостью программы - 1,7 млрд тенге. На публичных слушаниях по рассмотрению заявки аэропорта Алматы, прошедших в комитете гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию в Астане, представители аэропорта презентовали свою программу.

Тарифы за безопасность

На сегодняшний день, как заявляют в МАА, услуга по обеспечению авиационной безопасности является убыточной, ее себестоимость в 1,7 раза выше существующего тарифа.

"Динамика доходов и расходов за период с 2011 по 2016 год показывает, что расходная часть тарифа значительно превышает фактически полученные доходы от оказания этой услуги. То есть действующие тарифы на услугу ниже ее фактической себестоимости. В 2011 году убыток у нас составил 175 млн тенге, в 2012 - 278 млн, в 2013 году - 336 млн, в 2014 году - 486 млн, в 2015 году - 564 млн и за 2016 год - 727 млн тенге. Таким образом, аэропорт Алматы несет расходы, превышающие смету на услуги авиационной безопасности. Возмещение этих затрат происходит за счет иной деятельности аэропорта", - пояснил начальник отдела ценообразования и работы с антимонопольными органами МАА Арнат Ахметжанов.

Впрочем, несмотря на озвученные г-ном Ахметжановым цифры, согласно другим данным, также прозвучавшим в этот день на слушаниях, с обеспечением безопасности аэропорт справляется успешно. Так, в 2014 году сотрудниками было изъято и не допущено к провозу 5 143 запрещенных предмета, в 2015 году - 5 502, в 2016 году - 6 486, и за 8 месяцев 2017 года - 3 582 предмета. За это время было установлено современное рентгено-телевизионное оборудование, работает кинологическая служба, в специальном учебном центре ежегодно обучают порядка 1 000-1 200 специалистов именно по вопросам безопасности. Однако, как выясняется, и этого уже недостаточно. Вследствие чего модернизация должна затронуть абсолютно все аспекты, начиная от ограждения территории аэропорта. Сегодня это бетонный забор. Помимо него необходимо установить 143 матч-опоры освещения по всему периметру. Сам забор, ограждающий 500 гектаров территории, обновить по аналогии с японским аэропортом Нарита, установив элементы "умного забора".

"Умный забор" - это полностью радиофицированные индукционные датчики, которые дают сигнал на пульт управления или на центральный оперативный пульт о тех или иных инцидентах. Чтобы данное оснащение полностью и гармонично работало с центром оперативного управления, необходимо установить 255 цифровых видеокамер, сканирующих радарных устройств. Тогда мы сможем добиться интегрированной программы для создания "умного забора" по всему периметру аэропорта", - объяснил вице-президент по безопасности МАА Алибек Мажикенов.

Существующие КПП необходимо оснастить системой контроля доступа, внутри терминала требуется замена 60 рентгено-телевизионных установок, поскольку они "в 2014 году вообще должны были сняться с эксплуатации".

В связи с новыми угрозами в виде возможных террористических актов и перехода на усиленный режим обеспечения безопасности (например, в настоящее время до окончания выставки ЭКСПО), требуется увеличение штатной численности - порядка 230 человек, в числе которых кинологи, специалисты досмотра и даже профайлеры, а также поголовья специальных собак - на 11 единиц.

Вопрос в финансах

Между тем, присутствовавшие на слушаниях представители авиакомпании "Эйр Астана" первым делом поинтересовались, соответствует ли аэропорт сегодня требованиям по безопасности, если, судя по отчету, обновление и модернизация требуется практически всем элементам, начиная от заборов и КПП. Однако представители МАА поспешили заверить, что с безопасностью сегодня все в полном порядке, а инвестиционные планы - это своего рода шаг вперед, с прицелом на ближайшие пять лет.

Авиакомпании подняли и финансовый вопрос. Представитель "Эйр Астаны" Евгений Аксенов предоставил расчеты, в какую сумму обойдется только одной авиакомпании увеличение тарифов. Так, согласно заявленному МАА плану по увеличению тарифов, только "Эйр Астана" в 2017 году дополнительно заплатит 390 млн тенге, в 2018 - 420 млн, в 2019 - 443 млн, в 2020 - 469 млн, и в 2021 году - 467 млн тенге. Суммарно за пять лет "Эйр Астана" дополнительно заплатит аэропорту 2,2 млрд тенге, по сути превысив заявленную аэропортом стоимость всей инвестпрограммы на 500 млн тенге. Ну а если учесть, что услугами МАА пользуется не только "Эйр Астана", при таких расчетах очевидно, что за пять лет аэропорт не только возместит свои затраты, но и с большой лихвой их окупит.

В "Эйр Астане" изучили и консолидированную финансовую отчетность МАА за последние годы и пришли к выводу, что у аэропорта достаточно собственных средств, чтобы реализовать заявленную инвестиционную программу, не прибегая к увеличению тарифов. Так, прибыль за 2016 год составила 3,1 млрд тенге, в 2015 году - 3,2 млрд тенге. На расчетных счетах в 2015 году находилось 1,5 млрд тенге, в 2016 году - 2,9 млрд тенге. Выручка аэропорта за 2016 год составила чистыми 50,6 млрд тенге, увеличившись по сравнению с 2015 годом на 11,8 млрд тенге.

И еще две привлекающих внимание цифры: за 2016 год вознаграждение, предназначенное для ключевых сотрудников аэропорта в составе 7 человек, составило 125,8 млн тенге, или более 17,9 млн тенге на каждого, не считая заработной платы. В 2015 году вознаграждения составили 112 млн тенге.

Окончательное решение по заявке МАА будет принято 24 сентября....
Авторские права на данный материал принадлежат «Курсив.kz». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка