О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Неполное соответствие": скандал с "ВИМ-Авиа" дошел до Владимира Путина

Коллапс авиакомпании "ВИМ-Авиа", которая занимает десятое место по объему пассажироперевозок в России с 2-процентной долей, вызвал неожиданную волну критики в отношении высокопоставленных чиновников правительства

Выговор от президента

Коллапс авиакомпании "ВИМ-Авиа", которая занимает десятое место по объему пассажироперевозок в России с 2-процентной долей, вызвал неожиданную волну критики в отношении высокопоставленных чиновников правительства.

Президент Владимир Путин высказал недовольство министру транспорта Максиму Соколову и курирующему транспорт вице-премьеру Аркадию Дворковичу из-за ситуации вокруг "ВИМ-Авиа", прекратившей полеты во вторник, 26 сентября. ​"Мы сейчас с председателем правительства (Дмитрием Медведевым) обсуждали это, я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера (Аркадия Дворковича): вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Может быть, вы перегружены слишком? Мы уже говорили об этом. И хочу министру сказать: я объявляю вам о неполном служебном соответствии", - сказал Путин на встрече с членами правительства в cреду.

Это первый случай такого рода предупреждения для главы Минтранса.

Руководитель Росавиации Александр Нерадько в среду, 27 сентября, также оказался под огнем критики. "Компанию ("ВИМ-Авиа") лихорадило уже почти год. Росавиация должна была вмешаться еще на стадии, когда пошли сигналы о плохом финансовом положении компании, чтобы не допустить массовой продажи билетов и не допустить, чтобы наши граждане оказались в такой ситуации", - заявила глава Совфеда Валентина Матвиенко на заседании верхней палаты парламента.

Глава фонда "Минченко Консалтинг" Евгений Минченко говорит, что для Соколова такой выговор - "это первый шажок к увольнению", а для Дворковича критика президента может вылиться в сокращение полномочий. "В связи с этим возникает вероятность того, что правительство может серьезно обновиться еще до президентских выборов", - сказал он РБК. Политолог Аббас Галлямов также допускает, что скандал с "ВИМ-Авиа" может привести к отставке министра.

"Президентом поставлена четкая задача по решению кризисной ситуации", - сказал РБК пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в ответ на вопрос о возможных кадровых перестановках.

Нерадько пришлось почти час отчитываться по ситуации с "ВИМ-Авиа" перед депутатами Госдумы. В ходе доклада он заявил, что Росавиация проводила финансовую оценку этой авиакомпании в соответствии с законодательством и никаких проблем выявлено не было. "На 1 января 2017 года авиакомпания предоставила бухгалтерскую отчетность, которая была рассмотрена, проанализирована, и авиакомпания соответствовала первой, наилучшей группе по финансово-экономической устойчивости и текущей платежеспособности", - отметил чиновник, передавал корреспондент РБК. При этом, по словам Нерадько, Росавиация сразу же отреагировала на ситуацию, как только собственники авиакомпании неделю назад обратились в агентство за помощью.

По данным Росавиации, проблемы у "ВИМ-Авиа" начались из-за того, что авиакомпания приобрела в лизинг дальнемагистральные самолеты, такие как Airbus А330 и Boeing 777, но не рассчитала свои силы по их оперированию. Деталей ведомство не раскрывало. Но летом 2017 года отраслевое издание АТО сообщало, что "ВИМ-Авиа" взяла в операционный лизинг два самолета Boeing, увеличив флот до 25 машин. К тому же в ходе авиасалона МАКС-2017 авиакомпания заключила соглашение о намерениях с "Ильюшин Финанс" об условиях передачи в операционный лизинг 15 самолетов МС-21-300, которые должны были быть поставлены в 2021-2024 годах.

Резерв на миллиард

Выступая в Госдуме, глава Росавиации предложил ввести страховой сбор в размере 10 руб. с каждого авиабилета, проданного российской авиакомпанией. Такой сбор при ​нынешнем объеме перевозок около 100 млн пассажиров в год, которые выполняют российские авиакомпании, позволит создать резервный фонд в размере около 1 млрд руб. - этого будет достаточно на случай банкротства любого перевозчика, сказал Нерадько.

Спасти пассажиров

Покидая Госдуму, Нерадько заявил, что "главное сейчас - вывезти пассажиров". По данным Росавиации на 27 сентября, за рубежом осталось около 38 тыс. клиентов "ВИМ-Авиа" (по данным самой авиакомпании - 16 тыс. человек). Накануне Росавиация представила план по вывозу этих пассажиров. Регулярные рейсы должны осуществлять семь авиакомпаний (в том числе такие крупные, как "Уральские авиалинии" и Red Wings) за счет госбюджета - на это планируется выделить 200 млн руб., а чартерные рейсы - туроператоры за свой счет.

Источники РБК в одном из туроператоров и одной из авиакомпаний сказали, что пассажиров вывезти пока не получается из-за отсутствия свободных "бортов". Самолеты авиакомпании "ВИМ-Авиа" оказались арестованы за долги в турецких аэропортах Даламана, Антальи и бельгийском Льеже, сообщил Нерадько. А представитель "ВИМ-Авиа" сказала, что для нормализации ситуации необходимо вернуть в страну три самолета "ВИМ-Авиа", оказавшихся в Анталье, и задействовать еще пять-шесть лайнеров, стоящих в России (все самолеты компании сейчас арестованы). Для перевозки своих клиентов компания попросила у правительства госгарантии на ​800-840 млн руб., сообщил источник "РИА Новости", близкий к руководству перевозчика, и подтвердила РБК представитель компании. Но ранее министр Соколов заявил, что господдержка "ВИМ-Авиа" уже бессмысленна, потому что "компания практически прекратила работу".

Между тем сами владельцы "ВИМ-Авиа" супруги Рашид и Светлана Мурсекаевы уже, вероятно, покинули страну, рассказал депутатам Нерадько. Источник, близкий к руководству авиакомпании, уточнил в разговоре с РБК, что Мурсекаевы вылетели в Турцию во вторник вечером. Представитель "ВИМ-Авиа" отказалась комментировать передвижения собственников компании.

В понедельник следственные органы Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета возбудили уголовное дело в отношении топ-менеджеров авиакомпании "ВИМ-Авиа" по статье "Мошенничество" из-за массовых задержек рейсов. В среду глава СКР Александр Бастрыкин в свою очередь поручил передать дело "ВИМ-Авиа" в главное управление по расследованию особо важных дел ведомства....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка