Источник: газета «Известия»
Опубликовано: 03.10.2017, 09:57
Комментариев: 10

Михаил Погосян: "Цель - добиться радикальных изменений в ближайшее время"


[image]

Правительство России в этом году дало сигнал о намерении развивать отечественное авиастроение и мотивировать авиакомпании к переходу на использование современных российских самолетов. Одним из значимых факторов для успешного решения таких задач являются высококвалифицированные кадры. Ректор Московского авиационного института, председатель комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты Российской Федерации, академик РАН Михаил Погосян рассказал "Известиям" о трансформации МАИ в университет третьего поколения, повышении мотивации молодежи к получению инженерного образования, уровне подготовки абитуриентов МАИ, внедрении практико-ориентированного метода обучения и значительном росте объемов научно-исследовательских работ.

Вы летом этого года вошли состав Общественной палаты нового созыва и возглавили комиссию по развитию образования и науки. Расскажите о трендах, которые вы отмечаете в целом в приемной кампании в российские вузы в 2017 году.

Абитуриенты стали более требовательными к выбору своей профессиональной траектории. Выбирая вуз, они думают не только о том образовании, которое получат, но и о той работе, которая их ждет после окончания вуза, с учетом цифровизации экономики и других новых тенденций. Они хотят получить профессию, которая будет востребована не только завтра, но и через 20 лет, когда по прогнозам значительная часть профессий претерпит радикальные изменения, а часть из них просто не будут востребованы. В МАИ мы отмечаем, что престиж инженерных специальностей постепенно растет и молодежь понимает, что образование в высокотехнологичных сферах дает хорошие перспективы.

Как прошла приемная кампания в МАИ?

Мы видим интерес абитуриентов к разным направлениям подготовки. Нас радует то, что достаточно высокий конкурс на такие базовые направления подготовки, как авиастроение, двигателестроение, ракетно-космические системы, системы управления, радиоэлектроника и на очень востребованное направление - информационные технологии. В этом году мы видим заметный рост уровня подготовки абитуриентов. Если в целом по стране средний балл ЕГЭ абитуриентов в этом году вырос примерно на 1,6 балла по сравнению с прошлым годом, то у нас чуть меньше чем на 5 баллов - до уровня около 73 баллов.

В этом году мы провели большую работу по продвижению новых подходов к подготовке кадров. МАИ - это не просто базовое образование, а практико-ориентированная подготовка, долгосрочные контракты с корпорациями, вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу. И это нашло соответствующую оценку и отклик со стороны абитуриентов и их родителей.

Какие у вас планы по развитию и трансформации программ обучения в МАИ? Какие новые направления подготовки могут появиться?

Я могу назвать несколько направлений. Первое - это управление жизненным циклом. Все сегодня хотят приобретать не продукт, а услугу. И, собственно, сегодня требования к проектированию объекта - это требования и к объекту, и к его производству, и к сервису.

Второе - это математическое моделирование. Современные суперкомпьютеры и программные продукты дают возможность моделировать с большой точностью очень большое количество задач и процессов, что радикально сокращает сроки создания новых изделий.

Третье направление - это новые производственные технологии и новые материалы. Композиты, аддитивные технологии сегодня меняют облик изделий в самых широких сферах деятельности.

Четвертое направление - интеграция авионики. Все системы стали цифровыми, и проектирование комплексов бортового радиоэлектронного оборудования на принципах открытой архитектуры и интерфейсов между большим количеством различных систем изделия является важной и сложной задачей. Сегодня 70% отработки сложного высокотехнологического комплекса - это отработка программного обеспечения.

Следующее направление - это электрификация инженерных систем.

Еще одним из важнейших направлений является сертификация. Важно не просто создать продукт, но и сертифицировать его, и для продвижения современных продуктов на мировой рынок нужна международная сертификация.

Эти направления, с моей точки зрения, востребованы сегодня рынком, и от успеха в их реализации в значительной степени зависит конкурентоспособность той или иной продукции на внутреннем и внешнем рынках. В этих областях мы сегодня ведем большое количество научно-исследовательских работ, открываем новые направления подготовки.

Один из современных мировых трендов - переосмысление профессии инженера в современном мире. Инженер будущего - это творец, действующий в интересах и на благо общества. Во многих мировых вузах появляются интегрированные инженерные программы, направленные на изменение традиционных "технических" стереотипов. А каким вы видите будущего выпускника МАИ в этой связи?

Сегодня выпускник должен обладать не только базовыми знаниями, но и практическими навыками. Очень важно в процессе обучения вовлекать студентов в научные исследования, привлекать их к участию в различного рода профессиональных конкурсах студенческих работ. Такое сочетание теории и практики позволяет выпускать практико-ориентированных специалистов. Сегодня заказчики хотят видеть выпускников, которые готовы работать в условиях постоянных изменений. Век цифровых технологий очень быстро трансформирует подходы, и знания быстро меняются. Люди, которые решают новые задачи, должны уметь быстро перестраиваться в условиях новой реальности. Важно обеспечить непрерывную подготовку после окончания вуза. Если каждые 2-3 года вы не повышаете свою квалификацию, вы будете все время отставать.

Другой важный аспект работы современного инженера - кросс-функциональность. Сегодня большое количество задач решается на стыке различных областей знаний. Мы хотим, чтобы наши выпускники имели достаточно широкий кругозор и могли не только сами решать задачи, но и работать в командах, а также организовывать вокруг себя такие команды, сформированные из специалистов различных направлений, конструкторских школ, национальностей и культур. Я думаю, что здесь у МАИ есть богатый опыт: одной из особенностей выпускников МАИ является умение решать сложные и комплексные задачи.

Инженеры часто работают в командах. Почему они в командах не учатся?

Я считаю, что они должны обучаться в командах, и, вовлекая студентов в научно-исследовательские работы, мы формируем у них навыки работы в командах. Мы как раз заняты перестройкой учебного процесса, чтобы наладить обучение в том числе в междисциплинарных программах.

МАИ вошел в приоритетный список вузов, определенных правительством для привлечения иностранных студентов в рамках реализации проекта по экспорту российского образования. Какие проекты по набору иностранцев вы могли бы выделить в этом году?

Считаю, что экспорт образования - это одно из важных направлений развития подготовки кадров. Если мы хотим иметь сильные позиции в мире, то должны готовить студентов не только для своей экономики, но и для других стран, в том числе укрепляя тем самым наши позиции. Сегодня в МАИ обучается больше тысячи иностранных студентов. В этом году еще около 400 иностранных студентов будет принято в вуз. Это в полтора раза больше, чем мы принимали в предыдущие годы. Нам это удалось за счет того, что мы развиваем целый ряд новых направлений подготовки, в том числе развиваем англоязычные программы обучения.

Когда в июне прошлого года вы возглавили вуз, то говорили о желании развивать вуз как инновационный центр, который бы объединял образовательные процессы, а также исследовательские и предпринимательские направления деятельности. Расскажите о ходе реализации этой задачи.

За этот год мы проделали большую работу с точки зрения существенного увеличения объемов научно-исследовательских работ, которые ведет Московский авиационный институт в интересах индустрии. Год еще не завершился, но наш прогноз объемов научно-исследовательских работ в этом году в полтора раза выше по сравнению с результатом предыдущего. Выручка превысит 2 млрд рублей. Это дает возможность активнее привлекать студентов к участию в этих работах и активнее формировать те приоритетные направления, развиваясь по которым, мы, собственно, создаем предпосылки для устойчивого развития российской промышленности.

Для нас увеличение объема научных исследований - это не самоцель, а элемент формирования новой среды, о которой я говорил. Мы сегодня работаем в рамках долгосрочных контрактов с предприятиями промышленности. Нашими основными заказчиками являются предприятия Объединенной авиастроительной корпорации, "Ростеха", Объединенной двигателестроительной корпорации, "Роскосмоса" и других корпораций. Мы вместе с ними работаем над совместными направлениями научных исследований, модернизацией системы целевого приема и программами повышения квалификации сотрудников этих предприятий.

Хочу особо отметить несколько наших новых проектов. Мы создали Школу управления МАИ и в сентябре в партнерстве с ОАК, ОДК, ОСК запускаем образовательную программу и будем обучать специалистов высокотехнологичных корпораций в рамках выполнения ими проектов в логике управления жизненным циклом.

1 сентября началось обучение по совместной англоязычной магистерской программе с Шанхайским транспортным университетом. В ходе обучения студенты - а им предстоит по окончании программы работать на российских и китайских авиастроительных предприятиях - будут получать актуальные для разных этапов реализации программы создания нового российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета знания от лучших в отрасли специалистов-практиков.

В этом году мы открываем IT-центр, который призван упрочить позиции университета по такому актуальному направлению, как информационные технологии.

Расскажите о стратегии развития МАИ.

Основной целью реализации стратегии является формирование новой инновационной среды в МАИ. Мы хотим вывести университет на качественно новый уровень. И нашей конечной целью является создание на базе МАИ университета третьего поколения - университета, который смотрит в будущее и формирует направления перспективного развития, внедряет их в реальную жизнь. Одними из ориентиров нашей стратегии являются задачи по существенному увеличению научных исследований, доли иностранных студентов и повышению качества образовательных программ. Для реализации этих задач мы используем новые современные подходы, открываем новые направления подготовки.

МАИ активно участвует в программах Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и Национальной технологической инициативы. Мы работаем над моделированием будущих рынков для беспилотной авиации, занимаемся анализом транспортных коммуникаций и транспортных систем, которые появятся в будущем. Насколько перспективные виды транспорта могут изменить всю транспортную модель? Это задачи, которые перед нами стоят. Когда мы станем университетом третьего поколения? Это зависит от большого количества факторов. Наша цель - добиться радикальных изменений в ближайшее время!

 

Дайджест прессы за 3 октября 2017 года | Дайджест публикаций за 3 октября 2017 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Объединенная авиастроительная корпорация (в процессе тестирования)

Комментарии к новости

Компания Инновакс готова участвовать в этом процессе и внедрять аддитивные технологии в авиастроение РФ.
Российские самолеты при нормальном инвестировании могут быть лидером среди других авиакомпаний. Было бы просто замечательно!
экономисты говорят, что это невозможно. Поэтому выпускают 10-20 самолетов SSJ-100 в год через 10 лет после начала их производства.То же будет с МС-21.

1.В России огромная коррупция, которая не позволяет развивать авиацию. Чиновников, замеченных в преступлениях не увольняют, не судят.
Коррупция разорила огромное количество стран. Например богатую ранее Аргентину, Нигерию.

2.Размер заработной платы не контролируется правительством, как и цены на некоторые виды продовольствия. B Рocсии анархия.
Во всех странах мира наоборот. Минимальная часовая оплата труда строго регулируется.

Поэтому имеем как в Африке комичную картину. Люди работают, но их зарплата 9500 руб в месяц не позволяет им прожить. Она меньше минимального прожиточного уровня 11 000 руб. Люди начинают воровать, плохо работают. Продавец в магазине получает 1 доллар в час.
В соседней Финляндии 9 евро. Я видел обьявление, которое возможно только в России или Африке:
Требуются врачи, инженеры, рабочие. Зарплата 300 долларов в месяц.

Oтсутствие профзоюзов, законов, честной полиции и чиновников породили сверхэксплуатацию населения в России, как в Африке, его грабеж, которого не было 110 лет назад. Это закончится военным переворотом или революцией.
Затем санкции.
1.Против около 30 бандитов и жуликов чиновников и их друзей.
https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/OFAC-Enforcement/Pages/20170109.aspx
https://openrussia.org/post/view/8751/
http://www.forbes.ru/novosti-photogallery/237358-kto-popal-v-spisok-magnitskogo-lyudi-i-obvineniya?photo=1
Они возглавляют гос корпорации. Санкции ввoдятся против конкретного лица, виновного в краже госбюджетных денег, убийстве или yчастие в его организации краж госбюджетных денег, убийстве, но и на компанию, которую он возглавляет.
2.Агрессия против Украины, развязывание там войны, привело к дополнителным санкциям.
3. Сбитый граждански самолет из Европы. Престyпление, по словам европейцев, сделали российские военные с помощью уникальнои техники, которая выпускается только в России.
Поэтомy введены санкции на российский экспорт и будут еще новые.
https://www.kommersant.ru/doc/3474005

Это привело к потерe рынкa сбита оружия и дрyгой продукции в Европе, США, Австралии, Новой-Зеландии,Канаде. К потере курса рубля в 2 раза по отношению к Евро c 2014 г.
Это глyпая политика ссорится со всеми странами, разбрасывать деньги госбюджета другим странам типа Египта, будет изменена.Точно также вбyхивали миллиарды долларов в Китаи, Вьетнам, Кубу, Алжир. Алжирцы, страны Африки не платили денег за поставленное им оружие когда там шла гражданская война.
Одновременно сейчас идет разграбление Газпрома.
Cмешно, что правительство России ведет страусиную политику, утверждая что ничего оно не делало и ничего страшного не происходит.Изображая другие правительства дураками
14:51 Горскин Дмитрий пишет:
Это привело к потерe рынкa сбита оружия и дрyгой продукции в Европе, США, Австралии, Новой-Зеландии,Канаде.
******************
Перечислите пожалуйста, каким западноевропейским странам за последние 5 лет Россия поставляла боевые самолёты.
И не болтайте ерундой - из стран НАТО на покупку новых боевых самолётов в РФ не решится никто, а турки, только попробовав купить ЗРК (не самолёты!), получили скандал не хуже чем киприоты.
Наша боевая авиация что в ЛеБурже, что на Фарнборо только развлекала европейцев, демонстрируя свои возможности в полёте за счёт госбюджета РФ. Так что нехрен возить туда боевую авиацию (тем более с таким отношением к РФ!). А свозить есть куда и без них - Дубаи, Китай. Да и к нам на МАКС больше ездить будут, чтоб на выступления Русских Витязей посмотреть ;-)

Это глyпая политика ссорится со всеми странами, разбрасывать деньги госбюджета другим странам типа Египта, будет изменена.Точно также вбyхивали миллиарды долларов в Китаи, Вьетнам, Кубу, Алжир.
***************
За 2016 год в Китай поставлено 4 Су-35, во Вьетнам 2 Су-30МК2, в Алжир 8 Су-30МКИ. На 2017 год от Египта был заказ на МиГ-29М, от Китая - на Су-35, от Алжира - на Су-30. Даже Куба, утерев не густые сопли, за восстановлением лётной годности Ан-158 пошла в РФ, а не на Украину. Напрасно вложили, говорите?
А в Европу на шоу надо гражданскую технику возить. Пусть SSJ покупают (прецеденты есть) да за МС-21 в очередь пристраиваются. Ну и за Ми-8 тоже...
радикальные изменения - запретить поезда)))
Почему вас интересуют боевые самолеты России, проданные на Фарнборо?
Там были заключены сделки ранее по многим компонентам, в том числе на гражданские самолеты.Если туда запрещают показыватся Российским предприятиям, они терпят ушерб.Под словом разбрасывать деньги я имел ввиду поставки самолетов арабам, когда там шла гражданская воина, например в Алгире, Эритрее, Эфиопии.Денег у них не было платить.Ничего они не платили.Долг им добренкие депутаты простили.
https://vpk.name/news/198145_alzhir_ocenil_russkii_berezhok_bmp2m_stala_odnoi_iz_luchshih_v_mire.html?utm_source=vpkname&utm_medium=otnews&utm_campaign=donews&utm_term=ot198483&utm_content=do198145

https://lenta.ru/articles/2010/07/26/buysell/
Замглавы Федеральный службы по военно-техническому сотрудничеству России Анатолий Пунчук рассказал "Интерфаксу" о заявках на оружие от Сербии, причинах неучастия в "Фарнборо-2018"
http://www.interfax.ru/interview/588201
21.11.2017 Горскин Дмитрий пишет:
Почему вас интересуют боевые самолеты России, проданные на Фарнборо?
*************
Потому что приведённый Вами заголовок звучит как:"Авиасалон в Фарнборо не увидит российской военной техники".

Там были заключены сделки ранее по многим компонентам, в том числе на гражданские самолеты.
****************
Гражданские самолёты показывать не запретили?

З.Ы. Так что с ответами на вопрос о количестве военных самолётов производства РФ, поставленных в западную Европу?