О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Отказали оба двигателя, самолет стал планером": к чему готов любой пилот самолета

Дефицит командиров воздушных судов, на который жалуются крупнейшие авиакомпании страны, был всегда

Дефицит командиров воздушных судов, на который жалуются крупнейшие авиакомпании страны, был всегда. Каждый пилот - штучный специалист, а лучших из них перевозчики перекупают друг у друга. Екатеринбургу повезло: здесь есть собственный учебный центр "Уральских авиалиний", в котором готовят летчиков. Журналисты 66.RU побывали в тренажере для будущих командиров. Полнопилотажный летный тренажер Airbus A320 - это настоящая кабина пилотов, любую деталь отсюда можно снять и переставить на самолет. Такой девайс может себе позволить не каждая авиакомпания, обычно летчиков отправляют учиться туда, где они уже есть. На тренажере "Уральских авиалиний" 22 часа в сутки тренируются пилоты авиакомпании, два часа необходимо на техническое обслуживание. Так что времени на обучение сторонних летчиков просто нет. Будущие пилоты проводят на тренажерах, практически полностью имитирующих полеты на реальном воздушном судне, 120 часов. В учебном центре "Уральских авиалиний" таких тренажеров два - один из них обладает функцией "motion", то есть двигается при взлете, при посадке и при возникновении аварийной ситуации, на нем пилоты летают 80 часов. Другой также имитирует полет, но при этом остается статичным - занимаются на нем 40 часов. "Летать на тренажере сложнее, чем на реальном самолете, потому что здесь каждую минуту возникает какая-то проблема или сбойная ситуация, которую нужно решить. Это то, чего мы не делаем в рутинных полетах", - рассказывает пилот-инструктор центра подготовки пилотов авиакомпании "Уральские авиалинии" Константин Каменцев. Константин Каменцев - пилот-инструктор. За свою карьеру он летал на самолетах Як-18, Ан-2, Ил-76, Ил-86, сейчас управляет лайнерами семейства Airbus. Каменцев обучает будущих пилотов, занимается переподготовкой постоянного летного состава и продолжает летать сам. Свою карьеру пилота гражданской авиации он начал спонтанно - как сам объясняет, "просто не любил армейскую форму" и "знал, что не могу ходить на работу к 8 утра, чтобы в пять вечера с нее выйти". Звание капитана воздушного судна он получил в 22 года - через год после окончания Актюбинского высшего летного училища. За 29 лет работы налетал на самолетах 16 тыс. часов, еще около 4 тыс. часов за пять лет провел на тренажере Airbus A320 (полнопилотажный тренажер в "Уральских авиалиниях" установили в 2012 г. - прим. ред.). В России всего два высших и несколько среднеспециальных летных училищ, выпускники которых могут претендовать на работу в авиакомпании. Но сразу после получения диплома курсантов в кресло пилота не пускают. Вчерашние студенты сначала должны пройти отбор: сдать теоретический экзамен, пройти ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия, - прим. ред.), заключить контракт. Только после этого будущие пилоты начинают заниматься в учебном центре "Уральских авиалиний", где проходят программу переучивания на самолеты семейства Airbus. Кстати, на полнопилотажном тренажере занимаются не только будущие летчики, но и действующие пилоты авиакомпании. Они проходят обучение каждые полгода: 8 часов их тренируют инструкторы, два часа длится экзамен. Программа обучения меняется каждый раз, чтобы сымитировать максимальное количество аварийных ситуаций вплоть до отказа двух двигателей, когда самолет просто превращается в планер. "Подготовить пилота ко всему невозможно, все, что случается в жизни, даже нельзя описать. Тем не менее мы отрабатываем на тренажере то, что мировое авиационное сообщество считает сложным, например, отказ всех двигателей, отказ электроники, задымление в кабине, попадание в сложные метеоусловия", - рассказывает пилот-инструктор. Любая аварийная ситуация, которая происходит во время тренировочного полета, отображается на приборах. Есть список из 9 случаев, когда действовать нужно немедленно, чтобы предотвратить катастрофу. Это так называемые Memory Items:
  • Потеря тормозов;
  • Невозможность определить текущую скорость самолета;
  • Отказ одного двигателя;
  • Угроза столкновения с землей (или со скалой при полетах в горной местности);
  • Угроза столкновения с другим самолетом в воздухе;
  • Нарушение работоспособности экипажа;
  • Угроза попадания самолета в сдвиг ветра на взлете, при наборе высоты или на снижении;
  • Предотвращение сваливания;
  • Аварийное снижение.
В других случаях пилоты открывают Quick Reference Handbook (краткое изложение инструкции по летной эксплуатации, - прим. ред.) и проговаривают алгоритм действий. Летчики знают, что нужно делать, но обязаны это озвучить - такие правила. "Раньше считалось, что пилот не должен знать, что произойдет во время экзамена, хотя сейчас передовые компании приходят к мысли о том, что надо заранее рассказывать, какую ситуацию придется имитировать, потому что главное - сделать правильно, - говорит Каменцев. - Если человек был не готов к этой ситуации, то он может в ней не разобраться. Лучше, чтобы пилот поотовился, а на тренажере закрепил знания. Тогда можно быть уверенным, что если эта ситуация произойдет во время полета, то он с ней справится". Самоподготовка - еще одна важная часть обучения будущих пилотов. Они дома изучают теорию, читают специальную литературу и учат английский язык. Минимальный уровень, который необходим для работы в авиакомпании, - четвертый (B2 по общеевропейской шкале языковой компетенции (CEFR), - прим. ред.). На английском языке ведется вся документация, на нем нужно уметь общаться с техническим персоналом и экипажем, информация, поступающая в кабину пилотов, также транслируется на языке международного общения. Даже во время работы на тренажере приходится использовать иностранный язык - расположение приборов и их название переводить на русский не имеет смысла. Кому все-таки стоит идти в пилоты? Лентяю в авиации делать нечего, здесь нужно постоянно работать над собой, держать себя в форме, заниматься. Например, я всю жизнь учусь: постоянно что-то читаю, учу, изучаю, без этого никак. Также нужно быть готовым полететь туда, куда направит авиакомпания, готовиться перед каждым рейсом вместо того, чтобы поспать. Никакие излишества нам просто недоступны. Люди слабые у нас не выдерживают, они еще во время первоначальной подготовки понимают, что все не так просто, и уходят. Но если вы готовы не спать ночами, месяцами не жить дома, постоянно учиться - поступайте в летное училище. А потом вам дорога прямо в мои добрые руки - я сделаю из вас пилота....
Авторские права на данный материал принадлежат «66.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка