О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

За "ВИМ-Авиа" ответит вся отрасль

Елизавета Кузнецова о правилах игры государства с проблемными авиакомпаниями

Когда стало ясно, что этой осенью мы проводим в последний путь еще одну авиакомпанию - "ВИМ-Авиа", у меня, как и у многих, возникло стойкое дежавю. Заявления руководства перевозчика об отсутствии денег на продолжение работы, организация чрезвычайного штаба с участием чиновников, паника туроператоров, просьбы о помощи в вывозе пассажиров - все это мы видели и осенью 2015 года, только с "Трансаэро".

К счастью кредиторов и регуляторов, у "ВИМ-Авиа" оказалось раз в десять меньше пассажиров, а долги исчисляются не сотнями миллиардов, а всего лишь одним десятком. Переложив спасение компании на плечи отрасли, совладельцы "ВИМ-Авиа" супруги Мурсекаевы спешно покинули страну - как и акционеры и руководители "Трансаэро" два года назад.

Но дальнейшее развитие событий показало, что все авиакомпании равны, "но некоторые равнее". Как только владельцы "ВИМ-Авиа" выехали за рубеж, Следственный комитет РФ тут же возбудил дело о мошенничестве. "Трансаэро" нет уже почти два года, но об уголовном деле в отношении ее руководства стало известно лишь этой весной: неустановленных должностных лиц заподозрили в мошенничестве с относительно небольшим займом Альфа-банка на 350 млн руб. Остальные участники процесса, другие банки, лизингодатели и прочие партнеры дел не инициируют. Возможно, понимая, что сами - по доброй воле или чьей-то настойчивой просьбе - способствовали созданию финансового пузыря "Трансаэро", и кто знает, какие вопросы могут возникнуть?

Однако и государство не мешало владельцам и менеджерам тогда второй авиакомпании страны уйти со сцены без шума и с достоинством, странным для столь критической ситуации. Только первый вице-премьер Игорь Шувалов разок аккуратно порекомендовал силовикам посмотреть, "насколько экономически обоснованными были те или иные решения и тарифы" "Трансаэро". В предвыборный год все жестче: уже была и критика президента в адрес главы Минтранса Максима Соколова и вице-премьера Аркадия Дворковича, выглядевшая справедливой, но запоздалой.

Крах "Трансаэро" - первый с 2008 года уход крупного перевозчика - оценивался как потрясение для отрасли, конкуренты зарекались не повторять ее ошибок, хотя бы в части демпинга. Но остановка "ВИМ-Авиа" уже выглядит как фарс. Хотя бы потому, что "Трансаэро" встала на фоне спада перевозок, не справившись с кредитами и платежами, а "ВИМ-Авиа" рухнула на растущем рынке.

Но источники в отрасли опасаются, что этим дело не ограничится, считая, что во второй десятке авиакомпаний остался еще не один перевозчик в плачевном состоянии. Теперь во избежание новых вопросов превентивные жесткие меры могут начать применять при малейших признаках проблем. Но приведет ли это к качественным изменениям в отрасли - вопрос открытый....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка