О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиацию прописывают в Ульяновске

Деятельность регионального авиакластера в Ульяновской области решено переформатировать: губернатор Сергей Морозов настаивает на формировании межрегионального авиа­ционного промышленного кластера с административным центром в Ульяновске

Деятельность регионального авиакластера в Ульяновской области решено переформатировать: губернатор Сергей Морозов настаивает на формировании межрегионального авиа­ционного промышленного кластера (МАПК) с административным центром в Ульяновске, который будет "отвечать требованиям времени" и сможет получать федеральное финансирование по проектам Минпромторга. Эксперты видят неплохие перспективы для такого объединения, однако опасаются подмены им уже работающей структуры ОАК и сложностей управления в условиях удаленности участников кластера.

Губернатор Ульяновской области принял решение переформатировать деятельность регионального авиационного кластера. Об этом он сообщил в беседе с "Ъ", признав, что в последние годы его не устраивает деятельность авиакластера по уровню активности и взаимодействия.

Как выяснилось, речь идет о формировании новой формы взаимодействия - межрегионального авиационного промышленного кластера (МАПК). По данным "Ъ", обсуждение вопросов формирования МАПК планируется провести на следующей неделе в Ульяновске на специальном совещании, участниками которого станут федеральные эксперты, представители АО "Авиастар", корпорации "Иркут", их поставщики, а также представители Минпромторга РФ.

Впервые об идее формирования МАПК господин Морозов заявил в июле этого года на дискуссии "Региональная кластерная политика в авиастроении" авиасалона МАКС‑2017, отметив, что формирование МАПК "даст ускоренное развитие предприятиям отрасли" и "позволит привлекать федеральные средства на развитие предприятий".

Судя по всему, именно возможность и необходимость привлечения "дополнительных федеральных средств" и является одной из причин переформатирования авиакластера. Как пояснил "Ъ" замгендиректора регионального "Центра кластерного развития" (АНО) Александр Яковлев, до сентября 2016 г. Минэкономразвития РФ поддерживало деятельность территориально-инновационных кластеров (к ним и относился ульяновский авиакластер), хотя федеральное финансирование шло по показателям, которые напрямую не влияют на рост производства и занятость. В прежнем формате Минэкономразвития такое финансирование прекратило (сейчас идет финансирование по отобранным 11 инновационным кластерам, в число которых входит и проект ядерно-инновационного мегакластера в Ульяновской области). Зато Минпромторг запустил проект поддержки развития промышленных кластеров, где, как отмечает господин Яковлев, "как раз и есть необходимые для авиапрома направления федерального софинансирования - модернизация производства, привлечение новейших технологий, освоение продукции, не имеющей аналогов". "Софинансирование из федерального бюджета до 50 % затрат на НИОКР и новое оборудование - это огромные деньги, и это ключевой вопрос для основных предприятий авиакластера", - говорит Александр Яковлев, заметив, что пока из 18 промышленных кластеров РФ нет ни одного авиационного, "поскольку там своя специ­фика". В этой отрасли практически невозможна кооперация на территории одного региона с уровнем в 25 %, как того требует Минпромторг, поскольку предприятия авиапрома рассредоточены в разных регионах России, и "Аэрокомпозит-Ульяновск", к примеру, почти 100 % продукции поставляет в Корпорацию "Иркут".

По мнению господина Яковлева, "политическое решение уже принято", и на совещании предстоит обсудить ряд технических деталей взаимодействия и возможность корректировки постановления правительства № 779, которым устанавливалось требование территориальной близости участников кластера (этот принцип как раз и заложен в классической теории Майкла Портера о кластерах). Предполагается, что специализированная организация, управляющая будущим МАПК, также разместится в Ульяновске (скорее всего, это будет уже существующий "Центр кластерного развития").

Судя по всему, региональный авиакластер в прежнем составе, где было немало реально не взаимодействующих предприятий, как организация не сохранится. "Он будет просто переформатирован, в соответствии с требованиями времени. А уповать на то, что было создано восемь лет назад, не имеет смысла", - пояснил первый вице-премьер облправительства Андрей Тюрин.

Директор Ассоциации кластеров и технопарков (Москва) Андрей Шпиленко считает, что "фактически межрегиональный кластер уже функционирует в рамках производственно-технологических цепочек ОАК", и "руководство ОАК отмечает, что развитие межрегиональной кооперации является частью новой индустриальной модели корпорации". "Перспективы у кластера отличные, ведь он может сыграть ключевую роль в возрождении отечественного гражданского авиастроения. Сейчас задача - формализация существующих связей и поиск новых форм", - сказал эксперт, заметив, что гос­поддержка для 8 проектов промышленных кластеров до 2020 г. составила 1,8 млрд руб., и ожидается, что по результатам нового отбора в 2018 г. она будет увеличена.

Руководитель Российской кластерной обсерватории (при НИУ ВШЭ) Евгений Куценко, не отрицая важности для кластера географической близости, в то же время считает, что "нет готовых рецептов", и "ни к чему укладывать в прокрустово ложе старых теорий реальную практику". "Но лишь бы не произошло подмены ОАКа и потери управляемости, потому что риски для гигантских межрегиональных кластеров - в сложности управления и в отношениях между региональными администрациями", - добавил представитель ВШЭ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка