О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"ВИМ-Авиа" не хватило топлива

"ВИМ-Авиа", начавшая летний сезон полетов с масштабного срыва чартерной программы, оказалась под угрозой остановки. Из-за долгов за топливо более 20 рейсов не смогли вовремя вылететь из Домодедово

"ВИМ-Авиа", начавшая летний сезон полетов с масштабного срыва чартерной программы, оказалась под угрозой остановки. Из-за долгов за топливо более 20 рейсов не смогли вовремя вылететь из Домодедово. Теперь работу авиакомпании возьмут на контроль Росавиация и Минтранс, а также проверит прокуратура, которая уже установила, что "ВИМ-Авиа" продавала билеты, зная о невозможности перелета в указанные сроки.

Минтранс и Росавиация 24 сентября возобновили работу антикризисного штаба, чтобы не допустить сбоев перевозок "ВИМ-Авиа". Впервые штаб был создан в июне, когда из-за нехватки самолетов, с опозданием вернувшихся с планового техобслуживания, перевозчик сорвал чартерную программу, и вывозом пассажиров занимались в числе прочих иностранные Bulgaria Air и Onur Air. На рейсы других перевозчиков были переведены 220 тыс. человек.

В эти выходные более 20 самолетов "ВИМ-Авиа" не смогли вовремя вылететь из Домодедово. По данным Росавиации, длительные задержки связаны с долгами авиакомпании за топливо. В Ассоциации туроператоров России (АТОР) сообщили, что "ВИМ-Авиа" начала частичную выплату долга Домодедово. По расчетам АТОР, все рейсы авиакомпании должны вылететь из Москвы в течение двух дней. До конца сезона ей необходимо обслужить 27 тыс. туристов. В Домодедово отказались от комментариев.

По данным "Ъ", из-за сложностей с оплатой топлива "ВИМ-Авиа" решила с октября прекратить полеты из Москвы в Магадан (официально перевозчик говорит лишь о возможных "корректировках"). В самой "ВИМ-Авиа" лишь отмечают, что "временные трудности с расписанием вызваны традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов и задержкам рейсов".

План урегулирования, заверили в авиакомпании, разрабатывается совместно с финансовыми организациями, решившими ее поддержать, достигнуты предварительные соглашения, которые "должны исправить ситуацию".

По данным "Ъ", финансовое состояние перевозчика обсуждалось на совещании в Росавиации еще на прошлой неделе при участии владельца компании Рашида Мурсекаева, гарантии согласились предоставить правительство Татарстана, где зарегистрирована "ВИМ-Авиа", банк "Зенит" и "Татнефть". Но источник "Ъ" уточняет, что срок гарантий истечет 25 сентября и компании придется либо договариваться о продлении, либо искать новые.

"ВИМ-Авиа" принадлежит супругам Рашиду и Светлане Мурсекаевым, занимает 10-е место по числу перевозимых пассажиров. С января по август обслужила 1,8 млн человек (рост на 31,4%). По данным портала russianplanes.net, в парке 26 самолетов, из которых летают 20, в том числе восемь дальнемагистральных Boeing 777, два A330, один Boeing 767, девять узкофюзеляжных Boeing 737, Boeing 757 и А319. По данным "СПАРК", выручка компании в 2016 году составила 17,1 млрд руб., чистая прибыль - 89 млн руб. Объем займов и кредитов - 5,8 млрд руб., кредиторская задолженность - 3,1 млрд руб. В залоге у банков "Зенит", "Абсолют", "Образование" и прочих кредиторов 20 авиадвигателей и пять вспомогательных установок.

Источники "Ъ" на авиарынке говорят, что еще с февраля "все были удивлены агрессивным расширением флота" перевозчика за счет дальнемагистральных самолетов: "В памяти свежа история "Трансаэро", которая активно наращивала дальнемагистральный флот и объемы перевозок, работая себе в убыток и не имея надежных источников возврата вложений". В случае с "ВИМ-Авиа" расчет, вероятно, был сделан на туристов из Китая. Компания получила допуски примерно на 20 прямых маршрутов в КНР, развивала транзитные перевозки оттуда в бельгийский Льеж с пересадками в Москве и Петербурге. Но в результате "ВИМ-Авиа" не хватило экипажей и судов (см. "Ъ" от 8 июня). К тому же укрепление рубля несколько снизило интерес к РФ со стороны китайских туристов.

Минтранс уже поручил Росавиации и авиаперевозчикам определить ответственных за конкретные маршруты "ВИМ-Авиа", если компания не сможет выполнять рейсы.

Туроператор "Музенидис Трэвел" начал перевозить туристов из Шереметьево бортами собственной EllinAir. В целом Росавиация оценит "потенциальные финансовые риски "ВИМ-Авиа" по перевозке пассажиров" до конца года. Тем временем Московское межрегиональное следственное управление на транспорте начало доследственную проверку относительно продаж билетов на рейсы 22 и 23 сентября, поскольку "ВИМ-Авиа" знала о невозможности выполнить эти перелеты.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что появление на авиарынке нового банкрота было вопросом времени. После ухода "Трансаэро" и ее провозных емкостей многим удалось закончить 2016 год на рентабельном уровне за счет перераспределения пассажиропотока. Дальнейшее восстановление рынка было истолковано перевозчиками как сигнал к резкому увеличению флота, что неизбежно привело к снижению тарифа и потере рентабельности, отмечает господин Борисов. Но такая политика, подчеркивает он, "недальновидна и чревата фатальными финансовыми рисками"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка